logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

10.2. Русь! Хранимая Богом родная земля!

Сильна ли Русь? Война и мор,

И Бунт, и внешних бурь напор,

Ее беснуясь потрясали...

А.С. Пушкин

2.1 Русь! Хранимая Богом родная земля! Культур компактно-общинного проживания в доисторической и ранеисторической398 древности было много. Но русская культура — если не единственная, то одна из немногих, в которой жречество не обособилось от остального народа ни корпоративно, ни сословно. По отношению к этому факту, все прочие обстоятельства носят подчинённый или сопутствующий характер (т.е. имеют чисто формальное значение), если соотноситься с полной функцией управления по отношению к обществу.

Когда началась “элитаризация” сферы управления и, как следствие, возникла племенная раздробленность, цивилизация Руси впала в кризис, началась тысячелетняя Смута. Киевская Русь, где в конце первого тысячелетия нашей эры происходило становление “элитарной” моноцентричной государственности, образовалась в ходе этого кризиса и распада этнически преимущественно славянской культурно русской изначально многонациональной цивилизации. Возникшая в ней “элитарная” государственность Руси обрела свою идеологию и вероустав, позволявшие ей по византийскому образцу властвовать над остальным обществом. И хотя становление этой государственности произошло, “элита”, выясняя, кто из её представителей больший и величайший, быстренько довела Русь до удельно-княжеской раздробленности, в результате чего некогда единая Русь стала жертвой нашествия Батыя – внука Чингизхана.

Княжеское сословие является частью общества, оно плодится и размножается такими темпами, что на всех княжичей управленческой работы не хватает, на которую они претендовали на основании искусственно созданного ими же социального “элитарного” статуса. Князьям-изгоям деваться некуда, поскольку идти в «холопы» к своим же родичам и работать им не хотелось, а свободных вакансий не было, то вследствие этого и начались княжеские усобицы в борьбе князей за власть над людьми как объектами, на труде и жизни которых возможно паразитировать под прикрытием той или иной идеологии, применяя против них жестокость и грубую силу. И спустя исторически непродолжительное время автор “Слова о полку Игореве”, Игоря Святославича, внука Ольгова”399 с горечью свидетельствовал:

«Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: “Это моё, и то моё же”. И стали князья про малое “это великое” молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»400.

По традиционной хронологии время написания “Слова о полку Игореве” относят к 1187 — 1188 гг., т.е. спустя ровно 200 лет после крещения и приблизительно за полвека до Батыева нашествия 1237 г. С 1238 г. — именно вследствие управленческой несостоятельности возродившейся “элиты” — пережитка ведической культуры на Руси началась эпоха, известная как монголо-татарское «иго».

Процесс освобождения Руси совпал с процессом дальнейшей централизации и “элитаризации” государственной власти, которая завершилась тем, что Иван Грозный из великого князя Московского превратился в царя (цезаря, по сути императора) — государя, а все прочие стали «холопами государевыми», а государство стало унитарным (единым) и единоцентричным.

Со сменой династии Малкиных-Рюриковичей на династию Романовых401 никаких принципиальных нравственно-этических изменений не произошло. И в этой системе внутриобщественных отношений всем было не очень-то уютно: простонародье было обращено в рабов — введением и усилением крепостного права, а должность государя-императора стала одной из наиболее опасных для жизни и здоровья.

И на всём протяжении истории следовали народные бунты против государственной власти402, а народ — неся выработанную в эпоху Руси изначальной этику человеческого общежития если не как реальную жизненную практику, то как идеал, — разбегался в разные стороны из-под власти государства, а государство на протяжении веков иногда поддерживало эту экспансию, а иногда постфактум простирало свою “элитарную” власть туда, где начинали жить его русскоязычные подданные — русский стал языком имперского управления в целом.

На Руси именно толпо-“элитаризм” и “элитарная” государственность на протяжении всей истории последнего тысячелетия демонстрируют свою управленческую неэффективность вплоть до полной несостоятельности, которая выражается во многократных «метаморфозах» государственности в ходе очередных кризисов.

Из кризисов же не “элитарную” государственность, а Русскую многонациональную цивилизацию выносят именно принципы организации самоуправления общества, на которых была основана жизнь Руси изначальной. И именно они неизкоренимы в её культуре и пробиваются в жизнь через всё наносное на протяжении всего прошлого тысячелетия, расширяя при этом границы распространения культуры, несущей эти принципы. То есть: - даже в условиях более чем тысячелетнего концептуального двоевластия на Руси, при воспроизводстве культурой нечеловечных типов строя психики, именно русскость и демонстрирует свою управленческую наивысшую эффективность и победоносность.

