logo search
Теория социальных технологий Учеб

11.4. Информационно-аналитические технологии

Информационно-аналитическая деятельность и ее технологии становятся важнейшей характеристикой современного общества. Это обусловлено довольно вескими обстоятельствами. Во-первых, происходит усложнение всех социальных объектов и процессов, каждый из которых представляет собой сложные, сверхсложные, полиструктурные, полифункциональные и динамические социальные системы. Во-вторых, современное общество имеет значительный инновационный "тонус". Оно непрерывно изменяется, не оставаясь постоянным на длительных этапах развития. Поэтому нужно постоянно обновлять устоявшиеся схемы его понимания. В-третьих, в жизни современного человека постоянно увеличивается количество разнообразных факторов, которые влияют на ход событий, т.е. жизнедеятельность людей носит все более динамический и ситуативный характер. В-четвертых, в социальном управлении человек все чаще сталкивается с весьма сложными проблемами, которые необходимо решать. Однако довольно часто просто невозможно делать это в автоматическом режиме, поскольку эти проблемы помимо типических черт характеризуются своей неповторимостью, из которой следует потребность неоднозначного их решения.

В результате названных и целого ряда других обстоятельств информационно-аналитическая деятельность и ее технологии становятся чрезвычайно разнообразными. Несмотря на то, что такая деятельность ведется издавна, классификация ее видов в современном науковедении еще полностью не сложилась. Это связано с тем, что она стала профессиональной лишь в XXст., когда во многих странах мира возникли интеллектуальные корпорации ("фабрики мысли"), а также информационно-аналитические отделы и службы в органах государственной власти и управления, в компаниях, банках, политических партиях и общественных организациях. Такая классификация, на наш взгляд, должна быть основана на принципах многовекторности и системности. При этом основаниями классификации могут быть тип анализируемого объекта, специфика научной сферы, используемые методы, уровень познания и место, занимаемое им в познавательном процессе (табл. 34).

В этой классификации некоторые виды анализа, выделенные по первому и второму основаниям, пересекаются. Например, экономический анализ выделяют и по объекту анализа, и по отрасли науки. Однако смысл классификации по этим двум основаниям заключается в том, что первое основание открывает объектный мир анализа, который накладывает существенный отпечаток на аналитическую деятельность, а второе указывает на научный патронат анализа, т. е. его развитость в пределах той или иной отрасли научного знания. Подобные пересечения можно наблюдать и по остальным основаниям классификации. С одной стороны, это показывает сущностный характер выделенных признаков классификации, а с другой – обнаруживает определенные языковые затруднения в обозначении оттенков и граней, отличающих один вид анализа от другого, а также сходного с ним по названию.

При этом информационно-аналитическая деятельность и ее технологии реализуют, как правило, посредством применения конкретных методов или способов аналитической деятельности, которые представляют собой частные технологии (табл. 35).

Выбор того или иного метода познавательно-аналитической деятельности зависит от уровня и вида анализа изучаемого объекта, явления или процесса, а также от уровня квалификации исследователя (аналитика).

Хотя технологии аналитической деятельности и ее методов довольно разнообразны, все они имеют общие блоки операций, которые составляют определенную модель универсальной технологии анализа. Как видно из рис. 30, в технологии аналитической деятельности сначала определяют объект, предмет и проблему, формирование которых характерно для любой исследовательской деятельности, в том числе и аналитической. Последующий шаг направлен на построение идеальной модели объекта и предмета, что обеспечивает создание нормативной базы для аналитической деятельности. После этого можно приступать к выдвижению различных гипотез, чтобы более предметно осмыслить анализируемую проблему.

Следующий шаг сводится к определению типа или вида анализа. По сути дела, он представляет собой обращение к предложенной выше классификации аналитической деятельности. Выбор типа анализа предопределяет другой выбор – конкретных методов аналитической деятельности, что также предполагает обращение к соответствующей их классификации. Затем следует применить выбранные методы к предмету исследования в аспекте проверки гипотез. Завершается технологическая модель аналитической деятельности формулировкой аналитических выводов и разработкой соответствующих рекомендаций.

Дать развернутую характеристику всех видов аналитической деятельности, приведенных в табл. 35, и ее технологий не представляется возможным, так как для этого необходимо специальное научное исследование. Поэтому остановимся более подробно на характеристике тех из них, которые наиболее широко распространены в научно-практической аналитической деятельности и оказывают существенное влияние на развитие социальных технологий. Именно эти основные виды анализа (табл. 36), которые отличаются значительной динамикой развития и представляют собой более частные технологии аналитической деятельности, определяют ныне содержание различных видов профессиональной аналитики.

Таблица 34