7.9.1 История возникновения и становления Арабского халифата
Арабский халифат – религиозное средневековое государство, созданное на основе раннего арабского государственного образования, которое появилось благодаря пророку Мухаммеду. После смерти пророка власть перешла в руки его последователей и сподвижников, получивших титул халифов.
Арабы (семиты), выходцы из Аравии, много столетий занимались кочевым скотоводством, передвигаясь по просторам огромного полупустынного полуострова. В I тысячелетии до н.э. у аравийских народов уже были созданы зачатки государственности, но большинство племён продолжали кочевать. К Vв. сформировались первые государства в Северной и Центральной Аравии (Гассан, Лахм, Кинда).
Бедуины, занимавшиеся в основном сопровождением или грабежами торговых караванов, вели между собой частые войны. Небольшие племена управлялись шейхами и эмирами. В это время арабы представляли собой группу кочевых племён-язычников. Несмотря на обилие различных богов у каждого племени, язычники-арабы были знакомы и с другими религиями – иудаизмом и зороастризмом. Жили оседлые и кочевые арабы в оазисах, занимались скотоводством, земледелием и посреднической торговлей.
В погоне за военной добычей аравийские племена переселялись в долины Междуречья, на другие земли Западной Азии. Смешиваясь с местным населением, арабы положили начало таким народам, как аккадцы, халдеи, арамеи.
Самым древним арабским городом была Саба, расположена на побережье Аравийского моря. Вокруг каждого города тогда создавались земледельческие общины, возглавлявшиеся особым жрецом. Власть в городах брали в свои руки мелкие царьки, малики, во время войн становившиеся главными военачальниками. Власть маликов в Сабейском государстве ограничивалась советом родоплеменной знати.
Арабы богатели на торговле с Африкой и Индией. Одним из крупнейших торговых центров в Vв. стала Мекка, будущая религиозная столица Арабского халифата. На тот период истории арабов, по сведениям современников, на всём Аравийском полуострове проживало не более 5 млн. человек. Мекка приобрела статус объединительного центра арабских племён, нередко враждовавших и воевавших между собой. Раз в году среди арабских племён объявлялось перемирие, и совершался «хадж» (от арабского «отправляться в святые места») к мекканской Каабе, вокруг которой устраивались ярмарка, спортивные и поэтические состязания (вроде Олимпийских игр у древних греков). Хранителями мекканской Каабы320 были представители рода хашим из племени курейшитов, к которому принадлежал отец Мухаммада Абдаллах, по мусульманскому преданию – хранитель ключей от Каабы.
Ко времени появления пророка Мухаммеда торговля пришла в упадок. Арабы в начале VII века переживали трудные времена, торговые пути из Индии стали обходить Аравию стороной, жившие от транзитной торговли арабы оказались без средств к существованию. В этих условиях пророк Мухаммед выступил как защитник обездоленных, за равноправие всех людей. В 614г. окружённый соратниками Мухаммед прочел первую публичную проповедь среди жителей Мекки, призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее – Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определён порядок мусульманского богослужения.
Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VIIв. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама. Мухаммед говорил, что он новый пророк посланный Богом после Иисуса Христа, чтобы исправить испорченную христианами и иудеями веру в Единого Бога. Почва для новой религии была подготовлена зверствами, производимыми византийскими императорами.
В борьбе за императорский трон христиане расправлялись друг с другом с исключительной жестокостью. В начале VII века в Византии правил Фока, которого за изощрённую жестокость называли «диким зверем». Затем на трон взошёл Ираклий 1, который успешно отвоевал византийские земли завоёванные иранцами (персами) в начале VII века. После победы над персами Ираклий 1 учинил расправу над теми, кто неправо поклоняется Богу. Монофизитам321 отрезали носы и производили конфискацию имущества.
Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в Хиджазе322 (Западная Аравия) мусульманская община – умма.
Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространённым монотеистическим религиям – иудаизму и христианству, оно устраняет искажения и уточняет веру отцов и предков. В течение десяти лет, в 20—30-х гг. VIIв. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нём духовным, военным предводителем и судьёй. Пророк Мухаммад силой красноречия и меча сумел склонить почти все аравийские племена, поклонявшиеся идолам, к принятию ислама. В качестве ниспосланного Богом Пророка он объединил эти племена под своей верховной властью.