Именно в этом состоится преображение нынешней цивилизации в человечность, устойчиво живущую и развивающуюся в Богодержавии в преемственности поколений. Но поскольку “элита” самодовольна и самонадеянна, то эта разновидность толпы исчезнет последней — двумя путями:

На протяжении последних нескольких веков региональная цивилизация Руси от всех прочих региональных цивилизаций отличается тем, что развивается в исторически подвижных границах общего для её народов и диаспор государства. Это обусловлено тысячелетней Смутой на Руси, “элитаризация” сферы управления приводит к очередному кризису и влечет потерю государственности, а с этим и территорий.

Подвижность её государственных границ носит пульсирующе-расширяющийся характер: это исторически долговременная тенденция. В периоды кризисов цивилизационного строительства, государственность нашей цивилизации тоже испытывает кризис. И в такие кризисные периоды относительно молодая периферия Русской многонациональной цивилизации государственно обособляется, как это имело место в период государственного краха СССР. Но по мере того, как исторически очередной кризис цивилизационного строительства преодолевается, происходит становление новой государственности403. Когда новая государственность обретает дееспособность, адекватную потребностям эпохи и перспективам общественного развития, недавно отколовшаяся относительно молодая периферия, не сумев разрешить своих проблем в одиночку404, возвращается в границы Русской многонациональной цивилизации, а на последующих этапах в её состав начинают вступать народы, до этого жившие обособленно или в составе иных региональных цивилизаций, поскольку качество жизни в пределах Руси в каких-то аспектах, значимых для народов и их перспектив, оказывалось лучшим, нежели в обособлении или в культурах иных государств и региональных цивилизаций405. И именно вследствие того, что этот процесс пульсирующего расширения границ государственности Русской многонациональной цивилизации — не выдумка, к началу ХХ века в границах России была 1/6 часть суши.

10.2.2 Смута на Руси, цикл №(n+2), фаза «зарождение»…

“Элитаризация” сферы управления Руси изначальной, дорого обошлась не только народу, но и элита физически полностью была уничтожена в ходе татаро-монгольского нашествия. Совсем иная судьба досталась защитнику западных рубежей русской цивилизации - Александру Ярославовичу Невскому, род. 30.05.1220 г. (1236 – 1263 г.г.).

Впервые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока городу грозили монголо-татары. Всеобщую славу Александру принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом, под командованием будущего правителя Швеции Ярла Биргера. Александр лично участвовал в битве. Это сражение предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. За эту победу князя стали называть Невским. Добавила славы Александру и победа на Чудском озере в 1242 году («Ледовое побоище»). Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.

Его наследники продолжили дело отца и стали Московскими князьями - Дании́л Алекса́ндрович (1261 — 4 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский (c 1263, фактически с 1276); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

1 325 – 1341 г. Иван I Дани́лович Калита́ (1288 — 31 марта 1341, Москва) — князь Московский с 1325 (фактически с 1322) до 1341, Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1341, князь Новгородский c 1328 по 1337. Четвёртый сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость. В свои годы правления, Иван Калита поддерживал тесные контакты с ордынскими ханами, исправно платил дань, часто посылал подарки. Такая политика Ивана Калиты позволила получить передышку в сорок лет. Именно столько времени не было нападений со стороны Орды, что позволило накопить силы. Эта передышка имела большое значение, как психологическое, так и моральное. За это время выросли люди, которые не знали страха перед ордынцами. Именно это поколение вступит в борьбу против Орды, которую возглавит Дмитрий Донской.

1359 – 1389 г. Правление князя Дми́трия I Ивановича (12 октября 1350, Москва - 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве, князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель (наряду с Великим княжеством Литовским), владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль.

Этап собирания земель русских отмечен еще двумя выдающимися личностями:

1534 – 1584 г. Правление Иоа́нна IV (Гро́зный) Васи́льевича укрепление централизованного государства; (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой - 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабка по отцу, Софья Палеолог - из рода византийских императоров.

Пришёл к власти в 3-летнем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были захвачены Казанское и Астраханское ханства.

С 1549 года Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства. В 1558 году он начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 году армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались опалы и учреждение опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства.

Немало славных дел совершили казаки406, расширяя границы нашей Родины. Присоединение Сибири. Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542—1585) — казацкий атаман, завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея.

Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка, пошла вверх по Каме и в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев.

К началу 1580 г. Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было 50 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск.

1 сентября 1581 дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись) и только весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру.

Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582 Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь.

В декабре военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае. Лето 1583 Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю, атамана Кольцо.

Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Волховского и Ивана Глухова, с отрядом из 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи, убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу.

