logo search
Теория социальных технологий Учеб

9.1. Технологии социального планирования

Социальное планирование представляет собой процесс выбора целей социальной деятельности, а также комплекса решений, необходимых для их достижения. Это один из видов универсальных праксеологических технологий, который характеризуется функцией научного управления общественными процессами и включает в себя разработку планов развития социальных объектов на основе анализа достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением [27, с. 110-111].

Планы развития социальных объектов содержат перечень того, что должно быть сделано наиболее рациональным способом, а также определяют необходимые ресурсы, последователь­ность и время выполнения работ (или осуществления мероприятий) для достижения поставленных целей. В социологической науке термин "план" имеет несколько значений: 1) определенный порядок или последовательность в изложении чего-либо (например, научного труда, художественного произведения и т. п.); 2) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения (учебный, производственный, народнохозяйственный план и т. п.); 3) замысел, предусматривающий определенный ход действий или развитие чего-либо (например, личности, группы или общества в целом); 4) чертеж в условных знаках, детально отображающий в масштабе на плоскости участок местности или сооружение [28, с. 241].

Под планом, таким образом, подразумевают официальный документ, в котором отражены: прогнозы развития социального объекта (личности, группы или общества) в будущем; промежуточные и конечные цели и задачи; механизмы координации текущей социально-преобразовательной деятельности и распределения ресурсов, а также стратегии действий на случай чрезвычайных или непредвиденных обстоятельств. Следовательно, разработка технологий социального планирования всякой человеческой деятельности включает следующиепроцедуры:

В настоящее время социальное планирование, выполняемое с помощью разнообразных технологий, относится к наиболее популярным видам человеческой деятельности в различных сферах общества. При этом его рассматривают в двух аспектах: как самостоятельный вид социальной деятельности и как составную часть всякой человеческой деятельности, которая невозможна без плана. Существует три основных вида планов:

  1. планы-цели, представляющие собой определенный набор качественных характеристик желаемого состояния социального объекта или отдельных его элементов в будущем. Эти цели согласовывают и ранжируют по тому или иному принципу, однако никогда не связывают ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используют, как правило, при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости развития конкретных событий в будущем;

  2. планы для повторяющихся социальных действий, предписывающие их сроки, а также порядок выполнения в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно в них предусматривают "окна", чтобы обеспечить свободу маневра в непредвиденных ситуациях, когда необходима коррекция;

  3. планы для неповторяющихся социальных действий, составляемые для решения специфических проблем, которые возникают в процессе развития и функционирования социального объекта. Такие планы могут иметь форму программы, бюджета поступления или распределения ресурсов и др.

По срокам выполнения планы принято подразделять на долгосрочные (свыше пяти лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от одного до пяти лет), выполняемые в виде различных программ; краткосрочные (до одного года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые, как правило, на срок от одного дня до одного месяца.

Идея планирования общественного развития впервые была выражена в трудах утопистов XVII-XIXвв. (Т. Мора, Ж. Мелье, Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна), которые выдвинули многочисленные гипотезы "лучшего обустройства человеческой жизни" и управления общественными процессами. Однако уже к концуXIXв. планирование все чаще становилось достоянием практики решения экономических проблем. Правда, плановость рассматривали преимущественно в рамках управления крупными производственными образованиями – трестами, концернами, фирмами.

Термин "социальное планирование" впервые употреблен в "Новом курсе" Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего социально-экономического кризиса 30-х годовXXв. В дальнейшем в социологии США это понятие анализировали в тесной связи с формами и методами реализации социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения [32, с. 439].

Теория и практика планирования экономических и социальных процессов была впервые апробирована в бывшем СССР. Наиболее яркий пример – программа ликвидации неграмотности в стране, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы общества на решение этой задачи перспективного значения.

Нужно сказать, что идея планирования наиболее наглядно проявляла себя с конца 20-х годов XXст., начав воплощаться в плановых разработках, а затем в первом пятилетнем плане развития СССР, который содержал специальный раздел "Социально-экономические проблемы" и меры по их решению. Иначе говоря, первый пятилетний план был самым социальным по сравнению с последующими.

Теория и практика социального планирования продолжали развиваться, хотя эта терминология не всегда использовалась, – реально происходили процессы, которые обогащали эту специальную сферу науки и практики социальной деятельности. Одним словом, человеческая жизнедеятельность выдвинула настоятельную потребность в распространении технологий социального планирования по всей линии "наука – производство – общество": от планирования фундаментальных научных исследований к планам социально-экономического развития государств, регионов и городов, а также планам развития культуры, быта и других сфер общественной жизнедеятельности.

