logo search
Теория социальных технологий Учеб

13.2. Технологии политического консультирования

Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого технологического звена и механизма обеспечения целого ряда политических процессов. Например, и в сфере принятия решений, и в избирательном процессе согласование интересов или избрание депутатов длительное время осуществлялось непосредственными участниками этих действий, и не было предусмотрено никаких дополнительных специальных функций при реализации этих целей. Однако со временем ситуация стала существенно изменяться, особенно в таких базовых политических процессах, как выборы и государ­ственное управление, где наиболее ярко проявилась потребность в высококвалифицированных действиях.

Так, усиление конкуренции на выборах, повышение требований избирателей к кандидатам и усложнение мотивации электорального участия выявили потребность в более тщательном планировании и управлении поведением избирателей. Для этого нужно хорошо знать электоральную психологию, запросы граждан, их типичные реакции на стандартные и критические ситуации, а также многие другие параметры их поведения, могущие повлиять на их политические предпочтения и выбор. Такая ситуация породила потребность в специальных исследованиях электорального рынка, обобщении опыта предыдущих кампаний, планировании и прогнозировании действий в целях наиболее эффективного вложения средств и финансирования действий того или иного избирательного объединения. Вследствие специального и весьма непростого характера подобных функций, которые не мог выполнить сам кандидат или его ближайшие помощники, стали подбирать соответствующих профессиональных исполнителей – политических консультантов, технологов и т.п.

Аналогичные процессы происходили и в других областях политики, в частности в сфере принятия политических решений. Так, крайнее усложнение объектов политического управления и регулирования, динамичность изменений в сфере власти, а равно и постоянное возрастание социальной цены за допущенные ошибки побуждали руководителей обращаться к специалистам в экономической, финансовой и других областях. Длительное время потребность в таких специализированных знаниях удовлетворяли работники аппарата управления. Однако со временем выявилась недостаточность их усилий вследствие их корпоративных интересов, личной заинтересованности в том или ином решении. К тому же по мере развития рыночных отношений возрастала конкуренция государственных органов с организациями частного сектора по вопро­сам обслуживания населения, что повлекло за собой перераспределение денежных потоков.

В то же время деятельность ряда корпораций давала примеры эффективности специальных, но независимых консультантов, привлеченных для экспертизы корпоративных проектов. Так, в 1914 г. в Чикаго возникла первая фирма современного типа, специализировавшаяся на предоставлении консультационных услуг. Сеть таких структур все время расширялась, превращая консультантов в постоянных участников процесса разработки целей и принятия решений. Консультант, таким образом, становился носителем современных научных знаний и передового опыта, готовым дать для клиента объективную оценку состояния дел (ситуации) и на этой основе удовлетворить его потребности в тех или иных областях его управленческой деятельности.

Итак, на протяжении XXст.институт политического консультирования постепенно утверждался какнеотъемлемый механизм совершенствования управленческой деятельности в различных областях политической жизни. Он стал таким же постоянным участником взаимодействий политических субъектов, как партнер или конкурент. К настоящему времени он превратился в институт специализированного анализа социальных и политических процессов, предоставляющий результаты своей деятельности определенному (персональному или групповому) "заказчику" (клиенту). Он не удовлетворяет все потребности в совершенствовании управления, но является неотъемлемой составной частью этого процесса. Сегодня политическое консультирование – это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности. По сути дела, оно стало механизмом совершенствования практики управления и руководства политическими процессами и организациями, рационализации их структуры, последовательности действий и т. п.

В этой связи выделяют такие основные задачи консультирования в политической сфере:

Несмотря на богатство политических и управленческих ситуаций, обстоятельств и запросов клиентов, технологии политического консультирования, как правило, осуществляются в двух основных формах: рефлективного и игрового консультирования.

