logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

11.1.4. Геополитическая ситуация 1.1 «Дельфийский оракул» (1400 до н.Э – 381г.)

С 1400г. до н.э. по 381г. н.э. паломники со всех концов Древнего мира устремлялись в Грецию к знаменитому святилищу, чтобы услышать пророчества Дельфийского оракула. Одни желали узнать время сева, другие – стоит ли начинать войну или лучше заключить мир. Когда-то без посещения Дельфийского оракула и получения пророчества на территории Греции не начиналась практически ни одна война, а цари и полководцы прислушивались к получаемым в Дельфах рекомендациям.

Храм Аполлона был построен в 366 – 339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548 – 547 годами до н.э., где ещё раньше находилось святилище богини Земли – Геи, тоже предсказательницы. Специфическими чертами процесса подъёма Дельфийского святилища являются необычно бурный рост его активности в первой половине VIIIв. до н.э., а также обширные связи с достаточно удалёнными областями.

Древнейший храм был воздвигнут легендарными зодчими Трофонием и Агамедом в IXв. до н.э., а затем, после сильного пожара, восстановлен с ещё большим великолепием в VIв. до н.э. После разрушения вследствие землетрясения в 373 году до н.э. здание было перестроено в третий раз в 330 году до н.э. От знаменитого храма Аполлона IV-го века до н.э. сохранилось лишь основание и несколько колонн, одна с капителью. В I веке до н.э. святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Суллой.

Святилище в Дельфах возникло в глубокой древности. В храме Аполлона, святыне античного мира, который примыкал к южному склону горы Парнас, на вопросы всех желающих отвечала провидица пифия, посредник между богом и людьми. Писатель III века Юстин, писал: «небольшая площадка, на ней глубокая расщелина, отверстая для оракулов. Холодная струя воздуха, гонимая вверх некоей силой, словно ветром, выходит из этой расщелины, приводит умы прорицателей в исступление и, преисполнив их божественным вдохновением, заставляет давать ответы вопрошающим». Прорицательницы (пифии) садились над расщелиной, откуда выходили одурманивающие пары, и, впав в транс, начинали произносить слова, которые жрецы храма – профиты – внимательно слушали и записывали как предсказание, как правило, придавая ему литературную форму – обычно в виде стихов. Пифиями первоначально были молодые девушки, но потом пифией стали избирать пожилую женщину не моложе пятидесяти лет.

В первое время пророчества оракула давались всего один раз в год, но это мероприятие оказалось настолько выгодным, что жрецы перешли на ежемесячный режим. Росло и число пифий: сначала их было две, потом – три. «Трёхсменная» работа провидиц принесла свои плоды – рядом с храмом вырос город Дельфы, который кормился с доходов, получаемых с многочисленных паломников. Возможно, именно с целью порастрясти мошну прибывающих со всех концов Древнего мира, доступ к пифии был затруднён – никто не попадал к ней в первые дни, обычно на ожидание своей очереди требовалось не менее недели, и всё это время паломник растрачивал припасённые средства на питание, плату за ночлег и прочие человеческие потребности, принося «дивиденды» коренным жителям Дельф. «Пообщаться» с Дельфийским оракулом стоило довольно дорого: паломник выкладывал немалые деньги или драгоценности за пирог, который следовало оставить на алтаре перед святилищем, существовал и второй алтарь, где жаждущий пророчества приносил в жертву козу или барана.