Пророк Мухаммад умер, не оставив сыновей и не установив закона преемственности, и вскоре после его кончины (в 632г.) начались раздоры. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Уже тогда Омар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Первым преемником был избран Абу Бакр, который умер спустя два года. Вслед за Омаром и остальные пожали руку первому халифу.
Первый из праведных халифов Абу Бакр считал священным долгом, согласно предписанию Пророка, силой меча обращать "неверных" в "истинную веру". С этой целью при своём воцарении (около 632г.) он отправил войска в поход против Персии и, ещё не закончив войну в этой стране, начал поход против сирийцев. Привыкшие ко всяким лишениям выносливые сыны пустыни с неслыханной быстротой победили утопавших в роскоши противников. В своём победоносном шествии они год спустя овладели Иерусалимом, а в следующем году – исстари знаменитыми своим богатством укреплёнными городами Алеппо, Антиохией и Кесарией. При Абу Бакре (622–634гг.) новое государство занимало территорию от берегов Инда до побережья Красного моря. В последние часы жизни первый халиф государства объявил Омара своим преемником.
Как и его предшественник, Омар ибн Хаттаб был ярым приверженцем новой веры, в быту соблюдал умеренность и скромность. Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. Омар активно занимался внешней политикой; Медина стала военным центром государства, откуда арабские войска отправлялись в завоевательские походы. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.
Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636–637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили её.
Однако в тот момент Омар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Омара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.
Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.
В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществлённое тогда же по приказу халифа Омара, скорее всего легенда.
Апогеем правления Омара стала знаменательная победа над Персидской империей. При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покорённых мусульманами землях. Правителем города становился мусульманин, но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись. При Омаре была создана налоговая система, действовавшая во всём государстве. Он ввёл выплату жалования («ата») и продуктового пайка (ризк) всем войнам. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом323, а немусульмане – налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д.
В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, ударил Омара ножом в живот (до этого Фируз пожаловался халифу на своего хозяина куфского наместника, но Омар не внял его жалобе). Омар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Смерть Омара вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолён.
После смерти Омара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Осман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата – Али – по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.
Византийская империя продолжала терпеть от мусульман одно поражение за другим. На Востоке, мусульманские войска окончательно разгромили иранского шаха Йездигерда III, который был убит по случайному стечению обстоятельств в Мерве. После его смерти, власти Сасанидских шахов Ирана пришёл конец, и эта страна окончательно стала частью мусульманского Халифата.
Однако в конце правления халифа Османа резко осложнилась внутриполитическая обстановка в Халифате. Началась активная пропаганда против существующей власти со стороны различных мятежных группировок. В качестве предлога для этой пропаганды были использованы факты злоупотребления своим служебным положением некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу против законной государственной власти. Одним из самых известных лидеров мятежа мусульманские историки называют Абдуллу ибн Сабу.
В 656 году, из Египта, Куфы и Басры в Хиджаз прибыла группа людей, въехавших туда под предлогом малого паломничества. Им удалось проникнуть в Медину и предъявить ультимативные требования халифу Осману. Однако халиф отказался выполнить их условия. 18 Зульхиджа 656 года они напали на халифа, который был занят чтением Корана и убили его. В момент своей смерти Осману было 82 года.
После правления Османа, верховное руководство перешло к двоюродному брату и зятю Пророка – Али бен Абу Талиб. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из её рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов ("заместителей пророка"). Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, завершили политическое объединение Аравии.