Технология рефлективного консультирования состоит в том, что консультант как формулирует те или иные рекомендации, так и стимулирует саморефлексию руководителя под их влиянием. В этом случае консультант играет роль подсказчика, не только направляющего деятельность руководителя и корректирующего его представления и действия, но и побуждающего своими советами его собственные размышления о различных аспектах своей профессиональной деятельности. При этом консультант может оказывать такое целенаправленное воздействие благодаря демонстрации своих знаний, в то же время, выказывая уважение к знаниям клиента, посредством доверительного общения, использования своих личностных свойств и характеристик (настойчивости, убедительности и т. п.), пробуждая у руководителя чувство тревоги за судьбы его дела и других.

Технологию игрового консультирования используют в тех случаях, когда консультант либо сомневается, что его рекомендации будут использованы на деле, либо он сам не может до конца четко и ясно составить свои рекомендации, и ему нужна дополнительная информация, имеющая конфиденциальный межличностный или частный характер. В таком случае консультант использует две игровые формы: учебную, которая имитирует абстрактную ситуацию, внешне похожую на сложившуюся в организации (стране, регионе и т.д.), либо практическую, моделирующую именно те обстоятельства, которые возникли в этой организации и имеют проблемный характер.

Во втором случае консультант предлагает либо инновационную модель игры, рассчитанную на получение от ее участников новой информации, сведений, достаточных для принятия или уточнения решений, либо организационно-деятельностную, в которой моделируются и уточняются ролевые позиции и мотивации основных игроков, надеясь на то, что разыгрываемые действия заставят людей посмотреть на ситуацию глазами консультанта и стимулируют их повторить то же самое в реальных условиях.

Игровые формы представляют собой более сложную, как бы живую методологию исследования ситуации, построенную на использовании частично программируемых действий для уточнения оценок и прогнозов развития событий. Как правило, все они включают в себя три основные стадии: диагностики ситуации, выработки решения иреализации поставленных целей.

В процессе взаимодействия с клиентом консультанты могут играть разные роли, лежащие в основании типологии их действий. В целом спектр типов консультантов довольно разнообразен. Так, выделяют внешних консультантов, привлекаемых из другой организации, ивнутренних, т. е. специалистов, работающих в этой организации и способных выполнить экспертные функции;групповых ииндивидуальных, отечественных имеждународных и т. п.

Весьма распространена типология консультантов по уровню их специальных знаний. В частности, в этом контексте выделяют "ученого", "исследователя" и "эксперта". "Консультант-ученый" выполняет задачи носителя научных воззрений в широкой сфере (например, в области конфликтологии) либо в более узкой предметной области (специалист по этническим конфликтам). В силу сугубо научной приверженности таких консультантов их контакты с клиентом, как правило, имеют эпизодический характер, а результаты исследований применимы на практике только частично. Деятельность таких специалистов обычно бывает направлена на формулирование долгосрочных прогнозов или оценок, качественно снижающих неопределенность представлений о сложившейся ситуации в целом. Особенно велика роль таких консультантов в нестабильных политических условиях, переходных или трансформационных процессах.

"Консультант-исследователь" тоже занимается в основном научными изысканиями, однако он является специалистом в узкой проблематике, востребованной клиентом. Если этот консультант – специалист в области конфликтологии, то он, как правило, углубленно изучает противоречия между конкретными странами, этносами, жителями определенных территорий и т.п. Поскольку главный ориентир профессиональной деятельности такого консультанта – теоретическое знание, потребность в нем со стороны клиента бывает невысокой.

Третий тип – "консультант-эксперт", в основном специалист-практик в узкой области политических отношений: по работе избирательного штаба со средствами массовой информации, согласованию интересов в избирательных структурах, политическому прогнозированию и т. п.Экспертиза –это суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенной для использования при принятии решений. По профессиональному статусу политический аналитик не обязан иметь фундаментальные, специальные знания во всех проблемных областях, представляющих интерес для его клиента – лица, принимающего решение.

