logo search
Теория социальных технологий Учеб

Характеристика методов аналитической деятельности

Наименование метода

Характеристика метода

1

2

Метод декомпозиции

Расчленение сложного явления на простые составляющие. Объектом расчленения могут быть как реальные социальные, так и абстрактные интеллектуальные системы. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т. е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение этой новой модели с ее предшественницей

Метод сравнения

Сравнение изучаемых систем, явлений или процессов с другими, чтобы обнаруживать их особенности, специфику и различные свойства

Нормативный

Обоснование совокупности нормативов, отражающих эффективность системы. Реальную систему сравнивают с нормативной, чтобы выявить характер отклонений от установленной нормы

Метод агрегирования

Преобразование исходной модели в другую с меньшим количеством переменных или ограничений, что дает более объективное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса

Метод аналогий

Доказательство аналогии между двумя объектами, а также перенос системы объяснений с одного объекта на другой

Метод исключений

Постепенное исключение значительной группы составляющих на основании закона исключения третьего, смысл которого в том, что истинно либо высказыва­ние, либо отрицание, а третьего не дано

Гипотетический

Выдвижение, обоснование и доказательство гипотез. Часто этот метод сводится к "обстреливанию" проблемы со всех сторон с помощью как можно большего количества вопросов, на которые нужно дать ответы

Метод закономерностей

Поиск устойчивых, неслучайных повторяющихся и объективных характеристик или связей между родственными явлениями и процессами

Метод "минимакса"

Частный случай метода закономерностей, предполагающий поиск минимальных или максимальных характеристик явления либо процесса

Балансовый

Выделение двух сторон чего-либо, которые определяют целое и уравновешивают друг друга

Метод классификаций

Упорядочение объектов по существенным их призна­кам, классам или типам

Метод ранжирования

Присвоение совокупности объектов, явлений и процессов некоторых числовых величин на основании интуиции либо в соответствии со степенью выраженности некоторого их признака или свойства

Метод проб

Выбор некоторых объектов из совокупности и их испытание

Метод отклонений от средней величины

Вычисление некоторой средней величины и отклонения от нее

Метод моделирования

Построение модели, которая отражает существенные свойства и стороны анализируемого объекта в упро­щенном виде, т. е. замена реального объекта его аналитической моделью

Метод амбивалентности и противоречия

Поиск для объяснения чего-либо амбивалентного ему явления (например сытость — голод, большой — маленький и т. п.), а также противоречий, определяющих суть изучаемого явления

Метод парадокса

Рассмотрение явления с неожиданных позиций, которые не соответствуют общепринятым научным представлениям

Метод систематизации

Приведение имеющихся данных в некоторую систему, чтобы объяснять их с позиций системного подхода

Метод экстраполяции

Распространение выводов, полученных в ходе наблюдения за одной частью явления, на его другую, неисс­ледованную часть, т. е. перенесение или распростране­ние характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее

Метод индукции и дедукции

Индукция — построение умозаключения, в котором из знаний о части предметов определенного класса делают вывод обо всем классе явлений. Дедукция предполагает обратную операцию, когда из знаний обо всем классе явлений делают вывод об одном предмете этого класса

Метод идеализации

Мысленная процедура, связанная с представлением о каком-либо объекте как идеале и последующим его сравнением с реальным объектом

Метод формализации

Исследование объекта посредством перевода его качественных характеристик в некоторую знаковую, количественную, формализованную форму

Метод упрощений

Представление анализируемого объекта в виде некото­рой упрощенной его модели

Морфологический

Выделение вначале основных характеристик объекта, составляющих его ось (остов), а затем фиксация по каждой из них всевозможных вариантов

Метод контрольных вопросов

Составление перечня вопросов, на которые нужно дать ответы

Метод фокусирования

Перенесение в фокус внимания исследователя отдельных объектов, чтобы получить их оригинальное видение

Метод

"мозгового штурма"

Организованная система свободных высказываний участников анализа о малоизученной проблеме с зап­ретом критики высказываний со стороны коллег

Метод эмпатии

Аналитик входит в образ анализируемого объекта, т. е. представляет себя изучаемой его "деталью" и ос­мысливает с ее позиций выполняемые ею действия

Метод синтеза

Соединение (синтез) элементов объекта после процедуры аналитического их разложения, а также проверка эффективности и тождественности объекта самому себе

Метод отбора

Изучение не всей совокупности явлений, а лишь неко­торой ее части, отобранной по определенным правилам

Метод "от противного" (от обратного)

Изменение ситуации на диаметрально противополож­ную, с последующим осмыслением ее характеристик

Метод плюсов и минусов

При анализе какого-либо явления выделяют как по­зитивные, так и негативные его стороны, а затем в зависимости от их соотношения принимают решение о выборе

Метод обобщения (генерализации)

Переход от индивидуального к общему

Аксиоматический

Построение теории или концепции на основе каких-либо исходных положений (принципов, постулатов, аксиом)

Метод "ревизора", или "злого учителя''

В рассуждениях, аналитическом материале, в анализируемой системе на основании знания сущностных зако­номерностей отыскивают ошибки или слабые стороны

Метод "бритва Оккама"

На основании принципа У. Оккама "Сущности не следует умножать без необходимости", — устраняют излишние положения, допущения, свойства или аспекты изучаемого объекта, явления или процесса

Метод вероятности

При узком подходе — использование оценки вероятно­сти или степени возможности проявления некоторого события при определенных условиях, а при широком подходе — использование методологического аппарата теории вероятностей

Метод причинности

Выявление причинно-следственных связей на основа­нии принципов, разработанных Дж. Миллем

Метод "черного ящика"

Разработанный в кибернетике подход к изучению объекта, о котором нет никаких сведений. Исследователь делает выводы об устройстве объекта, мысленно воздействуя на его входы и регистрируя информацию на выходе. При этом "ящик" постепенно превращает­ся из "черного" в "серый", а потом — в "белый"

Метод оптимизации

Поиск в соответствии с некоторым критерием наилуч­шей в данных условиях характеристики, состояния, функции или оценки изучаемого объекта, явления или процесса

Метод аппроксимации

Приближенное выражение анализируемых объектов через более простые

Графический

Построение удобных для анализа объекта блок-схем, рисунков, матриц, таблиц, графов, диаграмм и т. п.

Метод ограничений

Введение некоторых переменных, которые отражают сущностные характеристики анализируемого объекта

Рис. 30. Модель универсальной технологии аналитической деятельности

Таблица 36