logo search
Теория социальных технологий Учеб

9.5. Миротворческие технологии

Миротворческие технологии – это один из видов социальных праксеологических технологий, направленный на своевременное распознавание и предотвращение острых антагонистических массовых конфликтов (от лат. "conflictus" –столкновение), которые могут перерасти в общественные кризисы или катастрофы. Миротворческие технологии стали активно развиваться в новейшее время, справедливо называемое периодом массовых социальных конфликтов, которые очень разнообразны и представляют собой достаточно серьезную опасность для будущего развития цивилизации.

Наиболее опасные социальные конфликты приводят к расходу огромного количества ресурсов, к страданиям и гибели людей, а также сдерживают поступательное развитие общественной системы. Поэтому для стабильного развития современного общества особое значение приобретает не только знание природы массовых социальных конфликтов, но и умение регулировать их посредством разработки и реализации миротворческих технологий.

Социальные конфликты исследует специальная отрасль интегрального социального знания, называемая конфликтологией. Значительный вклад в ее становление и развитие внесли такие видные ученые, как К. Маркс, А. Токвиль, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Д. Белл, К. Боулдинг, Е. Нордлинжер и многие другие. Конфликтология как самостоятельная сфера научного знания изучает такие основныепроблемы: 1) сущность и основные разновидности социальных конфликтов, их причины и роль в обществе; 2) тенденции и закономерности развития социальных конфликтов, а также пути и технологии их профилактики и разрешения.

Вообще под социальным конфликтом понимают высшую ступень развития социальных противоречий в обществе, которая характеризуется острым столкновением противоположных сторон (социальных сил), а также тенденциями усиления их сознательного противоборства в ходе реализации противоположных целей и интересов. Социальный конфликт – это силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим количеством социальных субъектов вследствие несовпадения их целей, интересов, ценностей или потребностей. Чаще всего он представляет собой столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, действий или целей больших социальных групп людей в обществе.

Поскольку социальные конфликты – весьма сложные социальные образования, то для их классификации (которая необходима для разработки миротворческих технологий) используют достаточно много различных оснований, таких как сфера приложения конфликта; тип участников конфликта; степень сложности конфликта; его предмет и масштаб; степень открытости, направленность и степень остроты; количество участников; степень новизны предмета конфликта; возможность его разрешения; социальные последствия и механизм протекания конфликта (табл. 32).

В основе любого конфликта лежат противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные или несовпадающие интересы, желания, цели и влечения оппонентов. Чтобы социальный конфликт начал разрастаться, необходим определенный инцидент – повод, после которого одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Конфликт –это конфликтная ситуация плюс инцидент. При этом инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, которые нужно разрешить.

Важную роль в социальном конфликте играет фактор времени, потому что конфликту свойственно разрастаться, проходя определенные этапы развития, среди которых выделяют следующие: 1) осознание конфликтующими сторонами своих интересов; 2) понимание конфликтующими сторонами законности своих притязаний; 3) инцидент или открытое вступление в конфликт, т. е. проявление вражды (именно на этом этапе предпринимают первую попытку урегулировать конфликт с помощью управленческих воздействий, а если эта попытка не удается, то конфликт развивается дальше); 4) разрастание и углубление конфликта (на этом этапе выявляются противоборствующие группы, проявляются скрытые причины, что объясняется поддержкой конфликта со стороны окружающих, а также поиском других сторонников). На этом этапе конфликт "обрастает" новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком, поэтому руководитель должен действовать и оперативно принимать меры. Нужно ввести конфликт в определенные рамки, принять необходимые правила и проце­дуры, которые признаваемы обеими сторонами, или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, которая является авторитетом для других. Если же попытка разрешить конфликт не удается, то он продолжается уже в иных, более острых формах; 5) переход конфликта в антагонистическую стадию, т. е. стадию открытой конфронтации; 6) разрешение конфликта; 7) постконфликт, который возможен, особенно в том случае, когда конфликт разрешен посредством нахождения компромисса.

Представленную классификацию и периодизацию социального конфликта можно эффективно использовать при его диагностике, что, по сути, сводится к определению места конкретного конфликта в данной классификационной системе на каждом его уровне. В результате этого удается получить довольно полное описание социального конфликта, его подробную характеристику (своеобразную "фотографию"), которая является важным и необходимым условием при разработке конкретной технологии предотвращения конфликта.

Одним словом, разрабатывая миротворческую технологию, важно помнить, что социологическая наука неоднозначно подходит к оценке роли конфликта в развитии современного общества, выделяя при этом конструктивные и деструктивные конфликты. Однако какая бы роль ни отводилась социальному конфликту в обществе, всегда возникает необходимость перехода людей от конфликтного поведения к нормальному, т. е. нужны миротворческие технологии. Поэтому при их разработке необходимо принимать такие меры:

Выбор миротворческой технологии зависит от стадии конфликта, его характера, претензий участников конфликта, а также от возможностей миротворцев. Это дает возможность определить основные фазы (этапы) разработки миротворческих технологий для разрешения производственных, политических, этнических, религиозных, идеологических и других социальных конфликтов:

  1. диагностика конфликта с целью выявить происхождение, масштабы, структуру, характер и последствия конфликта;

  2. оценка конфликта с точки зрения его природы и возможностей преодоления;

  3. выбор определенной стратегии разрешения конфликта (одной стратегии либо нескольких ее вариантов);

  4. формирование технологии разрешения конфликта, в том числе определение ресурсов, кадров, четкого плана или сценария действий (рис. 26).

Таблица 32