При Омаре I (634–644гг.) арабы завладели Дамаском, Иерусалимом, Антиохией, ослабили могущество Персии, распространив на её народы ислам. Затем арабы вторглись в Египет и овладели Александрией. Все усилия византийцев вернуть назад этот город, бывший главным местом их торговли, рушились перед стойкостью победителей. Известие о падении Александрии насмерть поразило византийского императора. Между тем победители без промедления выступили на северо-запад Африки. Если бы в это время возникшие внутри халифата раздоры по поводу прав наследия не сдержали наступательного движения арабов, то, без сомнения, завоевание всей северной части Африки совершилось бы двадцатью годами ранее. Осман ибн Аффан продолжил политику Омара I и сражался с персами и хазарами. Во внутренней политике он, хотя и продолжил деятельность предыдущих правителей, но не проявил такой активности и смелости, как его предшественники. При Османе были перестроена главная мечеть мусульман, возведённая ещё при пророке, и издан канонический текст Корана. Эти действия не всеми правоверными были приняты положительно, и против нового халифа начала формироваться оппозиция из мединской верхушки. Осман восстановил против себя мединскую знать и военную верхушку в связи с тем, что все важнейшие посты в государстве раздал своим родственникам.
П ри Османе (644–656гг.) арабское государство захватило Кипр и Родос. Наследовавший ему Али стал повелителем государства, занимавшего (не считая Аравии) Персию, Сирию, весь Египет и значительную часть северной части Африки.
Исламские завоевания при праведных халифах. I – территория, контролируемая на момент смерти Мухаммада; II – завоёвания при Абу Бакре; III – завоевания при Омаре; IV – завоевания при Османе.
Новый халиф Али ибн Абу Талиб правил империей с 656 по 661г. Али с детства был в центре событий мусульманского мира, так как воспитывался в семье Мухаммеда и был женат на его младшей дочери Фатиме. Слишком быстро взяв власть в свои руки после убийства предыдущего правителя, Али дал повод недоброжелателям обвинить себя в сговоре с убийцами.
В 657г. Али во главе огромной армии отправился покорять Сирию, но выиграть битву не смог и подписал мирный договор с Муавийей, после чего его авторитет внутри государства сразу упал. В халифате сплотилась группа противников Али, называвшая себя хариджитами (в переводе с арабского – «восстать»). Через несколько лет хариджиты создали в исламе отдельное направление, главным постулатом которого являлось положение об отрицании наследственной власти халифов. Летом 658г. Али жестоко расправился с хариджитами, но потерял авторитет власти даже в глазах своих сторонников. Через 2,5 года четвёртый халиф Арабской империи был убит заговорщиками в мечети. К власти пришла династия Омейядов.
После смерти четвёртого праведного халифа Али, зятя пророка, обвинённого в убийстве предыдущего правителя, началась длительная борьба между династиями. После правления четырёх традиционно называемых праведными халифов (Абу Бакра, Омара I ибн ал-Хаттаба, Османа ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба) в стране сменились две династии, являвшиеся семье пророка кровными родственниками.
В VII – первой половине VIIIв. были завоёваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732г.
Али (655г.), зять Мухаммеда, последний из "четырёх праведных халифов", был убит в результате "дворцового переворота", после чего Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов завладел упразднённым халифатом (661г.) и провозгласил наследником своего старшего сына Иезида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов, царствовавшей без перерыва с 661 до 750 года. На протяжении почти ста лет халифами были члены семейства Омейядов, принадлежавшего к роду пророка Мухаммеда. Они управляли из Дамаска, и за время их правления арабы-мусульмане повсюду несли знамя ислама. Побеждая в дальних странах, арабы ссорились у себя на родине, где часто происходили гражданские войны. В конце концов, Омейяды были свергнуты другой ветвью рода Мухаммеда, происходившей от дяди Мухаммеда – Аббаса, отсюда её название – Аббасиды. Аббасиды выступили как мстители за жестокости, совершённые Омейядами, но сами превзошли последних в жестокостях и кровопролитии после того, как одержали победу. Они захватили всех Омейядов, которых сумели найти, и убили их. Так Омейядов сменили Аббасиды и правили 508 лет (750–1258).
До VIII века Арабский Халифат существует в виде единого государства. Сменяются правящие династии, несколько раз переносится столица государства: первоначально (656–661) – это Куфа, во время правления династии Омейядов – Дамаск (Сирия), во время правления Аббасидов – Багдад (специально построенный столичный город в Ираке). Столица была перенесена из Дамаска в Багдад, в Ираке. Уже само по себе это перенесение столицы было примечательным, так как Багдад был летней резиденцией персидских царей. А поскольку Багдад был дальше от Европы, чем Дамаск, то Аббасиды больше ориентировались на Азию, чем на Европу. Правда, предпринимались ещё не раз попытки захватить Константинополь и было много войн с европейскими государствами, но большинство этих войн было оборонительными. Дни побед, видимо, прошли, и аббасидские халифы стремились консолидировать ту часть империи, которая ещё оставалась в их владении. Она была достаточно велика, эта часть, даже без Испании и Африки.
