logo search
Теория социальных технологий Учеб

13.1. Технологии политического анализа

В сфере политики необходимо решать конкретные задачи, искать наиболее приемлемые для людей способы и технологии достижения целей, поэтому нужен особый подход к пониманию и изучению политических явлений. В отличие от научных подходов, свойственных теоретической политологии, которая стремится выявить сущностные черты и характеристики политических явлений, вскрыть их наиболее принципиальные связи и отношения, обосновать тенденции и закономерности развития, этот прикладной подход нацелен на решение практических проблем и имеет свою специфику.

Вообще говоря, "технологически" ориентированные формы и разновидности политических представлений направлены не на создание теорий или производство знаний, систематизирующих представления о сходстве и различиях политических явлений, а на прикладное использование имеющегося научно-теоретического потенциала при решении практических и вполне конкретных задач в политическом пространстве.

Прикладной анализ политики, таким образом, затрагивает не все ее пространство, а лишь те области, которые имеют важнейшее практическое значение для всего процесса функционирования государственной власти. В настоящее время подобными областями являются процессы урегулирования и разрешения конфликтов, принятия политических решений, ведения переговоров, организации избирательных и информационных кампаний и некоторые другие. Вокруг таких областей исторически сформировались и субдисциплины, освещающие проблемы принятия политических решений (policymaking), формирования и реализации политических проектов (policymanagement), разрешения и урегулирования политических конфликтов (conflictmanagement), ведения переговоров и др. Среди них выделяется политический анализ (policyanalisys), который представляет собой особую политическую технологию, описывающую способы и процедуры исследования конкретных политических проблем.

Вообще термином "политический анализ" (от гр."analysis" –разложение, расчленение) принято обозначать, во-первых, метод мысленного расчленения политических явлений на составные части, а во-вторых – совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации [46, с. 14]. В этой связи политический анализ – особая прикладная политическая дисциплина со своим предметным полем и другими особенностями. Вместе с тем он является единой исследовательской основой всех прикладных субдисциплин. Таким образом, если в широком смысле это словосочетание можно использовать для обозначения всех научных исследований политики, то в узком, специальном значенииполитический анализ рассматривают как прикладную дисциплину, которая формулирует основные, направленные против субъективизма и произвола требования к изучению конкретных проблем, поиску их наиболее приемлемых решений и определению необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности [49, с. 431].

Разработкой технологий политического анализа как прикладной области научных знаний занимаются технологи, ана­литики, эксперты, консультанты, пиармены (специалисты в области налаживания информационных связей политических структур с общественностью), работники партийных аппаратов, помощники публичных политиков – словом, все те, кто занимается обслуживанием профессиональной деятельности публичных политиков, корпоративных политических структур (например, консультативных агентств), органов государственного управления. Итогом деятельности этих специалистов являются разнообразные советы и рекомендации, прогнозы, планы и программы деятельности государственных и партийных органов, аналитические справки для совершенствования деятельности органов управления и другие материалы, направленные на оптимизацию решения конкретных политических проблем.

Возможность адекватной оценки конкретной политической ситуации зависит, прежде всего, от того, правильно ли выберет аналитик соответствующие проблеме средства и приемы познания. В технологиях политического анализа имеется три основных уровня исследовательских подходов.

Первый уровень отражает наличие основополагающих теоретических установок, на базе которых можно формулировать исследовательские гипотезы, т.е. определить наиболее широкие рамки постановки конкретных задач и целей, выявить принципиальные ограничения в определении необходимых для этого средств, методов и ресурсов. Эти подходы дают возможность найти наиболее общие параметры политической ситуации, понять связь конкретных политических явлений с природной и социальной средой, "встроить" представления о политически значимой проблеме в картину мира, окружающего аналитика. Такие макротеоретические подходы могут быть основаны на принципах формулировки идеальных типов явлений, признании устойчивых тенденций и закономерностей политического развития, основополагающих идеях теории рационального выбора и т.п. Однако, несмотря на их принципиальное значение для технологий политического анализа текущей ситуации, такие теоретические подходы, как правило, специально не рефлексируются, существуют как бы латентно, исподволь предопределяя основные методы анализа конкретной проблемы.

