logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

11.1.3. Геополитическая ситуация 1.0 «Переход от “горячих” войн к “холодным”»

Битва при Кадеше сильно впечатлила Рамсеса II, который приказал воспроизвести рассказ об этом событии и грандиозные панорамные «иллюстрации» к нему на стенах многих храмовых комплексов, в том числе, в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле. Основные источники, повествующие о произошедшем, – три различных текста: длинный детальный рассказ с включёнными лирическими отступлениями – так называемая «Поэма Пентаура»; короткий рассказ, посвящённый событиям самой битвы – «Доклад» и комментарии к рельефным композициям. На поле боя был установлен обелиск с памятной надписью. О битве при Кадеше упоминают и несколько хеттских документов.

К словам глав великих держав следует относиться серьёзно, тем более к словам, высеченным на камне. В 1991г. по телевидению был показан сюжет, снятый в Египте. На одном из обелисков от имени главы неоспоримо великой державы древности – Рамзеса II – надпись следующего содержания: “Все думают, что хетты победили меня при Кадеше. Но три тысячи лет будут свидетельством того, что я победил хеттов.

И, правда, Хеттское царство421 удивительно быстро исчезло после 1200г. до н.э.

Что хотел сказать потомкам Рамсес II? То, что Рамсес II и жрецы Древнего Египта поняли, что глобализацией422 можно управлять и без «горячих» войн, либо что он, Рамсес II, автор «глобального сценария достижения мирового господства»? Кто точно знает?

Ясно одно: Они, Рамсес II и жрецы Древнего Египта, разработали общие принципы и схемы управления обществом для достижения собственных целей и возглавили этот процесс: «древнейший глобальный сценарий достижения мирового господства».

Рис. 8. Дезинтегрированный биоробот (иудаизм, еврейство)

После битвы при Кадеше и последовавшей войны, длительное 66 летнее царствование Рамсеса II было сравнительно мирным. Рамсес II остался в истории как один из великих строителей Египта, и едва ли в стране найдётся хотя бы один город, не украшенный возведённым им храмом. Рамсес II, без сомнения, был велик, но что ему принесло наибольшую известность среди всех фараонов?

Ответ прост: «общие принципы и схемы управления обществом для достижения собственных целей» и подтверждает это дальнейший ход исторических событий!

Попытка Моисея изменить моральные устои жизни общества была сорвана Глобальным предиктором, и в 1250 – 1020 до н.э. стартовал проект Египет – ИЗРАИЛЬ – ГРЕЦИЯ. В рамках этого проекта произошла Архаичная революция, которая сформировала современный нам библейский мир, на базе почти неизвестных или по крайней мере слаборазвитых в то время во всём остальном мире частнособственнических отношений.

Происходило это следующим образом. Согласно библейским преданиям, ещё при легендарном родоначальнике всех семитов Аврааме предки евреев пересекли Евфрат и двинулись на запад. Здесь сложилась основа еврейского народа, его двенадцать колен – по числу сыновей внука Авраама Иакова. При сыновьях Иакова евреи в голодные годы – согласно всё тем же преданиям – надолго переселились в Египет. Б.А.Тураев считает, что некоторые тексты египтян времён фараона Хоремхеба (1319 – 1292гг. до н.э.) о прибытии в долину Нила какого-то семитского племени («в их земле был голод», «они не знали, как прожить») подтверждают библейские предания. Считается, что, проведя век-полтора в «плену египетском», еврейский народ затем покинул эту страну, причём есть основания полагать, что религиозная реформа фараона Эхнатона оказала своё воздействие на формирование среди евреев идей монотеизма. Их-то и использовали фиванские жрецы Древнего Египта создавая дезинтегрированный биоробот – еврейский народ.

Как бы то ни было, но, прибыв во главе с пророком Моисеем423 в Ханаан на рубеже XIII – XIIвв. до н.э., иудеи в ожесточенной борьбе с местным населением завоевали себе лучшую её часть, укрепились там и превратили древний Иерусалим в свой политический и религиозный центр. Превратившись в оседлых земледельцев, иудеи постепенно уничтожили значительную часть древнего населения. Авторитетами иудеев в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд» (Суд.4:5). Судьи являлись активными носителями иудейского самосознания и поэтому ожесточённо сопротивлялись тенденциям ассимиляции иудеев в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали в ополчении и призывали к уничтожению местных народов и их святилищ (капищ Баала и Астарты). Судьёй мог быть и пророк (Самуил) и главарь банды разбойников (Иеффай) и женщина (Девора). При этом войны с филистимлянами составляли исключительно важную часть их деятельности, в ходе которой выделились и укрепились первые цари Израиля: Саул, его зять Давид, сын Давида Соломон (до этих царей иудеи не имели признанных правителей, а роль авторитета в их среде играли судьи).