Багдад! Город, который вырос при аббасидских халифах, и был городом «Тысячи и одной ночи». Это был огромный город дворцов и общественных учреждений, школ и колледжей (медресе. – Ред.), больших магазинов, парков и садов. Купцы вели громадную торговлю и с Востоком и с Западом. Толпы правительственных чиновников поддерживали постоянную связь с далёкими краями империи, управление становилось всё более и более сложным, и правительство было разделено на множество департаментов. Эффективная почтовая служба связывала столицу со всеми уголками империи. Больниц было множество. В Багдад приезжали со всего мира, особенно учёные, студенты, художники, так как было известно, что халиф гостеприимно принимает всех, кто образован и искусен в художестве. Арабы обладали духом научного исследования, поэтому их можно считать отцами современной науки. В некоторых отраслях, таких, как медицина и математика, они многому научились у Индии. В Багдад приезжало много учёных-математиков. Много арабских студентов отправлялось в Такшашилу в Северной Индии, которая всё ещё была великим университетом с медицинской специализацией. Санскритские книги по медицине и другим отраслям специально переводились на арабский язык. Многому, например, изготовлению бумаги, арабы научились у Китая. Но на основе знаний, заимствованных у других, они предпринимали собственные исследования и совершили ряд важных открытий. Первый телескоп и первый морской компас были изготовлены арабами. Арабские врачи и хирурги славились во всей Европе.
Крупнейшим центром всей этой интеллектуальной деятельности был, разумеется, Багдад. Другим центром, на Западе, была Кордова, столица арабской Испании. В арабском мире существовало много других университетских центров, где процветала интеллектуальная жизнь, – среди них были Каир, или ал-Кахира (Победоносный), Басра и Куфа. Но над всеми этими знаменитыми городами возвышался Багдад, «столица ислама, око Ирака, трон империи, центр красоты, культуры и искусства», как описывает его один арабский историк. Население его превышало два миллиона человек, таким образом, Багдад был гораздо крупнее, чем современные Калькутта или Бомбей.
Сам халиф жил в большой роскоши, окружённый рабами, его жёны находились в гареме. Империя Аббасидов оказалась в зените своей внешней славы при Харун-ар-Рашиде, правившем в 786–809 годах. К Харуну прибывали посольства от китайского императора и с Запада от императора Карла Великого. Багдад и владения Аббасидов в те времена далеко опережали Европу, за исключением арабской Испании, в искусстве управления, в торговле и развитии образования.
Вскоре после смерти Харун-ар-Рашида для Арабской империи начались трудности. Возникали беспорядки, губернаторы провинций превратились в наследственных правителей. Халифы становились всё более и более бессильными, пока не наступило такое время, когда единство ислама стало делом далёкого прошлого. Повсюду от Египта до Хорасана в Центральной Азии возникали независимые царства. А из областей, расположенных дальше к востоку, на запад по-прежнему двигались кочевые племена. Древние тюркские племена Центральной Азии сделались мусульманскими, они известны как турки-сельджуки. К изумлению Европы, они полностью разгромили византийскую армию Константинополя.
Христианские нации Европы организовали крестовые походы, чтобы сражаться против мусульман и отвоевать свой священный город – Иерусалим. На протяжении более ста лет христианство и ислам боролись за господство в Сирии, Палестине и Малой Азии, они истощили силы друг друга и полили человеческой кровью почти каждую пядь земли в этих странах. Процветавшие прежде города лишились своей торговли и утратили былое величие, а богатые нивы превратились в пустыни.