В связи с возрастанием на современном этапе влияния социальных процессов на развитие общественного производства, а также учета различных факторов его оптимизации: политических, экономических, духовных, социально-культурных, психологических – постоянно расширяется плановый горизонт, что порождает настоятельную необходимость усовершенствования процессов социального планирования, их технологизации. Сегодня остро встает и вопрос о долгосрочном планировании общественного развития, а также о его оптимальном соотношении с текущими планами развития социальных объектов. Очень важно в этом процессе учитывать фактор времени, к экономии которого, в конце концов, сводится вся экономия общественных ресурсов. Опоздание или замедление в сроках реализации пла­новых мероприятий, предусмотренных различными программами развития социума, может вызвать диспропорции, нарушения темпов и ритма развития, а также существенно усложнить скоростной маневр ресурсами для оптимального решения различных общественных задач.

Технологизация социального планирования – это научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов и пропорций) развития социальных объектов и процессов, а также основных средств их внедрения в жизнь. Длительное время планомерное усовершенствование социальных отношений рассматривали в значительной мере как возможность, пределы реализации которой были жестко ограничены уровнем развития человеческого общества. При этомобъектами социального планирования являются все уровни социальной организации – от общества в целом и каждой из сфер общественной жизни до конкретных социальных процес­сов, которые происходят как в территориальном (область, район, город, село, трудовой коллектив), так и в функциональном аспекте (в сфере экономики, политики, культуры, науки, образования, бытового обслуживания и т. п.).

Что касается общества в целом, то в нем разрабатываются перспективные технологии планового решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость. Неумение найти целевые ориентиры, постепенно обновлять, корректировать и сопоставлять их между собой в значительной мере характеризуют практику социального планирования в СССР, когда провозглашаемые цели не стыковались с реальной практикой. В то же время в тех странах, где скрупулезно учитывали социальные параметры (в ФРГ, Франция, а затем Италии и Греции), добивались серьезных успехов в решении всех без исключения общественных проблем с помощью технологий социального планирования.

На уровне отдельных сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной – технологии социального планирования предусматривают планомерное решение таких проблем, как улучшение условий и содержания труда, профессионально-квалификационная подготовка, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической жизни и т. п. Плановое их решение – залог обеспечения рационального взаимодействия человека и общества.

На региональном (или территориальном) уровне технологии социального планирования представляют собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов в регионе, области, городе и других административных единицах. Для эффективного функционирования общества огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном аспекте, особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показывает опыт, главной целевой установкой для технологий регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни людей.

И, наконец, технологии социального планирования на уровне производственных организаций или трудовых коллективов предполагают реализацию ведущей целевой установки – побуждения человека к творческой работе, обеспечения максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни. Накопленный опыт свидетельствует, что на этом уровне наиболее действенными оказались технологии социального планирования, которые базировались на трех подходах. Первый из них состоит в учете того, что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития своей организации и как он сам будет изменяться под влиянием происходящих глобальных и локальных социальных изменений.

Второй подход основан на том, что действенность технологий социального развития зависит от условий, созданных для человека, и тех конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Необходимо обеспечить единство усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни людей, и теми возможностями, которыми располагает конкретная организация или регион. Важнейший аспект реализации этого подхода – совершенствование материальной заинтересованности людей в конечных результатах своего труда.

Третий подход состоит в том, чтобы процессы взаимодействия человека с организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не происходили стихийно, а направлялись его осознанной социальной деятельностью, активным участием в управлении делами общества и конкретного производства.

Технологии социального планирования независимо от уровня социальной организации можно представить в двух основных формах: 1) как технологии адресного социального планирования; 2) технологии планирования с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов.

Технологии адресного социального планирования включают разработку и обоснование системы знаний, которую доводят до сведения различных государственных или общественных организаций. При этом ставят задания по достижению определенного уровня общественного развития. Прежде всего, это касается рационального соотношения и пропорциональности в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное их состояние, тенденции изменений, уровень использования науки и техники, потребности людей.

Эти технологии связаны с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Длительность планового периода нельзя задать априорно; ее следует определить на основе единства качественных и количественных показателей. Опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал широкий простор административно-командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития. Между тем при разработке технологий планирования социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучают конкретные условия, возможности и потребности. Затем определяет, какие элементы или составные части социальных процессов не поддаются государственному и общественному регулированию. Применительно к ним ставят задачу их количественного измерения и прогнозирования, чтобы принять соответствующие решения в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий.

Эти технологии планирования учитывают также те перемены, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы уменьшить объем труда, не требующего квалификации, или тяжелого физического труда, помимо планирования технического прогресса регулируют рост квалификации рабочих. Планы повышения их профессионального уровня предполагают, прежде всего, ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно быть отражено изменение содержания труда многих профессий. И, наконец (это особенно важно), многие специальности останутся только как этап в трудовой деятельности человека.