Согласно Библии, Саул был человеком высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), «и не было никого из Израильтян красивее его»  (1 Цар.9:2). Он был отличным воином, при этом характер у него был вспыльчивый и подверженный приступам ярости, меланхолии, ревности и подозрительности (по комментарию историка П.Джонсона, став царём, Саул был «непредсказуемый восточный властелин-бандит, который колеблется между внезапным великодушием и неуёмной яростью (возможно, с маниакально-депрессивным оттенком), всегда храбрый, несомненно одарённый, но балансирующий на грани помешательства и временами преходящий её»).

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида»  (1 Цар.18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами, используя чувство своей дочери Мелхолы (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1 Цар.18:3-30).

Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму.

Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам (1 Цар.27:1), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев) (1 Цар.27:6), который был превращён в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу (1 Цар.27:9). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции (1 Цар.28:4). В это время Давид использовал очередной трофей, захваченный у амаликитян, для подкупа иудейских старейшин (1 Цар.30:26).

Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе (1 Цар.31:6). Воспользовавшись временным вакуумом власти, Давид во главе вооружённого отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Иуды на собрании провозгласило его царём иудейским (2 Цар.2:4), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царём которого был провозглашен сын Саула Иевосфей (2 Цар.2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Иевосфей царствовал 2 года) и завершилась победой Давида (2 Цар.3:1). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царём над всем Израилем (2 Цар.5:3). При этом филистимляне считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду ковчег завета, который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе Геф (у некого Аведдара) (2 Цар.6:11). Также третьей частью армии Давида командовал Еффей – военачальник из того же филистимлянского города Геф, то есть один из трёх маршалов Давида был филистимлянином (2 Цар.15:19; 2 Цар.18:2).

Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями (2 Цар.5:6), в результате которой он захватил Иерусалим и перенёс туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царём Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем (2 Цар.5:11). В новой столице от новых жён у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон (2 Цар.5:14).

Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь (2 Цар.13:14). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур (2 Цар.13:38), где пробыл три года (970 – 967 год до н.э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощён и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царём (2 Цар.19:10). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» (2 Цар.15:7), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивления и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и в лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон; но власть Давида была ещё шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей (2 Цар.20:2). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему всё же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адония (3 Цар.1:18) – следующий по старшинству сын Давида. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано (3 Цар.2:1; 1 Пар.23:1).

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3 Цар.2:10-11), на горе Сион.

Соломон (ок. 965-930гг. до н.э.), сын Давида, сделал всё, чтобы завоёванное отцом богатство, за годы его правления приумножилось. Главным приоритетом политики Соломона было развитие экономики, строительство и укрепление городов. Большое внимание он уделял религии, именно по его желанию был возведён Иерусалимский Храм, ставший центром национальной и религиозной жизни народа.

Попытка Адонии упрочить своё положение при дворе после смерти Давида вызвала резкую реакцию со стороны Соломона: Адония и поддерживавший его Иоав были казнены, а священник Эвиатар удалён в Анатот (I Ц. 2:13–35).

Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией караванными путями, связывавшими оазис Тадмор с Аравией, и, возможно, над путём в Южную Аравию и сухопутными путями между Средиземным и Красным морями. Библия сообщает, что Соломон принимал активное участие в товарообмене (возможно, и контролировал его) между северными и южными странами (I Ц. 10:28–29). Так, купленные в Анатолии лошади продавались в Египет, а египетские колесницы продавались в неохеттские и арамейские царства.

С участием Соломона в международной торговле связано повествование о прибытии в Иерусалим царицы Савской «с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями» (II Ц. 10:2). Экономическими интересами объясняется также тесная связь между Соломоном и тирским царём Хирамом. «Слуги Хирама» – опытные мореплаватели – вместе со «слугами Соломона» участвовали в морских экспедициях в Офир, откуда, как и из других южных стран, видимо, и из Африки, они привозили золото и серебро, сандаловое дерево, слоновую кость, обезьян и павлинов (I Ц. 9:11,26–28;10:11,22). Эти предприятия привели к развитию морской торговли, базой которой был порт в Эцион-Гевере, откуда выходили корабли как Соломона (I Ц. 9:26), так и Хирама (I Ц. 10:11,22). В товарообмене между Соломоном и Хирамом Тир получал зерно и растительное масло, а Израиль – кедровое и кипарисовое дерево и золото (I Ц. 8:22–25; 9:11). Строители Хирама наряду со строителями Соломона участвовали в работе по сооружению Иерусалимского храма. Торговое сотрудничество между Тиром и Израилем нашло выражение в союзном договоре между ними (I Ц. 5:26), и Библия даже повествует о личной дружбе между двумя правителями (I Ц. 5:1–12).