Однако постепенно происходит политический распад Халифата с образованием фактически самостоятельных государств. Первым в 884г. отделился назначенный халифом наместник в Египте, Ахмед-ибн-Талун, турок по происхождению. Позднее стали отделяться и другие роды, основавшие отдельные династии. Между тем над халифатом сгустились тучи – с запада пришли крестоносцы, посланные Папой Римским Урбаном II отвоёвывать у мусульман Священную землю. Иерусалим был взят крестоносцами в 1096 году. Здесь, можно сказать в самом центре земель Халифата, было создано христианское Иерусалимское королевство, которое просуществовало без малого столетие.
И когда мусульманское государство в лице Салах-эд-Дина (Саладина) между 1171 и 1192 годами вновь обрело храброго и удачливого в войнах правителя (в 1187г. Саладин выбил христиан из Иерусалима), на него надвинулось сокрушительное нашествие монголов. Из степей, простирающихся от китайской и сибирской границ до Каспийского моря, полчища монголов, предводительствуемые Чингисханом, подобно потоку лавы разлились по цветущему Хорезму. Они опустошили Хорасан и за несколько лет подчинили себе почти всю Персию.
В истории Арабского халифата, обычно выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661–750гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750–1258гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.
Первая династия Омейядов просуществовала с 661 по 750г. Во время её правления были определены географические контуры нового арабского государства, в которое входили многие страны, начиная от Ирана на востоке и до Египта и других североафриканских территорий на западе.
В 750г. Омейяды были отстранены от власти представителями другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов. Пределы халифата несколько сузились:
— спасшийся Омейяд Абд ар-Рахман I положил в Испании первое начало (755) независимому Кордовскому эмирату, который с 929 года официально титулуется «халифат» (929–1031);
— 30 лет спустя Идрис, правнук халифа Али и потому одинаково враждебный как Аббасидам, так и Омейядам, основал в Марокко алидскую династию Идрисидов (785–985), столицей которой был город Тудга;
— остальная часть северного берега Африки (Тунис и пр.) была фактически потеряна для Аббасидского халифата, когда назначенный Харуном ар-Рашидом наместник Аглаб явился основателем в Кайруане династии Аглабидов (800–909).
Возобновлять же внешнюю завоевательную политику против христианских или других стран Аббасиды не считали нужным, и хотя по временам возникали военные столкновения и на границах восточных, и на северных (вроде двух неудачных походов Мамуна на Константинополь), однако, в общем, халифат жил мирно. Новые халифы правили в пределах одной династии до 1258г., пока монголы положили конец существованию великого и знаменитого города Багдада.
В XI–XII веках монголы занимали примерно ту же территорию, что и ныне и делились на несколько племён. Наиболее крупными племенами были: меркиты, тайгидты, татары, найманы, кэриты и др. Ведя сходный образ жизни, эти племена были во многом похожи друг на друга. Во главе племён стояла аристократия – богатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (нукеров), т.е. полнокровных войнов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. Чингисхан первоначально носил имя Тэмучжин (по другой транскрипции – Темучин), монгол, который жил с 1155 по 1227гг. и как о нём говорили, поколебал землю. Чингисхан действительно потряс всю Азию и Европу. Всё, что до смерти Чингисхана в 1227 году избегло его грозного меча, подверглось жестокому гонению при его ближайших преемниках – Джучи, Джагатае, Угэдэе и Тули. Чуть позже Хулагу-хан завершил завоевание Персидского государства и, завладев Багдадом324 в 1258г., положил конец Халифату.
Во время перехода власти от одной династии к другой были истреблены сотни Омейядов, представлявшихся Аббасидам не только соперниками на троне, но и религиозными противниками. Династия Омейядов не совсем прекратила своё существование: на территории Пиренейского полуострова, в Испании, оставшимися в живых Омейядами был создан так называемый Кордовский халифат.