Наряду с этим технологии социального планирования должны учитывать тот факт, что ряд социальных процессов ограничивают его развитие. Необходимо исследовать эти условия, чтобы определить степень свободы. С одной стороны, социальное планирование опирается на материальные, финансовые и трудовые ресурсы. С другой стороны, любой социальный процесс взаимосвязан с другими явлениями, поэтому нужно учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры (содержащиеся в плане) на смежные области общественного развития.

Кроме того, в технологиях социального планирования с использованием косвенных рычагов необходимо учитывать интересы различных социальных групп. Если при решении экономических задач их интересы в основном совпадают, то этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, в сфере производства важной целью является минимизация затрат при реализации поставленной задачи. А уменьшать затраты при планировании социальных процессов – значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп, ведь максимального социального результата не всегда можно достичь минимизаций затрат.

В чистом виде этих двух форм технологизации социального планирования практически не существует. Однако технологии социального планирования посредством косвенных рычагов стали особенно актуальными в связи с проведением социально-экономических реформ, а также в результате демократизации всех сфер общественной жизнедеятельности.

Важная особенность технологий социального планирования состоит и в том, что они ориентированы, прежде всего, на конечный результат, а не на сам процесс. Ведь социальное планирование далеко от импровизации – оно всегда требует значительного аналитического мышления [2]. По сути, его следует рассматривать как специфическую разновидность социоинженерной деятельности, значительную роль в которой играют исследовательские процессы и процедуры. Кроме того, технологии социального планирования дают существенные преимущества в социально-преобразовательной деятельности. Они устраняют неопределенность в действиях людей, точно определяют их цели, при достижении которых удается избежать ошибок, так как дают возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации, опережая время. Ценность технологий социального планирования в значительной степени зависит и от возможностей реализации планов, определяемых целями и действиями человека. Социальное планирование, таким образом, – деятельность в настоящем, чтобы хорошо подготовиться к будущему и успешно реализовать его.

Сущность проблемы технологизации социального планирования можно понять, осмыслив взаимосвязь этапов социально-планирующей деятельности с ее методами и теми основаниями, на которые приходится опираться при разработке конкретных технологий планирования социальной деятельности (рис. 11).

Технологии социального планирования базируются на целом ряде принципов – определенных правил, которые необходимо учитывать в процессе их разработки. Основным из них считаютпринцип участия максимального количества сотрудников той или иной организационной структуры в работе над планом (или программой) уже на самых ранних этапах его выполнения. Этот принцип обусловлен тем, что люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем "спущенные сверху", поскольку они им ближе и понятнее.

Другой важный принцип социального планирования – принцип непрерывности, который обусловлен соответствующим характером социально-преобразовательной деятельности. В соответствии с ним планирование рассматривают не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатывают с учетом выполнения прошлых и того, что они являются основой для составления планов в будущем. Этим, как правило, обеспечивается преемственность технологий социального планирования.

Непрерывность технологий социального планирования требует соблюдения принципа гибкости, предполагающего необходимость корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости технологий планирования в них закладывают так называемые "подушки", дающие в определенных пределах свободу для маневра.

Рис. 11. Взаимосвязь методов, этапов и оснований при разработке технологий социального планирования

Важным принципом социального планирования является принцип экономичности, суть которого состоит в том, чтобы эффект от внедрения той или иной технологии планирования превышал затраты на его разработку.

Немаловажная роль в процессе разработки технологий социального планирования отводится принципам иерархичности и целесообразности, которые проявляются в том, что цель развития общества включает в себя целую иерархическую систему целей, а наличие общих для всего общества целей не исключает их специфичности, так как общество состоит из множества подсистем и конкретных социальных объектов, каждый из которых занимает определенное место в общественной системе и решает свои, особенные цели и задачи.

Единство и взаимосвязанность отдельных частей общественной организации требует соблюдения в социальном планировании принципа согласования технологий планирования (или планов) в форме координации и интеграции. Первая осуществляется по горизонтали, т.е. между подсистемами одного уровня, а вторая – по вертикали между выше- и нижестоящими уровнями социальной организации.

Наконец, очень важным принципом технологизации социального планирования является принцип создания необходимых условий для выполнения плана.

Принцип системности предписывает рассматривать технологии социального планирования как единство познавательной и социально-преобразовательной деятельности, а также выделять их специфику в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, духовной и т. п. Кроме того, при социальном планировании нужно учитывать также территориально-административные, национальные, географические и другие особенности.

