logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

9.1.1 Языки описания

Человек имеет возможность воспринимать окружающую Реальность через органы чувств дискретно и, соответственно, в окружающем мире различает нечто, существующее в реальности343 – объекты: явление или предмет, на которые направлена познавательная и практическая деятельность индивида. Состояние объектов в Мирозданье изменяется и это также может различать человек и, соответственно, это явление принято называть процессом. Во множестве объектов в окружающем мире человек может различить (выделить) объекты, которые могут воздействовать на другие объекты, их принято называть субъектами. В процессе жизни постоянно изменяющаяся (динамическая) картина Мира в виде образов загружается в психику индивида, образуя его мировоззрение.

У индивида в жизни часто возникает необходимость поделиться (обменяться) содержанием собственного мировоззрения и для этого он использует речь, точнее голосовой аппарат, но предварительно необходимо образам своего мировоззрения поставить в соответствие слова, то есть сформировать миропонимание. Закодированные словами образы собственного мировоззрения индивид и выдаёт в окружающую Реальность. Индивид, воспринимающий речь (слова – коды), строит свои образы в соответствии с воспринятыми словами (кодами).

Рассмотрим подробнее процесс кодировки – процесс установления соответствия между образами и словами, для этого индивид использует голосовой аппарат, который управляется мозгом в процессе мышления. Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании – состоит из трёх основных частей: лёгких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками (связками) и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани.

Человеческая гортань – это удивительный музыкальный инструмент, представляющий как бы сочетание духового и струнного инструментов. Выдыхаемый через гортань воздух вызывает колебание голосовых связок, натянутых, как струны, в результате чего возникает звук. В отличие от музыкальных инструментов в гортани меняются и степень натяжения струн, и величина и форма полости, в которой циркулирует воздух, что достигается сокращением мышц ротовой полости, языка, глотки и самой гортани, управляемых нервной системой. Этим человек отличается от антропоидов, которые совершенно не способны регулировать струю выдыхаемого воздуха, что необходимо для пения и речи344. Мозг человека управляет работой 28 мышц гортани (голосовыми связками), возбуждая их элетрохимическими импульсами по нейронной сети, делая возможным извлечение звуков. Звуки образуют слова, слова – речь.

В 7—8 месяцев дети произносят слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «дядя», «де-да» и т.д., соотнося их с определёнными образами окружающих людей. Лепет отличается тем, что это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определёнными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма-ма...» – говорит ребёнок, и это относится именно к маме, то есть это процесс установления соответствия слова «мама» образу мамы в мировоззрении ребёнка. Тем не менее, употребляемые ребёнком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребёнок обозначает несколько понятий: «бах» – упал, лежит, споткнулся; «дай» – отдай, принеси, подай; «биби» – идёт, лежит, катается, машина, самолёт, велосипед. В возрасте 14—18 месяцев идёт наиболее интенсивное развитие речевых зон в коре головного мозга. Объём используемых ребёнком слов расширяется, постепенно переходя в нормальную «взрослую» речь345.

Принято считать, что язык есть средство общения людей. Это его главная функция, а все остальные функции346 в конечном счёте могут быть сведены к коммуникативной, то есть к функции общения. Если вдуматься, общение, как таковое, вовсе не нуждается в таком сложном механизме, каким является человеческий язык. Достаточно примитивного языка, например, языка пчёл или муравьёв, благодаря которому они успешно существуют и организуют свои общества. Можно сослаться и на литературные примеры, хотя бы из Ильфа и Петрова. Всем словарным запасом и возможностями языка владеют и используют единицы, большинство обходится языком, близким к языку Эллочки-людоедки.

Принципиальная возможность общения на примитивном языке подсказывает, что дело здесь в другом. Общение в том виде, как оно существует среди людей, нужно не только людям, но и, образно говоря, необходимо Богу. В процессе мышления человек порождает электромагнитное поле, а оно порождает поле торсионное, на уровне которого осуществляется связь с Богом мгновенно. Речь людей с помощью лексики347 и морфологии348 наделяет мирозданье мерой, структурой: кирпичами, из которых складывается Тварное мирозданье. Это и есть Язык, Слово, которое – вначале, и которое – у Бога и которое – Бог.

Человеческий язык в целом един, как язык компьютера – ассемблер. Этнические языки, с которыми мы имеем дело, подобны языкам высокого уровня, по отношению к ассемблеру. Изучая структуры конкретных языков можно добраться и до ассемблера – единого языка мозга, Языка на котором говорит Бог.

В жизни, участвуя в процессе обмена информацией, человек должен помнить, что морфологические349 и грамматические языковые конструкции сами по себе порождают некий смысл, который можно назвать контекстуальным, определяемый именно ими, а не значениями корней слов, входящих в предложение. Это же обстоятельство означает, что при употреблении естественных для языка слов, в основе которых лежат смысл-содержащие корни, следует быть точным: как в подборе слов (включая и избрание одного из многих возможных синонимов), так и в «оснащении» корней приставками, суффиксами, окончаниями; в избрании того или иного порядка слов в предложении и в расстановке пунктуационных знаков либо интонаций и пауз в изустной речи, поскольку морфология, грамматика языка оказывают своё воздействие, некоторым образом дополняя или изменяя словарные значения слов.

Формирование абзацев и текстов в целом из предложений, которые в реальном контексте оказывают воздействие на передачу смысла как предшествующими, так и последующими фрагментами текста, обуславливают точность выражения смысла и возможности извлечь вложенный смысл из текста (речи) без искажений, запрограммированных неточностями словоупотребления, морфологическими и грамматическими ошибками и общими ошибками в построении структуры речи (текста).

В процессе жизни, решая возникающие проблемы понимания при обмене информацией, человечество прошло путь от введения терминов и стандартов языка350 до создания формальных языков описания: математики и ДОТУ – достаточно общей теории управления. Использование формальных языков описания привело к созданию моделей в процессе моделирования.

Моделирование является неотъемлемой частью нашей жизни, поскольку сложность любого материального объекта и окружающего его мира бесконечна вследствие неисчерпаемости материи и форм её взаимодействия внутри себя и с внешней средой.

Моделирование без использования математики (как формального языка описания) малопродуктивно, так как математика оперирует числами, а это выражение меры.

Матема́тика (от др.-греч. μάθημα – изучение, наука) – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика – фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.

Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. В общем случае математические понятия и теоремы не обязательно имеют соответствие чему-либо в физическом мире. Главная задача прикладного раздела математики – создать математическую модель, достаточно адекватную исследуемому реальному объекту. Задача математика-теоретика – обеспечить достаточный набор удобных средств для достижения этой цели.

Содержание математики можно определить как систему математических моделей и инструментов для их создания. Модель объекта учитывает не все его черты, а только самые необходимые для целей изучения (идеализированные). Например, изучая физические свойства апельсина, мы можем абстрагироваться от его цвета и вкуса и представить его (пусть не идеально точно) шаром. Если же нам надо понять, сколько апельсинов получится, если мы сложим вместе два и три, – то можно абстрагироваться и от формы, оставив у модели только одну характеристику – количество. Абстракция и установление связей между объектами в самом общем виде – одно из главных направлений математического творчества.

Другое направление, наряду с абстрагированием – обобщение.

Математика как учебная дисциплина подразделяется на элементарную математику, образованную дисциплинами:

и высшую математику, изучаемую следующими учебными дисциплинами: