logo search
Теория социальных технологий Учеб

Классификация трудовых ассоциаций

Основание классификации

Виды трудовых ассоциаций и их характеристика

1

2

Сфера деятельности

Производственный коллектив, занятый в сфере материального производства;

обслуживающий, действующий в сфере услуг;

коллектив, работающий в сфере науки, образования, культуры, спорта (и других отраслях духовной сферы), осуществляет научно-исследовательскую, кульурно-образовательную, спортивную и другую деятельность

Форма собственности

Государственный трудовой коллектив, оснований на государственной форме собственности;

кооператив, т. е. коллектив, основанный на коллективной форме собственности;

арендный коллектив, основанный на аренде собственности у государства или кооператива;

коллектив, базирующийся на частной форме собственности, когда владельцем собственности коллектива является частное лицо

Уровень развития

Формирующийся коллектив, пребывающий в стадии возникновения и становления;

реорганизуемый, переживающий процесс обновления и реформирования;

Уровень сплоченности

сплоченный, которому свойственно единство целей, интересов и ценностей

стабильный, который устойчиво функционирует

разобщенный, расколотый на враждебные группировки;

разъединенный, состоящий из нескольких сравнительно автономных групп;

Масштабы

  • Крупный, численность которого составляет тысячи человек;

  • средний, численность которого составляет сотни человек;

малый, численность которого составляет десятки человек

Организационные связи

Первичный, который представляет собой объединение людей, совместно выполняющих общую задачу и связанных между собой межличностными контактами;

вторичный – совокупность первичных коллективов

Время существования

Постоянный, который существует длительное время;

временный трудовой, созданный на период достижения определенной цели или решения задачи

При разработке социальных технологий трудовых ассоциаций нужно учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, социальные технологии многовариантны вследствие разнообразия форм собственности на средства производства и видового разнообразия самих трудовых коллективов. Важнейшим принципом разработки социальных технологий в этом случае является учет и выражение специфики трудовых ассоциаций.

Во-вторых, трудовые коллективы реализуют активность и динамику человеческих ресурсов, а также социальные резервы и потенциал трудовой ассоциации. Социальные технологии должны иметь гуманоцентристскую ориентацию и обеспечивать накопление и реализацию человеческого капитала.

В-третьих, нормирование социальных технологий трудового коллектива предполагает конструирование систем управления и самоуправления, развитие социально-психологического климата, построение алгоритмов поведения, дисциплины, инициативы, мотивации, культуры труда и имиджа трудовой ассоциации. На социальные технологии трудовой ассоциации довольно сильное влияние оказывает техника, орудия труда и сама трудовая деятельность.

В-четвертых, технологии трудовых коллективов являются проблемными, т. е. они ориентированы на профилактику или решение тех или иных социальных проблем коллектива. Взаимосвязь основных проблем трудовых коллективов и способов технологического их разрешения наиболее полно представлена в табл. 18.

Таблица 18