logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

11.1.5. Геополитическая ситуация 1.2 «Архаичная революция» (965 – 323 до н.Э.)

Историки автором древнейшего глобального сценария достижения мирового господства считают царя Соломона, но они забывают ответить на вопросы: «а кто создал иудеев? кто дал им Тору? Кто вывел их в Ханаан? Кто греков бросил на алтарь Архаичной революции и почему именно греков?»

Как было указано в разделе 7.7.2, европейская социальная структура с момента её формирования была религиозно оформлена на базе древнегреческой античной мифологии. И научная европейская социальная структура была оформлена на базе греческих философских школ. А древнегреческая культура формировалась под влиянием египетского “жречества” в то время, когда иудаизм, как религия монотеизма, уже существовал несколько веков, а про христианство ещё никто нигде не слышал. Поэтому древнегреческую культуру надо рассматривать в совокупности (и даже – в историческом “контексте”) с процессом распространения иудаизма и иудеев в Европу.

В отдалённых районах Средиземноморья, будь то Карфаген426 или Гадес (Кадикс), Мальта или Сицилия, на рубеже I тысячелетия до н.э. возникали многочисленные колонии финикийцев, внутренняя структура которых в принципе воспроизводила структуру их собственных городов, в частности Тира и Сидона: заметные традиции самоуправления, важная роль имущественного ценза при сравнительно слабой роли власти правителя. Заслуживает внимания подчёркнутая ориентация на мирную экспансию и торговлю: войн финикийцы обычно не вели, хотя пиратством подчас промышляли. Как правило, связующим единством общности, особенно в колониях, выступал не столько правитель, сколько божество или божества, олицетворённые богатым жречеством и храмом. Существенно, что финикийцы, как впоследствии и античные греки, не считали себя гражданами или населением какой-либо страны; они были людьми своего города, т.е. жителями Тира или Карфагена, что, впрочем, не мешало им, как и грекам, осознавать свою этнокультурную и языковую общность. Как известно, именно финикийцы, упростившие для своих текущих торгово-отчётных нужд клинопись, создали систему алфавитного письма – ту самую, которая существует с известными модификациями и поныне, как на Востоке, так и на Западе. Финикийцы избегали практики порабощения собственного населения. Долговых рабов, несмотря на огромное развитие товарно-денежных отношений и кредитно-ростовщической системы, в их среде практически не было, как то было характерно и для постсолоновской Греции. Зато рабами-иноплеменниками они, как и греки, пользовались весьма охотно. Рабами торговали, а подчас захватывали их, не брезгуя пиратскими методами: приставая к чужому берегу, финикийцы всегда старались подметить, много ли здесь мужчин; если их оказывалось мало, можно было рискнуть, напасть ночью, захватить рабов и отплыть. Рабы кроме работорговли были нужны в качестве гребцов на кораблях.

Финикийская структура, отличная от привычной ближневосточной, имела черты, сближавшие её с античной греческой. Правда, этих черт было недостаточно для того, чтобы в Финикии сложились общество и экономика античного типа и чтобы там возник полис с гражданскими правами и обязанностями его членов. Но нет сомнений в том, что финикийский образ жизни и характерные для него формы хозяйственной деятельности с преимущественным развитием торговли, мореплавания и колонизации оказали своё воздействие на шедших вслед за финикийцами греков и в немалой мере способствовали тому расцвету частнособственнической предпринимательской активности, которая сыграла решающую роль в трансформировании структуры античной Греции с её полисами, гражданским обществом, правовыми, политическими и культурными институтами.

Именно это и привлекло внимание жрецов Египта и поэтому в 900 – 800 до н.э. легендарный Гомер собрал эпос докризисной религиозной культуры Древней Греции в первом всемирно известном произведении «Илиада», тянувшем на очередное «священное» писание.

Согласно сказанному в разделе 7.7.2 реформы Солона заложили основы так называемого «гражданского общества», которое стало основой ускоренного развития античной частнособственнической структуры.

Вопрос: «почему же выбор пал на греков, а не на финикийцев?»

Потому что финикийцы, говорившие на одном из семитских языков, по преданию, пришли на узкую прибрежную полосу на востоке средиземноморского побережья – на территории Ханаана, с берегов "Эритрейского моря", то есть, по-видимому, Индийского океана. Иудеи долгое время уничтожали население Ханаана и хорошие взаимоотношения Соломона и Хирама, были только эпизодом в жизни народов. К тому же греки были многочисленны, воинственны и годились для более «грязной» работы. Как ни славилась Финикия искусством своих ремесленников, основой процветания её городов-государств было всё же не местное производство, а посредническая морская торговля. Только по африканскому берегу на расстоянии 30 дней плавания насчитывалось около 300 поселений выходцев из города Тир (среди них Карфаген, Хаммамет, Сусс, Гадрумет и Лептис). Финикийцы перевозили сырьё и товары по всему известному тогда миру. Торговля, по глобальному сценарию достижения мирового господства, это сфера деятельности иудеев, так что места для финикийцев нет, и Рим – выполнил свою миссию.