Перед тем как узнать о воле бога Аполлона, пифия совершала очищающее омовение, надевала парадные одежды и спускалась в святилище, где устраивалась на высоком металлическом треножнике. Специальное углубление в нём и кольца-захваты не позволяли пифии упасть с него, когда она впадала в полубессознательное состояние, вдыхая священные испарения, поднимающиеся из расселины в горе. Надышавшись дурманящих газов, пифия в трансе начинала что-то бормотать. Считалось, что в этот миг она становилась рупором самого бога Аполлона. Бедная женщина видела яркие галлюцинации, стонала, кричала, металась, закреплённая в треножнике, и, конечно, производила неизгладимое впечатление на тех, кому было дозволено увидеть всё это священнодействие. Конечно, бормотание полуграмотных женщин вряд ли бы составило славу Дельфийского оракула, если бы не жрецы, которые истолковывали пророчества пифий и «переводили» их на удобоваримый язык. Считается, что все пророчества знаменитого оракула можно было толковать двояко, таким образом, ошибка в пророчествах практически исключалась. В этом плане показательна история царя Лидии Креза, который хотел узнать у оракула, стоит ли ему идти войной на персов. Полученный ответ гласил: «Перейдя реку Галис, ты разрушишь великое царство». Крез, конечно, воспринял такой ответ как предвестие своей победы, начал войну и… был разбит. Великое царство на самом деле оказалось разрушенным, но это оказалось не царство персов, а самого Креза… Была ли у жрецов шпионская сеть? Любопытно, что Крез, как очень осторожный человек, для начала решил проверить достоверность пророчеств знаменитого оракула, чтобы не попасть впросак. Из античных источников известно, что, обладая сказочными богатствами и не испытывая стеснения в средствах, он обратился сразу ко всем известным оракулам того времени. Чтобы проверить их, он назначил своим послам день, в который они должны были спросить у оракулов, чем в данный момент занят знаменитый царь. В назначенный день Крез собственноручно убил черепаху и ягнёнка и стал варить их в большом котле. Неизвестно, что ответили другие оракулы, но, по сообщению Геродота, дельфийская пифия сказала: «Чую запах черепахи, животного одетого в панцирь, которое варится в железном котле, а также куски ягненка». Можно верить, что пифия получила столь точные сведения, подключившись в состоянии транса к так называемому информационному полю Земли (кстати, шаманы и африканские колдуны также получают свои откровения в состоянии транса), но существует и иная версия столь поразительной осведомлённости. Некоторые исследователи считают, что огромный доход от паломников, стекающихся к Дельфийскому оракулу, позволял жрецам храма Аполлона иметь разветвлённую сеть осведомителей и шпионов, которые поставляли им информацию со всех концов Древнего мира. Хорошо, спросит читатель, а как же они без сотового-то обходились, ведь при тех средствах передвижения нужная информация должна была безнадежно запаздывать? Есть ответ и на такой вопрос – жрецы применяли голубиную почту…

Дельфийские жрецы создали, по сути дела, первую в мире секретную разведывательную службу, которая имела свою агентуру не только в Греции. Они могли без особого труда поражать своей осведомлённостью и феноменальным «ясновидением».

Считается, что Дельфийский оракул позволял грекам не только получать сказочные доходы, но и служил орудием политики в руках «коварного никто», ведь его пророчествами можно было направить действия определённых влиятельных лиц в нужное для себя русло. На стенах храма Аполлона в Дельфах было написано 7 кратких изречений, которые приписывали семи наиболее известным греческим мудрецам: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Наблюдай конец жизни», «Худших всегда большинство», «Ни за кого не ручайся», «Всему своё время», «Лучше подделывать деньги, чем истину». Всё это приводит к вопросам:

- Кто был создателем Дельфийского оракула в древней Элладе?

- Какую роль играли оракулы в обществе?

- Почему Дельфийский оракул, прекратил своё существование после того, как христианство стало господствующим вероучением?

- Остался ли институт оракулов и соответствующие политтехнологии в прошлом, либо продолжают существовать и ныне?

Древнегреческий миф говорит о том, что Аполлон заставил причалить судно с критскими купцами к берегу, недалеко от нынешних Дельф, привёл их в храм и сделал жрецами, пообещав «сладкую жизнь», т.е. жречество было не местное, а критское, а Крит был тесно связан с Египтом. Бертран Рассел утверждает, что «влияние Египта на Грецию осуществлялось главным образом через Крит».

Геродот также сообщает о том, как египтяне помогли восстановить сгоревший храм в Дельфах: «…Когда амфиктионы за 300 талантов отдали подряд на строительство нового дельфийского храма (прежний храм случайно погиб в огне пожарища), то четвёртую часть денег за подряд пришлось уплатить дельфийцам. Тогда дельфийцы стали ходить по городам и собирать пожертвования, причём возвратились из Египта далеко не с пустыми руками. Так, Амасис пожертвовал им 1000 талантов квасцов, а эллины, жившие в Египте, — 20 мин серебра».

Почему жрецы храма Аполлона не обращаются за помощью к эллинам? Если бы оракул был местным изобретением, то, наверное, жрецы нашли бы средства для его восстановления у себя, но они посылают дельфийцев в Египет и те возвращаются назад и «не с пустыми руками», изъяв при этом четвёртую часть собранных средств. По всей вероятности для тех, кто финансировал восстановление храма, этот храм имел бόльшее значение, чем для местных жителей.

Таким образом, Египет был «кузницей кадров», и как видно, например по Проклу425, готовил не только философов, но и жрецов для службы вне Египта – из числа «туземцев», обучая их священным наукам, в необходимом учителям качестве.

По официальной версии, храм Аполлона прекратил свою деятельность с ростом влияния христианства. Последнее прорицание оракул дал в 392 году н.э., и в нём говорилось о том, что принятое Римом христианство погубит Римскую империю. За это предсказание римляне разрушили храм, но избежать открытой оракулом судьбы Риму не удалось.