logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

Глава 13. Общественная деятельность как процесс управления 605 Этапы развития организма и этапы формирования психики человека Введение

Жизнь организма любого биологического вида протекает в соответствии закономерностью представленной на рисунке «Периоды в жизни человека». Различие только в соотношении длительности периодов к общему жизненному циклу, у человека период детство (юность) – самый большой по сравнению с любым другим биологическим видом в биосфере.

Взрослая жизнь отличается от детства следующим:

1) Детство является периодом подготовки особи к взрослой жизни.

2) Заботу о подрастающем поколении берут на себя взрослые особи (родители).

Подготовка родителей к рождению ребёнка должна начинаться ещё до зачатия, намерения родителей на будущее, их помыслы и здоровье во многом определяют судьбу ребёнка. Согласиться с этим или нет – Ваше право, но в истории немало фактов, подтверждающих справедливость этого наблюдения1. С рождения и до школы на развитие ребенка семья оказывает наибольшее влияние. И как должен развиваться ребёнок, и чему должен научиться, и в каком возрасте – описано полно и правильно в литературе о дошкольниках. В школе гармоничное развитие подростка нарушается: телесное развитие опережает развитие психики. Почему так происходит? Почему физически взрослый организм формируется к совершеннолетию, а психика нет? Как удаётся педагогам замедлить развитие психики?

Все дело в том, что формирование физического тела происходит под управлением генетической программы автоматически, как у всех видов живых организмов, а формирование психики идёт в процессе обучения. Детство предназначено для того, чтобы ребенок мог усвоить генетически не передаваемую информацию; и что он усвоит в этот период напрямую зависит от процесса обучения. Именно поэтому, чему и как учить – главное в воспитании человека.

Рисунок «Этапы развития организма и этапы формирования человека»