6 августа 1585 погиб и Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Казаки заночевали в устье реки Вагай. Ночью Кучум напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Ермак, по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Б. Годунов был первым царем, которого в 1598 г. Земский собор избрал на царство.

1598 - 1605 г. правление Б. Годунова, было завершено присоединение Сибири и продолжена централизация государства. Годунов Борис Федорович (1552-1605) - 1-й царь из этой фамилии, младший из 2 сыновей костромского дворянина Ф. И. Годунова-Кривого. Рано остался сиротой и вместе с сестрой Ириной воспитывался в доме дяди, Д. И. Годунова, который в результате опричной реформы оказался при дворе Ивана Грозного. Благодаря женитьбе на дочери Г. Л. Скуратова-Бельского Марии (1570) начал быстрое продвижение вверх по служебной лестнице. Постепенно стал активным деятелем опричнины. На 3-й свадьбе царя был его дружкой. С 1578 г. - кравчий. Сестра его Ирина стала женой царевича Федора, будущего царя, что ещё больше возвысило Годунова при дворе. На 7-й свадьбе царя - на Марии Нагой (1581) - дружка царицы. В том же году получает чин боярина. С 1584 г. - член Верховной Думы, конюший, боярин и наместник царя Федора Ивановича в Казани и Астрахани. Начинается постепенный процесс устранения соперников Годунова: Шуйских, Мстиславских и Романовых. С 1585 г. Годунов становится полноправным правителем государства при недееспособном царе. В 1590 г. участвовал в Шведском походе из Новгорода к устью Невы в должности дворцового воеводы. После смерти Федора Ивановича (1598) избран Земским собором на царство. Годунов, по единодушному мнению современников, был крупным государственным деятелем. Его правительство продлило перемирие с Польшей и вступило в войну со Швецией (1590 - 1593) в результате которой Россия вернула утерянные после Ливонской войны 1558-1583 гг. города Ям, Орешек, Ивангород и др., расширила выход к Балтийскому морю. При Годунове была предпринята энергичная колонизация Сибири. На юге для обороны от набегов Крымских татар продолжалось освоение степей, где были построены города Валуйки, Воронеж, Белгород и др., восстановлен Курск. В правление Годунова расширяются связи России с Грузией. Для обеспечения пути в эту страну была построена крепость в устье Терска, и русская рать дважды выступала против Дагестана. Годунов добился в 1389 г. у константинопольского патриарха, воспользовавшись бедственным его положением, согласия на учреждение русской патриархии. Продолжая политику Ивана Грозного по укреплению самодержавной власти, Годунов в борьбе с боярами и князьями опирался на служилых дворян и верхи посада. В пользу последних проводилось т. н. «посадское строение», т. е. возвращение в посад беглых тяглецов, приписка к посаду крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами и т. д. Было продлено действие заповедных лет. В 1592 г. закончилась перепись населения, затеянная ещё Иваном Грозным, результатом которой оказалось окончательное закрепление крестьян за их владельцами. Около 1592 - 1593 гг. был издан указ о запрещении выхода крестьянского, что фактически окончательно закрепощало крестьян. В 1597 г. были изданы указы об установлении 5-летней давности для исков на беглых крестьян и указ о холопах, по которому кабальные люди лишались права выкупаться на свободу. Одновременно в кабальных холопов была превращена целая категория свободных людей, т. н. «вольных холопов». Важным актом закрепощения крестьянства было введение в южных районах страны «государевой пашни», к которой прикреплялись беглые крестьяне. Резкое усиление крепостного гнёта в правление Годунова привело в начале XVII в. к гражданской войне. Бедствия населения России усилились вследствие тяжёлого неурожая 1601 -1603 гг. и страшного голода. В 1603 г. вспыхнуло восстание Хлопка Косолапа, охватившее центр, уезды страны и с трудом подавленное правительством. Несмотря на то, что Годунов закупал хлеб на свои личные деньги и раздавал голодавшему населению, недовольство народных масс было столь велико, что они поддержали Лжедмитрия I, открывшего в 1604 г. военные действия против Годунова. Годунов скоропостижно скончался в Москве и был похоронен в Архангельском соборе.

На этом Смута не закончилась, история лишь только подтвердила: «элита» самодовольна и безответственна, самонадеянна и ничему не учится, поэтому 1917 год – воздаяние ей за злонравие и безнравственность!

Но, несмотря на продолжавшийся процесс “элитаризации” сферы управления на Руси, Бог заблаговременно упреждающе посылал на Русь государственных деятелей и просто людей, которые выводили Русь из очередных кризисов, ставящих её на грань самоуничтожения.