logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

4.3.4 Человек – алгоритмика мышления

Всё сказанное вполне применимо и к алгоритмике психической деятельности в целом, как индивида, так и коллективов. По отношению к психике индивида проблема состоит в том, что большая часть блоков-преобразователей информации в ней упрятана в безсознательные уровни психики, вследствие чего бодрствующему сознанию осуществить их ревизию не удаётся, если индивид не овладел психотехниками произвольного вхождения в трансовые состояния, в которых при определённых навыках сознанию оказывается доступной та информация, которая в обычном его состоянии недоступна. Поэтому, только на основе мозаичного мировоззрения, способного упаковать колоссальные объёмы информации в «контейнеры» образов и различать их, человек может иметь адекватное представление (в образах своего внутреннего мира) о течении событий в жизни. Алгоритмика психики на протяжении жизни может меняться как по тематическому составу, так и качеству каждого из функционально специализированных алгоритмов, но по отношению к скорости течения событий (входному потоку информации) – неизменна (в подавляющем большинстве случаев) и, (как говорилось в п. 4.2.1) вне трансовых состояний, возможности сознания человека по переработке информации ограничены (максимум 15 бит/сек. и 7  9 объектов одномоментно)139.

Алгоритмика всякого мышления включает в себя сознание индивида, безсознательные уровни его индивидуальной психики и какие-то фрагменты коллективной психики, в которой он соучаствует (эгрегоры, фрагменты которых размещены в психике индивида). По существу сознание индивида «едет по жизни» на теле, управляемом непрестанно во внешнем и внутреннем поведении безсознательными уровнями психики (на автопилоте). Психика подавляющего большинства устроена так, что если её безсознательные уровни решают какую-то задачу, то невозможен осознанный самоконтроль правильности решения этой задачи в самом процессе её решения. Причина этого состоит в том, что требование безошибочного контроля решения какой-то определённой задачи в темпе её же решения требует совместного решения по существу двух задач:

- собственно решение жизненной задачи с достаточно высоким качеством;

- решения задачи надёжного контроля безошибочности первого решения в темпе выработки и осуществления решения.

Собственно проблема сводиться к правильному распределению ограниченных ресурсов психики, а они всегда ограничены. Наилучшим вариантом распределения ограниченных ресурсов психики представляется выделение максимальных ресурсов под решение жизненной задачи при минимальном контроле за наиболее грубыми ошибками, что и реализовано в человеке двухуровневым построением психики:

- максимальные ресурсы безсознательным уровням психики (автопилоту) непрерывно обрабатывающим весь входной поток информации;

- минимальные ресурсы сознанию, дискретно оценивающему результаты обработки входного потока информации и участвующему в управлении течением событий.

Правда, этот вариант требует изначальной уверенности в безукоризненности работы безсознательных уровней психики. При этом алгоритм мышления представляет собой диалог сознания и безсознательных уровней психики. И в этом диалоге сознание, руководствуясь эмоциями, большей частью дает добро или налагает запреты на использование результатов обработки информации безсознательными уровнями психики, хотя у многих сознание присутствует при этом процессе, не вмешиваясь в него.

Эта особенность психики приводит к тому, что индивид воистину не ведает в процессе самой деятельности, что творит, поскольку события увлекают в том смысле, что безсознательные уровни психики непрерывно реагируют на входной поток информации, отсекая сознание, а тем самым и волю140 субъекта от участия в управлении течением событий. Вследствие чего индивид на протяжении каких-то интервалов времени оказывается заложником не всегда осознаваемой им информации и не всегда предсказуемых для его сознания алгоритмов её обработки, которые содержатся в безсознательных уровнях психики или доступны ему через них в какой-то коллективной психике. Соответственно, будучи заложником своего безсознательного, индивид может сам не заметить того, как окажется одержимым (то есть управляемым извне помимо его целесообразной воли или вопреки ей) каким-то субъектом или объектом, от которого его безсознательные уровни психики получают информацию, определяющую поведение.