В логическом аспекте макротеоретические модели – концептуальная основа видения политической ситуации – последовательно дополняются критериями второго уровня, которые фиксируют уровень и тип той области властных (управленческих) отношений, в рамках которой формируется эта ситуация. Например, она может относиться к сфере межнациональных или социальных конфликтов и при этом быть фрагментом процесса регионального или, скажем, локального уровня. В этом же контексте можно оценивать и некоторые другие показатели и свойства ситуации: стабильна она или нестабильна, включена в среднесрочные или долгосрочные планы субъекта политической деятельности и т. п. Чтобы аналитик мог видеть ситуацию в таком ракурсе, у него должны быть воззрения, характеризующие его приверженность тем или иным подходам к оценке понятий "изменение" и "развитие", а также раскрывающих понимание им источников и механизмов политической динамики. Как правило, такая модель политической динами­ки формируется на основе синтеза различных теоретических концептов среднего уровня.

На этом этапе анализа нужно определить отраслевую специфику политического процесса, от которой зависит выбор соответствующих технологий. Учет этого уровня показателей политического процесса дает возможность лучше понять специфику изменений в определенной его сфере (например, связанной с особенностями межнациональных или конфессиональных конфликтов), а, следовательно, и более конкретно определить задачи, которые более предметно ориентируют деятельность субъекта. Скажем, при организации избирательных кампаний нужно установить очередность таких действий: формирование рабочих команд, проведение предварительного маркетинга политического рынка, чтобы установить политические пристрастия электората, выдвижение кандидатуры депутата, опубликование его программы, проведение рекламных мероприятий и т.д. Но даже в этом случае можно разрабатывать политические технологии применительно к каждой из поставленных конкретных задач, переходя, к примеру, на уровень детализации действий по сбору средств на избирательную кампанию или определения технических процедур и приемов, способствующих формированию публичного облика кандидата в общественном мнении.

В дальнейшем на этой теоретической основе проводят третий уровень анализа, или микроприкладной ситуационный анализ, основное средство "расколдовывания" политической ситуации. Его доля в исследовательских операциях самая большая, в это время как макротеоретические и отраслевые конструкции играют в них роль предпосылочного знания. Микроаналитическое исследование окончательно локализует политическую ситуацию и при этом синхронизирует ее оценку с видением политического процесса в целом. На уровне микроанализа решают и одну из самых трудных задач в формировании технологий – обеспечение адекватного перехода от общетеоретических конструкций к их операционализации и выражению в практических рекомендациях.

Третий уровень анализа, таким образом, связан уже с непосредственным отражением сложившихся реалий в конкретной политической ситуации. Независимо от применяемых конкретных методик анализ политических событий основан на использовании дискретного подхода, при котором ситуацию рассматривают как определенный фрагмент в цепи политических событий и изменений. При этом анализируют действия (мыслительные и практические) конкретного субъекта (индивидуального, группового), изучают мотивы, установки, формы его поведения. Поскольку основное внимание уделено раскрытию психологических мотивов деятельности человека, постольку технологии политического анализа можно рассматривать как разновидность поведенческих исследований.

Применяемые исследовательские подходы, как правило, связаны с определенными технологическими фазами и этапами политического анализа. Поэтому, рассматривая технологию по­литического анализа как специфический исследовательский процесс, можно выделить в его структуре внутренние логические этапы, которые предопределяют успешность познавательно-прикладных действий. С точки зрения американских ученых Дж. Мангейма и Р. Рича, к основным этапам этого аналитического процесса можно отнести следующие: этап концептуализации проблемы, ее моделирования, составления программы исследования конкретной проблемы, выбора методов ее исследования [49, с. 438].

Смыслом начального этапа реализации технологии политического анализа являетсяконцептуализация проблемы. Для этого нужно рассмотреть конкретную ситуацию с точки зрения ее влияния на реализацию интересов важнейших политических субъектов, на деятельность органов государственного управления, их взаимодействия с зарубежными партнерами и вообще на существенное изменение политического контекста. Необходимо тщательно собрать информацию, сформулировать проблемы, охарактеризовать ее наиболее отличительные черты и структурные компоненты, отличия от иных проблемных ситуаций.

На втором этапе реализации технологии политического анализа выполняют моделирование проблемы, т.е. вырабатывают представления, несколько упрощающие, но в то же время способствующие целостному восприятию ее наиболее значимых элементов, структуры, внешней и внутренней формы. Как правило, такую модель строят на основе определенной исследовательской гипотезы, в рамках которой выявляют и уточняют важнейшие параметры проблемы. Характеристики проблемы уточняют посредством последовательной операционализации, т.е. трансформации абстрактных, качественных оценок проблемы в явные показатели, из которых можно получить количественное описание ее изменений. Уточнение шагов и действий при проведении таких наблюдений составляет содержание процедуры инструментализации. А завершает эти действия измерение проблемы, т. е. выделение соответствующих индикаторов (объективно измеряемых показателей состояния ситуации с известными предельными значениями), которые дают возможность раскрывать причинно-следственные связи, выработать критерии успешных и неудачных действий, определить постоянные и переменные показатели как позитивных, так и негативных изменений ситуации и т. п.

