logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

4.9.1 Две точки зрения на процесс формирования мировоззрения и миропонимания

Если говорить об информации, приносимой чувствами на протяжении жизни индивида, то в этом потоке можно выделить информацию, которую можно назвать «первичной». «Первичная» – это та информация, которой в психике индивида не было ранее того момента, как она впервые стала доступна личности. Вся остальная информация, приносимая органами чувств, представляет собой некие дубли, вариации и комбинации той информации, которая в качестве первичной некогда попала в психику индивида.

Создание туннелей реальности, другими словами, формирование мировоззрения и миропонимания без поступления первичной информации невозможно ни в аспекте расширения кругозора, ни в аспекте наращивания детальности субъективной модели Жизни. Без поступления новой первичной информации возможны только перестройка системы взаимосвязей между компонентами мировоззрения и миропонимания, и моделирование течения событий и творчество, но только на основе уже наличествующей в психике информации. В психику человека первичная информация попадает только в результате озарений Различением как способностью выделить информацию из потока событий. В озарениях Различением Бог предоставляет информацию индивиду соответственно его предназначению (судьбе), соответственно его нравственно обусловленным жизненным интересам, целеустремлённости и фактической деятельности, – в зависимости от того, как это всё субъективное соотносится с целями и путями осуществления Промысла.

Это касается не только первичной, но в ряде случаев и информации, не являющейся первичной, когда она повторно даётся в озарении Различением как намёк-подсказка, хотя в других ситуациях такая же информация может проходить мимо восприятия неразличимой на фоне всего остального либо она различима, но внимание пропускает мимо факт её восприятия органами чувств.

Процесс формирования мировоззрения и миропонимания официальная наука описывает так:

Необходимость освоения больших объёмов внегенетически обусловленной поведенческой информации сопровождается появлением детства, в течение которого особь накапливает жизненно необходимый минимум этой информации либо индивидуально, либо под опекой взрослых особей. Хромосомный аппарат передаёт врождённую информацию, большей частью касающуюся строения молекул вещества их тел, что определяет, прежде всего, телесные характеристики особи и многие её прочие возможности. Информация, приобретённая в процессе воспитания в детстве и накопленная особями как опыт взаимодействия со средой каждой из них, представляет собой своего рода надстройку над фундаментом врождённого информационного обеспечения поведения (безусловных рефлексов и инстинктов). Доказано, что у животных бывают краткие периоды «импринтной уязвимости», когда нервная система может отождествить некий свой внутренний образ с объектом (фрагментом) из окружающей Реальности. Импринты174 связывают нейроны в рефлексные сети – связывают, похоже, на всю жизнь.

Фундаментальные исследования импринтирования (например, исследование, за которое Лоренц и Тинберген разделили Нобелевскую премию в 1973 году) показали, что статистически нормальный гусь импринтирует свою мать – то есть начинает отличать её от других гусей – вскоре после рождения. Этот импринт создаёт нейронную «связь», благодаря чему и сам гусёнок привязывается к матери. Такая привязанность может проявляться самыми разными способами.

В моменты уязвимости, импринтироваться может буквально что угодно. Лоренц, например, описал случай, когда гусёнок в отсутствие матери импринтировал шарик для пинг-понга. Он повсюду следовал за шариком, устраивался к нему поближе, а когда достиг половозрелого возраста, попытался вовлечь шарик в половые отношения. Другой гусёнок импринтировал самого доктора Лоренца – с теми же роковыми последствиями.

Фактор своевременности формирования тех или иных способностей человека отражён в пословице: “Не научился Ванечкой – Иван Иванычем не научишься”. Прежде всего, это касается тех способностей, которые обеспечиваются возникновением структурных особенностей в организме, для формирования которых генетическая программа отводит жёсткие, вполне определённые временные границы. Это особенно видно при формировании головного мозга во внутриутробный период и в период взросления. То же касается и формирования психики человека. Попытки вернуть в общество реальных взрослых “маугли” никогда не удавались по причине неразвитости человеческих структур (нейронных сетей) в организме (бионосителе души), т.е. неразвитости человеческой психики.

Но генетика и импринты – это ещё не всё для человеческой психики и наших воспринимаемых umwelt (эмических реальностях) в процессе создания туннелей реальности. Следует также упомянуть:

- Кондиционирование175. В отличие от импринтирования, при котором единственного переживания достаточно для установления постоянных нейронных связей, кондиционирование требует многократных повторений одного и того же переживания и при этом не устанавливается навсегда.

- Обучение. Как и кондиционирование, обучение требует многократного повторения. Но, кроме этого, оно требует ещё и мотивации. Вот почему обучение, похоже, играет менее важную роль в человеческой психике при восприятии и формировании туннеля реальности, чем кондиционирование, и гораздо менее важную, чем генетика и импринтирование.