Отношения Соломона с соседними государствами были мирными, и международные политические связи Соломона были закреплены браками. Особой важностью отличался брак с египетской принцессой – исключительный случай в анналах египетских фараонов, свидетельствовавший о роли Соломона в планах жрецов Египта. Царь построил для египетской принцессы дворец в Иерусалиме (I Ц. 3:1; 7:8; 9:24; II Хр. 8:11), получив в приданое от фараона город Гезер. Однако с восшествием на престол основателя новой («ливийской») династии Шешонка отношение Египта к Соломону стало враждебным (I Ц. 11:40).

Период правления Соломона был временем экономического процветания страны: «…серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (I Ц. 10:21). Благодаря разветвлённым экономическим и политическим связям Израиль в правление Соломона превратился в самостоятельный фактор в цивилизации древнего Ближнего Востока, что нашло своё выражение в первую очередь в строительстве. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, позволяет составить картину строительных работ широкого размаха: величественные и богато украшенные строения Храма и царского дворца, строительство гарнизонных городов к северу от Иерусалима, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (I Ц. 9:19; II Хр. 8:2–6), общественные здания, подобные обнаруженным при раскопках в Бет-Шемеше и Тель-Бет-Мирсиме, мощные городские стены в Хацоре, Мегиддо, Бет-Шемеше и Тель-Бет-Мирсиме, четырёхколонные ворота в Хацоре, Мегиддо и Гезере, характерная структура четырёхкомнатного израильского дома, построенного из тёсаного камня.

Создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида, было продолжено Соломоном. Список чиновников Соломона включает писцов, хроникёра, начальника войска, священников, начальника окружных губернаторов, начальника дворца, царского друга и начальника над податями (I Ц. 4:1–7). Деление царства на округа, начало которому, возможно, было положено ещё при Давиде, было окончено при Соломоне: во главе каждого округа стоял наместник, который на протяжении одного месяца в году должен был обеспечивать всем необходимым царя и царский двор (I Ц. 4:7 и далее). Деление на округа не вполне совпадало с границами наделов колен Израилевых и отражало переход к территориальной администрации. Хотя над коленом Иуды также был поставлен наместник (I Ц. 4:19), это колено не входило в состав 12 округов на равных основаниях: оно образовывало отдельную политическую единицу наряду с Израилем (I Ц. 4:25) и, по-видимому, было освобождено от царских повинностей.

Широкое строительство и быстрое экономическое развитие требовали значительной рабочей силы, мобилизация которой осуществлялась при помощи трудовой повинности: «И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своём… Ещё у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч камнесеков в горах»; над работами надзирали три тысячи триста начальников (I Ц. 5:13–16). Тяжёлые повинности и налоги, роскошь царского двора и привилегированное положение колена Иуды, а также, возможно, сосредоточение культа в Иерусалиме в ущерб традиционным культовым центрам (в Бет-Эле, Дане и других местах) послужили причиной восстания северных колен после смерти Соломона. Исследователи полагают, что уже в правление Соломона в стране начался экономический, а затем и политический кризис. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что Соломон расплатился с Хирамом Тирским не золотом или товарами, а принадлежавшими иудеям городами в Галилее.

Союз с финикийским Тиром позволил Соломону не только укрепить свои позиции, но и выстроить из ливанского кедра грандиозный Иерусалимский храм в честь бога Яхве, великого и единственного божества, Бога для всех народов мира, избранным среди которых иудеи почитали себя: именно их пророк Моисей установил в своё время с Яхве тесный контакт. После Соломона его царство распалось на два – Иудею с центром в Иерусалиме и Израиль чуть севернее. Израиль в 722г. до н.э. был завоёван Ассирией, а иудейское царство потомков Давида продолжало существовать со своим духовным центром в виде Иерусалимского храма. Жрецы и пророки, группировавшиеся вокруг храма, оказывали огромное влияние на жизнь иудеев, с чем не могли не считаться терявшие реальную власть цари. Народ («ам-гаарец») платил налоги и выполнял повинности, прежде всего в пользу храма.

О войске и о разведке Соломона ходили легенды, и даже попали в Коран.

Коран (27:16 – 44) «Муравьи»

Во имя Аллаха милостивого, милосердного

И стал наследником Дауда Сулейман,

И он сказал:

"О люди! Нас научили понимать язык пернатых

И даровали (долю) всех вещей, –

В этом, поистине, (Господня) благосклонность (к нам)".