- В.Б. Русаков в.В. Мороз Методическое пособие концептуальной самоподготовки
- Логика подачи материала в мпкс «прозренье»
- Оглавление
- Глава 1. Фрагменты реально случившегося прошлого либо что скрывает исторический миф? 28
- Глава 1. Фрагменты реально случившегося прошлого либо что скрывает исторический миф? 31
- Глава 3. Общая биология и биология человека 113
- Глава 4. Психология 115
- Глава 4. Психология 117
- Глава 5. Философия 167
- Глава 5. Философия 189
- Глава 6. История 193
- Глава 6. История 253
- Глава 7. Религиоведение 257
- Глава 7. Религиоведение 307
- 7.9 Кораническая культура: история становления… 312
- Глава 7. Религиоведение 345
- 8. Экономика 350
- 8. Экономика 351
- 9. Доту и процессы в нашей жизни. 394
- Глава 9. Доту и процессы в нашей жизни 395
- Глава 10. Божий Промысел либо ивоу в жизни 445
- Глава 10. Божий Промысел либо ивоу в жизни 447
- Глава 11. Как выглядит враг народа в глубине веков, в наше время, либо как выглядит кадровая база Глобального предиктора? 487
- Глава 11. Как выглядит враг народа в глубине веков, в наше время, либо как выглядит кадровая база Глобального предиктора? 539
- Глава 12. Исток неискоренимого стремления к свету праведности в человечестве 552
- Глава 12. Исток неискоренимого стремления к свету праведности в человечестве 553
- Глава 13. Общественная деятельность как процесс управления 580
- Глава 13. Общественная деятельность как процесс управления 581
- Глава 13. Общественная деятельность как процесс управления 605 Этапы развития организма и этапы формирования психики человека Введение
- 1. Дошкольный период
- 2. Начальная школа
- 3. Основная школа.
- 4. От прекрасного завтра в наше настоящее
- 5. Модель мировосприятия и сознание человека
- 6. Процесс развития культуры
- 7. Извечный вопрос: что делать? как изменить жизнь общества?
- Глава 1. Фрагменты реально случившегося прошлого либо что скрывает исторический миф?
- 1.1 Общее представление.
- 1.2 Язык времени: прецессия равноденствий.
- 1.3 Находки, сильно осложняющие жизнь учёным.
- 1.4 Почему возможны глобальные катастрофы?
- 1.5 Теория расширяющейся Земли
- 1.6 Что значит – «нет Мирового океана»?..
- 1.7 Гидридная теория
- 1.8 «Солеродный цикл» и солянные купола с углекислым газом
- 1.9 «Второе приближение к истине»
- Заключение
- Глава 2. Культурология
- Введение
- 2.1 Культура – продукт социальной организации биологической популяции
- 2.1.1 Три типа цивилизации
- 2.1.2 Типы культуры
- 2.2 Культурный обмен – стимул к развитию или способ подавления?
- 2.3 Традиционная светская и культовая духовность глобальной цивилизации
- 2.4 Немного о человеке и человеческом достоинстве, об общественном прогрессе и регрессе по существу
- 2.5 От социологии к жизнеречению
- Ключевые моменты для запоминания.
- Глава 3. Общая биология и биология человека
- Введение
- 3.1 Биосфера
- Таксономические единицы
- 3.2 Происхождение человека
- 3.2.1 Загадка превращения
- 3.2.2 Куда девался неандерталец, или где брат наш Авель?
- 3.2.3 Почему неандертальцы и кроманьонцы – разные виды?
- 3.2.4 Артефакты, сильно осложняющие жизнь учёным
- 3.2.5 Артефакты: черепа, черепа...
- 3.2.6 Мозг и разум
- 3.2.7 Хрустальные черепа – «Богиня смерти»
- Богиня смерти
- 3.3 Экологическая ниша человека и животных
- 3.3.1 Экологические пирамиды
- 3.3.2 Существует ли предел демографического насыщения экологической ниши для Homo Sapiens?
- 3.3.3 Демографические планы «мировой закулисы»
- 3.3.4 Механизм биосферно допустимой саморегуляции населения планеты
- 3.3.5 Есть ли у России перспектива выхода в Человечность?