Перечисленные выше принципы универсальны, т.е. пригодны для различных уровней общественной организации. Однако это не исключает и того, что на каждом из этих уровней могут применяться и свои специфические принципы. Например, при планировании работы оборудования в цехе предприятия важную роль играет принцип узкого места, согласно которому выпуск продукции нужно определять, исходя из возможностей той единицы оборудования, которая имеет самую низкую производительность. Между тем на уровне промышленного предприятия этот принцип обычно не применяется, зато важнейшую роль играетпринцип научности.

Среди основных принципиальных аспектов социального планирования, которые существенно влияют на эффективность его технологий, следует также выделить такие, как гибкость планирования, т. е. способность учитывать меняющиеся ситуации; простоту построения планов, их унификацию; методологическую, методическую, информационную (компьютерную) и кадровую обеспеченность планирующей деятельности; выработку социальных показателей, которые достаточно сложно сформулировать и представить в количественной форме.

Важную роль в построении технологий социального планирования играют также методы планирования, под которыми следует понимать как способы выполнения, так и способы разработки планов, программ или задач.

Общие методы социального планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы достижения целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим в социальном планировании является балансовый метод, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченных ресурсах. В настоящее время на первый план все больше выходятметоды технологизации социального планирования,которые связаны с существованием рыночных отношений, когда особенно важно выделить социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников социальных преобразований, предоставляя им благоприятные условия для проявления и реализации своей творческой активности.

Научность технологий социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы дают возможность выполнить плановые задания, обосновать их реальность, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод, который соединяет в себе анализ и обобщение социальной информации, также является важным способом построения технологий социального планирования. Его суть сводится к тому, что в ходе планирования социальный процесс расчленяют на составные части и на этой основе определяют направления реализации намеченной социальной программы.

Все большее значение в последнее время приобретает метод вариантов, сущность которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач на основе возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью являетсяметод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяют возможный путь как первое приближение, а затем последовательно уточняют его. Применение этого метода при разработке технологии социального планирования связано с поиском оптимального варианта решения социальной задачи, а также с правильным выбором приоритетов развития социального объекта или процесса.

Комплексный метод представляет собой разработку программы (плана) с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых, экономических и социальных, – а также с определением исполнителей и сроков. Для его применения в сфере технологизации социального планирования нужно соблюсти следующие требования: определить темпы и пропорции развития социального процесса, создать его статистическую и динамическую модели, выработать основные показатели плана.

При разработке технологий социального планирования все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Широко признан и распространен также метод социального экспериментирования, в ходе применения которого уточняют механизмы действия объективных законов и особенности их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, а также проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в технологиях социального планирования занимают математические методы. Такое название в известной мере условно. В действительности речь идет о количественном анализе с использованием перечисленных выше методов социального планирования. Математические методы не отменяют социального анализа, а опираются на него и способствуют дальнейшему его совершенствованию.

В настоящее время количественный анализ опирается на линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теорию игр и т. п. Всем этим формально-логическим количественным процедурам отведена роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории, методологии и технологиях социального планирования важно уметь применять количественные характеристики, так как формальная логика (и математика вообще) – важное средство получения новых знаний. Однако для практической реализации этих знаний необходима не только истинность в математическом смысле, но и правильная интерпретация результатов. Только на основе комплексного использования методов социального планирования с помощью количественного анализа можно выработать оптимальное решение. При этом результаты количественного анализа нужно всегда сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не абсолютизировать количественные характеристики.

Таким образом, количественный анализ и математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в технологизации социального планирования. Их нужно постоянно развивать и совершенствовать, соотносить полученные результаты с социальными целями общественного развития.

И еще один аспект. В зависимости от ресурсных возможностей (прежде всего, экономических и финансовых) социальной системы можно использовать три основных подхода к разработке технологий социального планирования. Если ресурсы социальной системы ограничены и не предвидится появление новых в будущем, то цели ставят, в первую очередь, исходя именно из этих ресурсов и в дальнейшем не пересматривают их даже тогда, когда появляются какие-либо благоприятные возможности, так как на их реализацию может просто не хватитьсредств. Такойудовлетворенческий подход используют преимущественно небольшие по численности социальные объекты (организации), главная цель которых – выживание.

Более обеспеченные в ресурсном отношении социальные системы могут позволить себе изменять технологии социального планирования, подстраиваясь под новые возможности и привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, разработанные однажды технологии социального планирования не обязательно остаются неизменными; в зависимости от ситуации их можно корректировать и изменять. Такой подход к планированию социальной деятельности называется адаптационным.

И, наконец, социальные системы (общество, институты, организации и т. п.), располагающие значительными ресурсными возможностями, могут использовать при социальном планировании оптимизационный подход, исходящий не из ресурсов, а из целей. Если проект может быть прибыльным, то, как правило, не жалеют средств на его реализацию.