Потенциал развития каждой особи, в поведении которой объём внегенетически передаваемой информации значителен, по всем качествам, характеризующим особь, генетически обусловлен, хотя он может и не раскрыться, не наполниться реальным содержанием, если условия среды обитания к этому не располагают, что и проявляется в судьбах реальных «маугли».

Но есть и другое описание процесса формирования мировоззрения и миропонимания с позиции знаний КОБ «Мёртвая вода».

Если вспомнить детство, особенно – раннее, и посмотреть на жизнь малышей, то жизнь человека в тот возрастной период – почти беспрерывная череда озарений Различением: по некоторым оценкам в первые семь лет человек получает столько же новой для него информации, сколько и за всю последующую жизнь…

На первый взгляд, если исходный вопрос психологии как науки: «Чем обусловлена способность человека выделить «сигнал», несущий ту или иную информацию, из потока событий Жизни?» в сознании индивида не встаёт, то ему представляется, что неподвластная индивиду способность к Различению особой роли в жизни не играет, поскольку озарения Различением во взрослой жизни редки. Однако, это не так: озарения представляют собой ключевые события на протяжении всей жизни людей, открывающие или закрывающие перед ними те или иные возможности. И в зависимости от организации психики людей, их нравственности – такие моменты озарений ведут индивидов либо на новые ступени в их развитии, либо к жизненной катастрофе – по нравственно обусловленному (возможно безсознательному) выбору каждого: хотя сам факт совершения выбора тоже может не осознаваться вследствие того, что роль (функциональность) нравственности и эмоций в психической деятельности индивида тоже большинством людей не осознаётся.

Предоставление определённой информации с предсказуемыми последствиями – является одной из разновидностей управления. И, соответственно, такое понимание источника озарений Различением и роли Различения как способности в жизни индивида, делает понятным кораническое сообщение – сура 7:

«181 (182). А тех, которые считали ложью Наши знамения, Мы низведём так, что они не узнают.

182 (183). И Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость – прочна».

То есть, если признавать истинным это кораническое сообщение, то поговорка: «Если Бог желает кого-либо наказать, то Он лишает его разума», – предстаёт как поверхностная: в подавляющем большинстве случаев люди, принимая для себя неправедные нравственные стандарты, сами лишают себя способности адекватно мыслить. И соответственно своим нравственным стандартам они избирают из потока событий жизни информацию в пределах биологической и культурной обусловленности мировосприятия, и в соответствии с ними же Бог даёт Различение, либо отказывает в таковом, заведомо предвидя последствия, вследствие чего никто и ничто не может выйти за пределы Его воли.

Бог – Вседержитель – даёт в Различение информацию, которая позволяет индивиду при той нравственности, которая у него сложилась, войти в ситуацию, в которой он мог бы переосмыслить свои нравственные стандарты и миропонимание так, чтобы они стали более адекватными Промыслу; но если индивид упорствует в своей неправедности, то та же самая информация (или некая иная дополнительно данная ему в Различение информация) ведёт его к усугублению его проблем вплоть до гибели, если он исчерпывает Божие попущение ему быть неправедным и ошибаться.

Отказ Свыше в предоставлении в озарениях Различением первичной информации и намёков-подсказок по жизни обращает всякого индивида фактически в человекообразный автомат, который не способен выйти во взаимодействии с Жизнью за пределы множества вариаций комбинаторики того информационно-алгоритмического обеспечения, которое уже наличествует в его психике.

Собственно так сдерживается и уводится на тупиковые и самоубийственные для них пути вседозволенность демонов, вследствие чего они при всех своих притязаниях на неподконтрольность и неподотчётность действий – объективно несвободны так же, как несвободны и носители типов строя психики животного, зомби, опущенного, хотя ограниченность демонов (в сопоставлении с прочими) обусловлена иным неподвластным им фактором – Различением, над которым властен только Бог.

Соответственно, если индивид уже давно забыл, когда в его жизни имело место последнее озарение Различением, то это – основательная причина, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, своей нравственности, организации психики и этике…

Если же истинность коранического сообщения об источнике, об объективной и субъективной обусловленности Различения отвергается, то озарения в жизни людей предстают необъяснимыми и безсмысленными, а исходный вопрос психологии как науки остаётся безответным, поскольку утверждение о том, что всякий индивид изначально самодостаточен во всех – без исключения – ситуациях в вопросе выборки информации из потока событий – всего лишь гипотеза, не подтверждаемая в жизни реально ничем.176

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного

О вы, кто верует!

Коль устрашитесь гнева Бога,

Он Различение вам даст,

Очистит вас от ваших злодеяний

И (прегрешенья) вам простит, –

Господь, поистине, Владыка милости великой!

Коран, 8:29, в переводе Пороховой.

Вне зависимости от субъективных мнений об истинности либо ложности приведённого выше коранического сообщения 8:29177, – первичная информация в психику человека поступает только в озарениях Различением.