logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

5.7 Диалектика как метод познания и творчества

Философия выразила законы диалектики. Однако:

Нельзя быть рабами формулировок, «подстригая» восприятие и осмысление конкретных ситуаций под формулировки тех или иных «законов».

«Интегральный закон диалектики»223 банален в своей формулировке. Однако в реальных процессах диалектического познания эта формулировка никчёмна, поскольку в ходе развёртывания логики обоснования тех или иных вопросов и ответов на них, все разнокачественности, о которых абстрактно (вне конкретики) говорит эта формулировка, обретают конкретное жизненное выражение и должны именоваться не обобщающими категориями, а своими именами, предельно точно выражающими их сущность. Банальности же, возводимые в ранг непреложных истин, – бесплодны.

Диалектика – процесс выработки нового знания и навыков путём целенаправленного выявления и разрешения неопределённостей, который выражается в постановке последовательности вопросов и нахождении ответов на них (либо в построении сети пересекающихся последовательностей вопросов и ответов).

Развитие, как правило, происходит по спирали. Т.е. "череда преображений" состоит из циклов; конец каждого цикла - это во многом повторение его начала, но на качественно новом уровне. Понимание этого позволяет правильнее оценивать текущую ситуацию и перспективы ее развития.

Принцип комплектарности (дополнительности), древние называли это раздвоением единого - дихотомией. Основа многих процессов - взаимодействие двух начал, отчасти противоположных, отчасти дополняющих друг друга. То, что воспринимается как "крайности", часто имеет общую глубинную основу. Зри в корень, и увидишь единство противоположностей. В природе принцип парности играет важную роль: мужское и женское начало; два типа электрических зарядов ( + и - ); два полюса магнита; две спирали ДHК; Свет и тьма; и т.д. Кстати, тандем - это тоже взаимодействие двоих.

Чувство мhры указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот.

Поэтому первый вопрос действительной житейской мудрости состоит в том, чувствует ли устремившийся в будущее человек в себе самом истинную мhру бытия, чтобы указать на фальшь всех научно-философских «камертонов», включая и тот его собственный «камертон», что он унаследовал в прошлом из культуры общества?

Тем более правомерно этот вопрос адресуется к выразителям философий, создающим на основе свойственного каждому из них чувства мhры «камертоны» для других людей, а как максимум — для всего человечества.

Субъективная основа диалектического процесса включает в себя преемственную последовательность обработки первичной информации в психике индивида и выработку решений (в том числе – постановку вопросов и нахождение ответов на них) в ходе соотнесения входного потока информации с миропониманием в целом, которое должно быть защищено от включения в процесс выработки решений информации, о достоверности которой судить не представляется возможным. При этом процесс диалектического познания наиболее результативен при человечном типе строя психики. Истинность получаемых в нём результатов так или иначе проверяется принципом «практика – критерий истины»: как постфактум, так и упреждающе – на основе практического владения интуицией.

Абсолютная истина достижима, мир познаваем во всех без исключения своих проявлениях, но только на протяжении бесконечной истории человечества. Алгоритм этого восхождения - от количества к качеству, от различия к тождеству, от основы к сущности, причине. И от сущности первого порядка к сущности второго порядка - более глубокой и общей. Нет предела совершенству - одно совершенство сменяется другим, оно всегда относительно, но в принципе любая бесконечность в пределах витка на воображаемой спирали развития конечна.

Методология познания призвана выявлять и распознавать частные процессы (объективные разнокачественности) в их взаимной вложенности в объемлющих процессах. Методология – методология познания и творчества – имеет дело с процессами – событиями224 в совокупности событий в Жизни. Частные факты могут принадлежать одновременно нескольким взаимно вложенным процессам, которые и необходимо изучать для того, чтобы управлять обстоятельствами. ДОТУ, как язык описания процессов, по сути, является инструментом диалектического способа познания. Именно поэтому диалектический метод познания и творчества плюс ДОТУ и есть методология познания и творчества.

Объективной основой успеха диалектического процесса познания является Вседержительность, в русле которой распределяется первичная информация, и объективность в Мироздании триединства материи-информации-меры, обеспечивающие метрологическую состоятельность процесса для каждого познающего субъекта. Метрологическая состоятельность выражается в конкретике мировосприятия и именовании явлений по их существу.

Общество, в котором достаточно универсальная и более или менее эффективная культура познания – достояние не всеобщее, а некоторого меньшинства, тем более меньшинства, несущего некоторую эзотерическую субкультуру, не может быть властно над своей судьбой и обречено быть жертвой обстоятельств, подчас формируемых его врагами. Примером тому и крах российской империи в 1917г., и крах СССР в ходе перестройки.