Экспертизы бывают индивидуальные и коллективные, однотуровые и многотуровые, с обменом информацией между экспертами и нет, анонимные и открытые. Многообразие областей применения экспертного оценивания делает достаточно многообразным и гибким используемый экспертами аппарат анализа.

"Консультант-эксперт" может исполнять функции оценивающего советчика, преподавателя-тренера (обучающего персонал тем или иным навыкам) и ревизора (осуществляющего по заданию руководства независимый контроль за некоторыми участками деятельности организации).

Некоторые зарубежные специалисты в области консультирования, в частности М. Кубр, выделяют "консультантов по ресурсам" и "консультантов по процессу" [55]. Смысл такого разделения состоит в том, что деятельность консультантов первого типа в основном связана с предоставлением специализированной информации, диагностикой ситуации, выдвижением предложений и замечаний к плану руководства и т. п. Такой тип консультирования применяют тогда, когда руководитель хочет воспользоваться знаниями специалиста, но не желает, чтобы тот касался организационных изменений в его подразделении. А "консультант по процессу" не только поставляет специализированную информацию, но и сам пытается осуществить некоторые структурные изменения в этой организации, т.е. является определенным субъективным фактором внутренних изменений.

Консультантам приходится принимать участие в различных политических процессах, решении разнообразных управленческих задач. Но при всем разнообразии технологий политического консультирования им присущи общая логика, наличие универсальных фаз и этапов взаимодействия с заказчиком в зависимости от специфики их задач и целей. Особенно показательно в этом отношении консультирование отдельных политических и государственных организаций в процессе принятия решений.

Первые контакты заказчика и консультанта, следующие за приглашением последнего для выполнения работ, соответствуют подготовительному этапу консультирования. По существу, на этом этапе очерчивают круг задач, которые должен решать консультант при первичном знакомстве с организацией. Прежде всего, он должен выяснить подлинные причины обращения к нему заказчика, поскольку нередки случаи, когда сторонних специалистов приглашают в неблаговидных целях: чтобы списать средства, использовать эксперта для разрешения личных проблем руководства, создать у вышестоящих руководителей видимость научного обеспечения последующих решений и т. п. Но наиболее распространены случаи, когда консультанта приглашают в связи с одной проблемой (например, снижением эффективности труда государственных служащих), а в действительности в организации существует иная проблема (ухудшение отношений персонала организации и руководства).

Для выяснения таких проблем консультант на этом этапе должен провести первичную диагностику проблемы, чтобыпрояснить проблемную ситуацию, определить наиболее явные сильные и слабые стороны в деятельности пригласившей его структуры. Для этого консультант проводит серию интервью с отдельными членами коллектива и руководства организации, групповые микроопросы, возможно, даже анкетирование служащих, а впоследствии обобщает итоги своих предварительных наблюдений. Составная часть такой работы – ознакомление консультанта с доступным аналогичным опытом. Заказчик, заинтересованный в успехе работы консультанта, должен стремиться как можно полнее проинформировать его о положении дел в проблемной области. От консультанта нельзя скрывать ничего существенного, что могло бы повлиять на постановку целей и их достижение в будущем. Поэтому скрытность заказчика – симптом его неквалифицированного отношения к работе консультанта.

По мере прояснения проблемной ситуации консультант готовит поле для своей будущей деятельности. На этом этапе выясняют, что можно считать полным или частичным успехом в разрешении ситуации, а, следовательно, и как оценивать профессиональную деятельность консультанта. В случае групповых форм консультирования подбирают специалистов нужного профиля (например, при обеспечении предвыборных кампаний – на позицию менеджера по работе со средствами массовой информации, аналитика, руководителя предвыборного штаба и т.п.).

Важная задача на подготовительном этапе – техническая подготовка консультирования. Сюда входит выяснение потребностей консультанта в специальном оборудовании (средствах связи, компьютерной технике и т.п.), обеспечении условий его работы (готовности соответствующих помещений, транспорта и т.п.). Иначе говоря, это процесс мобилизации ресурсов консультирования. В итоге консультант и заказчик заключают договор, определяющий порядок работы.