Ведать индивид может только по завершении каких-то этапов своей деятельности, осознанно переосмысляя уже совершённое им, либо – перед началом действий, сформировав свои намерения (цели и способы осуществления своих действий):

- в отношении прошлого он ведает по факту свершившегося;

- в отношении намерений на будущее – ведает в пределах того, насколько его субъективные оценки устойчивости по предсказуемости течения событий, (в которых он намеревается участвовать или уже участвует) совпадают с объективными возможностями течения этих же событий при его участии.

Благодаря этому, индивид может соотнести с реальным результатом свои предшествующие намерения. Может подумать об алгоритмике своего мышления и психической деятельности в целом, дабы выявить и устранить те сбои в алгоритмике собственной психики, которые привели к тому, что результаты деятельности не совпали с вожделениями и намерениями в той мере, как это предполагалось.

Безсознательные уровни психики, рассматриваемые как система обработки информации, обладают гораздо большей производительностью и охватывают более широкий диапазон частот, нежели доступные возможностям сознания вне трансовых состояний. Как показали исследования, безсознательные уровни психики при просмотре фильма успевают построить и те фазы движения, которые должны находиться между фазами, запечатлёнными на кадрах кинопленки. Вся информация, свойственная безсознательным уровням психики (образы, мелодии и т.п.), представляет собой информационное обеспечение жизни индивида.

Спрашивается: как подать на уровень сознания в темпе течения реальных событий всю ту информацию, которую обрабатывают безсознательные уровни психики, если возможности сознания в обработке информации вне трансовых состояний ограничены 7 – 9 объектами и не более 15 смысловых единиц в секунду, а в трансовых состояниях – тоже ограничены, но другими параметрами?

Может быть подана своего рода обобщающая оценка ситуации и направленности её изменений, которая не будет подавлять остальную информацию, обработкой которой занят уровень сознания в это время. Эмоциональный фон, настроение, свойственные индивиду во всякое время его бодрствования, обусловлены памятными и текущими обстоятельствами его жизни и могут быть осмыслены им на уровне сознания как знаки, встающие из безсознательных уровней психики, несущие предельно общие отчёты о результатах деятельности безсознательных уровней психики, только в предельно плотно упакованном виде, позволяющем её осознать хотя бы в управленчески значимых оценочных категориях прошлых событий и направленности их течения: «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами».

В мировоззрении триединства материи-информации-меры все эмоции осмыслены именно в этом качестве: как предельно обобщающие – отчётные показатели – безсознательных уровней психики перед уровнем сознания, отождествляемым большинством индивидов с их собственным «Я» в каждый момент времени. Информация – в виде эмоций, может быть распакована, осознана, понята, если это позволяет личностная культура мышления, но это требует времени, в течении которого эта информация была бы передана сознанию не в виде эмоций, а в иной доступной его восприятию форме.

Сознание и безсознательные уровни психики – это взаимно дополняющие и обменивающиеся друг с другом информацией компоненты одной и той же психики в целом. В информационном отношении нравственность индивида представляет собой совокупность описаний каких-то жизненных реальных и возможных ситуаций с оценками каждой из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами». В алгоритмике психики каждого нравственность, которая едина и для сознательных, и для безсознательных уровней психики, объединяет сознательное и безсознательное в целостную систему обработки информации тем безупречней, чем меньше в ней взаимоисключающих друг друга мнений по конкретным частным вопросам и их взаимосвязям.

В мировоззрении триединства материи-информации-меры «эмоции + нравственность + сознательные и безсознательные «слагаемые141» процесса мышления» предстают как единый алгоритмический комплекс, обрабатывающий объективную информацию: как ту, что поступает от органов чувств, так и ту, что хранится в памяти. Именно в этой триаде «эмоции + нравственность + сознательные и безсознательные «слагаемые» процесса мышления» представляющей собой единый алгоритмический комплекс преобразования информации, вырабатывается внутреннее и внешнее поведение всякого индивида.

Для того, чтобы «иметь жизнь и иметь её с избытком142», а не «выживать143», преодолевая преимущественно нежелательные стечения обстоятельств, необходимо выявить функциональную нагрузку компонент этого единого алгоритмического комплекса, дабы уметь настраивать его как целостную систему на объективно безукоризненную обработку информации.