И к Сулейману были собраны все воинства его:

Из джиннов, воинов и птиц –

И разместились все (по назначению и виду).

И он собрал на смотр птиц и молвил:

"Что ж это (здесь) не вижу я удода?

Иль он в числе неприлетевших?

Я накажу его суровым наказаньем

Или зарежу, если он не принесёт

Серьёзную причину (своего непоявленья)".

Удод же задержался ненадолго

И, (прилетев), сказал:

"Узнал я то, чего не знаешь ты.

Я прилетел к тебе от Сабы с верной вестью.

Нашёл я женщину, что ими правит там.

Дарами (щедрыми) она наделена,

И у неё великий трон.

Нашёл я, что она и люди (её царства)

Вместо Аллаха солнце чтят.

Им Сатана дела их разукрасил

И уклонил с (Господнего) пути –

(Теперь) они прямой (стезёю) не идут, –

Чтобы они (Единому) Аллаху не молились,

Который выявляет скрытое в земле и в небесах

И знает то, что вы скрываете (в душе),

И то, что вы являете открыто.

Аллах, – кроме Него, иного Бога нет, –

Господь Великого Престола!"

Посмотрим мы:

Сказал ты правду иль солгал, – ответил (Сулейман). –

Ступай с моим письмом и им доставь его,

Потом от них назад подайся

(И дай им время поразмыслить),

Чтоб посмотреть, как на него они ответят.

Она сказала:

"О вельможи! Доставлено мне важное письмо.

Оно – от Сулеймана (и гласит):

"Бисми ляхи Аррахман Аррахим!

Против меня надменными и дерзкими не будьте,

Ко мне в смирении покорном приходите!"

Она сказала:

"О вельможи! Дайте суждение своё мне в этом деле, –

Пока не будете при мне вы,

Мне это дело не решить".

Они сказали:

"Наша сила велика, и обладаем мы великой мощью,

Но власть ведь у тебя (в руках);

Смотри же, (чтоб не ошибиться),

Какой приказ ты нам отдашь".

Она ответила:

"Цари, входя в (иноплемённую) страну,

Губят её и разоряют,

А благороднейших из жителей её

Лишают уважения и чести, –

Так поступают (все) цари.

Но я пошлю подарок им и посмотрю,

С чем посланные мною возвратятся".

Когда ж (её посланец) к Сулейману прибыл,

Он сказал:

"Ужель хотите (подкупить) меня богатством?

Ведь то, что было мне даровано Аллахом,

Лучше того, что вам Он дал.

О да! Лишь вы способны тешиться подобными дарами!

А ты, (посланец), возвращайся к ним (и сообщи):

Мы приведём на них такое войско,

Против которого они не устоят;

В бесчестии изгоним их оттуда, –

(Лишённые всего), ничтожны они будут".

(Потом) он обратился (к подданным своим):

"Вельможи! Которые из вас

(Способны) принести мне трон её,

Прежде чем явятся ко мне покорными они?"

Вы измените её трон, – он продолжал, –

И мы посмотрим:

Пойдёт ли праведным путём она

Иль станет из числа заблудших!

Когда она (на место) прибыла, её спросили:

"Это ли твой трон?"

"Как будто б он, – она сказала. –

Нам прежде было знание дано,

И стали мусульмане мы,

(Предавшись воле Бога)".

А почитание других богов, кроме Аллаха,

Свело её (с Господнего пути), -

Она была ведь из неверного народа.

Ей было сказано:

"Войди в этот дворец!"

Когда ж она увидела его,

То приняла его за водяную гладь

И (подняла подол своих одежд),

Тем самым обнажив голень (ноги).

"Дворец сей вымощен

Хрустальною плитой", – сказал (ей Сулейман).

"О Господи! – она сказала. –

Я нанесла душе своей урон!

Теперь я вместе с Сулейманом

Предаюсь Аллаху, Господу миров!"

Эти Удоды ещё не раз окажут неоценимые услуги Глобальному предиктору!

В 621г. н.э. Осия в Иерусалимском храме провозгласил расовую доктрину – Второзаконие. Глобальный предиктор приступил к завоеванию мира с помощью ссудного процента под прикрытием Библии.

Те, кто думает, что влияние культуры и религии, представленной Древним Египтом (его высшей “жреческой” иерархией), на государства Востока типа Финикии, Сирии и Палестины424 закончилось с падением Египта – они ошибаются. Основной эзотеризм только начал себя проявлять как долговременный глобальный сценарий ушедшего из Египта древнеегипетского жречества с момента вторжения древних иудеев в Ханаан.