В принципе, эти действия упрощают содержание политической ситуации до ее основных значений и формализуют их. В идеале моделирование дает максимальную формализацию с использованием математического аппарата для описания политических явлений. Поэтому его можно рассматривать как процесс рационализации представлений аналитика, в результате которого после уточнения параметров ситуации и перехода от качественных оценок к количественным проблема предстает как вполне измеряемое явление, изменение параметров которого можно проверить. В целом процесс моделирования должен быть логически непротиворечивым, подчиненным задачам верификации выводов.

Следующий, третий этап технологии политического анализа – составление программы исследования, обоснование логики анализа конкретной проблемы и формулировка задач. На этом этапе формулируют конкретные цели исследования, уточняют значения переменных показателей для различных вариантов решения поставленной задачи, детально описывают программу наблюдений. Это дает возможность на этом этапе определить, как наиболее важные (структурные) факторы влияют на решение проблемы, выявить последствия их позитивного или негативного воздействия, сформулировать альтернативы решения и прогнозы относительно предположительной динамики ситуации, а также выработать стратегию действий субъекта политической деятельности и т. д.

Задача такой программы – упорядочение эмпирических данных. Но в результате ее решения, по сути дела, формируется многоуровневая исследовательская конструкция, которая связывает воедино все имеющиеся и получаемые знания и предполагает постепенное развертывание исследований в направлении решения конкретной практической задачи. Поэтому разработку такой программы можно расценивать как создание самокорректирующегося способа овладения ситуацией.

В зависимости от характера анализируемой ситуации и того, какой тип целей превалирует, можно формировать раз­личные программы политического анализа:

  1. прогностические, направленные на исследование будущей гипотетической ситуации;

  2. актуальные, предназначенные для анализа текущей ситуации;

  3. ретроспективные, ориентированные на поиск новых подходов к интерпретации уже произошедших политических событий.

Принципиальное значение имеет и четвертый этап технологии политического анализа – выбор методов исследования проблемы и решения конкретной задачи. Применяемые на этом этапе методики имеют междисциплинарный характер. Для решения любой конкретной задачи необходимо выбрать приоритетные средства и приемы исследования в зависимости от характера проблемы, подготовленности аналитиков и условий, в которых осуществляется анализ. При всех вариантах непременно нужно сочетать качественные и количественные, теоретические и эмпирические подходы. Применяемые методы могут разниться и по форме (например, метод "мозгового штурма", индивидуальной или групповой экспертизы и т. п.).

Наряду с выбором методов исследования неотъемлемая составляющая этого этапа политического анализа – определение правил, процедур, а также уточнение последовательности операций, упорядочивающих применение разнообразных техник и методик познания. Такие правила применения методов основаны на логически последовательных методических и организационных процедурах, которые объединены целями получения достоверных данных о том или ином политическом явлении и использования этих результатов на практике.

В результате применения технологии политического анализа формируется определенное знание, выраженное в форме окончательной или промежуточной рекомендации, совета, установки на действие, которое в дальнейшем необходимо донести до заказчика. Иногда же, при крайней неясности политической ситуации, это может быть не только готовая рекомендация, но даже формулировка проблемы, лишь в малой степени снижающая неопределенность знаний об исследуемой ситуации и проясняющая позиции заказчика.

Принципиальное значение для успешного использования технологии политического анализа имеют сбор и постоянное уточнение поступающей информации. Для выработки профессионального совета, выбора соответствующих технологий решения задачи эта информация должна отвечать таким требованиям: необходимости (что означает прежде всего ее соответствие характеру решаемой проблемы); минимальной достаточности для полноценного рассмотрения проблемы; надежности (она должна быть достоверной) и своевременности (т.е. представленной в нужное время и в нужном месте). При этом нужно стремиться к тому, чтобы информация могла исчерпать потребности аналитика в сведениях о конкретной политической ситуации. Кроме того, должна быть обеспечена и воспроизводимость результатов политического анализа, возможность их проверки.