После завершения подобных формальностей наступает второй, основной этап, важнейшим содержанием которого является текущая диагностика проблемной ситуации. По сути дела, на этом этапе консультант проводит вторичный, более углубленный анализ первоначально выявленной проблемы, который направлен на выяснение ее внутренних и внешних связей, выработку определенных индикаторов, упорядочивающих событий. В результате не только уточняется понимание цели, но и проясняются возможности консультанта при ее достижении. Выявляя ранее не замеченные, но существенные аспекты проблемы, консультант может внести соответствующие изменения в договор с заказчиком.

Эта вторичная углубленная диагностика проблемы состоит в сборе разносторонних данных, применении качественных и количественных методов исследования задачи, использовании существующих баз данных, анализе структурных факторов, текущих событий и изменений (расстановки сил на избирательном рынке, мотивов поведения участников, расхода и приобретения ресурсов и т. п.). На этой основе выясняют причины проблемной ситуации, а также группы факторов, оказывающих на нее положительное и отрицательное влияние; состав субъектов, которые должны принимать участие в разрешении конфликта; основные акции и интеракции в этой области.

Результатом этих двух диагностико-исследовательских этапов технологии консультирования является отчет о диагности­ке, составляемый консультантом и предъявляемый заказчику, в котором должны быть указаны причины неэффективной де­ятельности организации.

Затем, зная причины проблемной ситуации и круг лиц, принимающих участие в ее урегулировании, консультант приступает к завершающему этапу –разработке предложений по разрешению сложившегося противоречия.

Центральное звено этого этапа – уточнение информационной базы консультирования, для чего консультант согласовывает свою экспертную информацию с информацией, име­ющейся у заказчика. Консультант должен ознакомиться с конфиденциальной информацией заказчика. Возможно, это поможет понять самые общие ограничения, в рамках которых заказчик может предпринимать действия по выходу из ситуации. Например, участники избирательных кампаний, чтобы обыграть соперника, нарушают не только этические нормы (например, в деятельности обслуживающих заказчика средствах массовой информации), но и некоторые инструкций ЦИК и даже законы. Поэтому консультант должен понять, каковы пределы действий, на которые может пойти заказчик. Иными словами, консультанты должны сконцентрировать свои усилия на приемлемых для заказчика действиях.

Формулировке предложений на основе этой более широкой информации предшествует моделирование ситуаций, создание определенных сценариев развития событий, выработка правил и норм деятельности. Консультант должен также довести до сведения заказчика, каковы будут последствия принятия и непринятия его предложений в каждой из моделей, при любом прогнозе развития событий. В итоге консультант документально оформляет свои предложения.

На следующем этапе – реализации предложений –участие консультанта может быть двояким. Если в договоре предусмотрено участие консультанта в реализации проекта, то он выполняет конкретные функции в практической деятельности организации. Если договор ограничивает деятельность консультанта только формулировкой предложений, то на этом этапе он не участвует в процессе совершенствования деятельности. Иногда характер участия консультанта заново оговаривают и документально оформляют особым договором с заказчиком.

В том случае, если консультант принимает участие в реализации предложений, он устанавливает связи и отношения с различными лицами и группами внутри и вне организации. При этом могут возникнуть и определенные "трения". После эффективного сотрудничества на предыдущих этапах могут установиться достаточно напряженные отношения с заказчиком, а может быть и наоборот. Опыт показал, что включенное консультирование (участие в реализации предложений) более целесообразно, поскольку практика может порождать новые факты, которые нужно осмыслить, а затем откорректировать деятельность. Благодаря этому легче достичь консенсуса между всеми действующими и вовлеченными в этот процесс субъектами.

На завершающем этапе взаимодействия консультант и заказчик подводят итоги сотрудничества, дают общую оценку процессу консультирования, производят окончательно расчет по обязательствам сторон, а также определяют планы на будущее сотрудничество.