- 3.4 Человек, как биологический объект – "аппаратное обеспечение"
- 3.4.1 Нервная система человека
- 3.4.2 Функциональная схема системы кровообращения
- 3.4.3 Микроструктура мышцы и механизм её сокращения
- 3.4.4. Естественные колебания мышцы
- 3.4.5. Насосная функция мышцы
- 3.5 Работа «аппаратного обеспечения»
- 3.5.1 Механорецепторы в мышцах и воздействие на них
- 3.5.2 Органы чувств
- Глава 4. Психология
- 4.1 Психология как общественно-полезная прикладная наука
- 4.1.1 Вселенная для Человека существует как непрерывный процесс105 отображения
- 4.1.2 Терминологический и понятийный минимум
- 4.2 Процесс мышления, построение картины Мироздания
- 4.2.1 Органы чувств – перцептуальный аппарат Человека
- 4.2.2 Адекватное Жизни представление о реальном мире как процессе в дискретно-мозаичных образах внутреннего мира Человека. Мировоззрение и миропонимание
- 4.2.3 Восприятие пространства
- 4.2.4 Восприятие времени
- 4.2.5 Типы мировоззрения и миропонимания
- 4.3 Работа «программного обеспечения» Человека
- 4.3.1 Пару слов об алгоритме
- 4.3.2 Человек – венец природы
- 4.3.3 Схемы обработки информации
- 4.3.4 Человек – алгоритмика мышления
- 4.3.5 Структура человеческой психики, проявляющаяся в личности
- 4.4 Двухуровневая модель психики: сознание и безсознательное – режимы взаимодействия
- 4.4.1 Сознание и безсознательное
- 4.4.2 Воля и внимание
- 4.4.3 Психика личности – взаимодействие информационно-алгоритмических систем
- 4.5 Алгоритмы обработки информации психикой, типы строя психики
- 4.5.1 Типы строя психики
- 4.5.2 Вера Богу и действие в русле Промысла Божиего
- 4.5.3 Совесть – чувство взаимосвязи души индивида с Богом
- 4.6 Эгрегориальная обусловленность поведения человека
- 4.6.1 Биополе – носитель психики человека
- 4.6.2 Эгрегор
- 4.6.3 Типы эгрегоров
- 4.7 Информационные потоки и матрицы общения
- 4.8 Оценка качества общения
- 4.9 Создание туннелей реальности173
- 4.9.1 Две точки зрения на процесс формирования мировоззрения и миропонимания
- 4.9.2 Способность к осмысленной членораздельной речи и к творчеству что дает?
- 4.9.3 Обрести в себе новое качество, целенаправленно изменив себя по образу и…
- Глава 5. Философия
- Введение
- 5.1 Уровни организации материи
- 5.1.1 Микромир
- 5.1.2 Макромир
- 5.1.3 Мегамир
- 5.1.4 Биосфера
- 5.2 Основной вопрос философии
- 5.4 Богоначальное мозаичное мировоззрение
- 5.6 Роль философии в жизни общества
- 5.7 Диалектика как метод познания и творчества
- Ключевые моменты для запоминания.
- Глава 6. История
- Введение
- 6.1 Пару слов об истории как науке и её состоятельности
- 6.2 Официальный исторический миф и что же пытаются скрыть от большинства населения Земли?
- 6.3 Исторический миф – инструмент порабощения всех, кто с ним согласится
- 6.4 Политическая реальность исторического прошлого
- 6.5 Ф.Рузвельт: «в политике ничто не случайно! Если нечто происходит, можно быть уверенным, что это было запланировано именно так!»
- 6.6 Одно из доказательств подлинности "Протоколов сионских мудрецов"
- Ахад Гаам был женат на внучке хабадского раввина Менахема Мендела
- Сенатор Джозеф Либерман – "законспирированный" хабадник
- Неожиданная смерть Герцля, главного противника Ахад Гаама
- Такой "эклектикой" психологических типов обладают только представители секты Хабад
- Этот избранник Божий назначен свыше
- Умерший мессия становится Господом Богом
- "Да Здравствует Ребе Царь Машиах во Веки Веков!"
- Мартин Борман и легендарное "золото партии" – мощь Хабада
- 6.7 Проект марксизм
- Рентгенография революции
- Информация
- 6.8 Новый Мировой Порядок – чей проект?
- 6.9 Концепция общественной безопасности «Мёртвая вода» – альтернатива толпо-"элитаризму"
- Глава 7. Религиоведение
- 7. 1 От многообразия теологий к началам сравнительного анализа
- 7.2 Логика
- 7.3 Управление
- 7.4 Методология как философское обоснование процесса познания.
- 7.5 Мировоззрение и миропонимание
- 7.6 Религия
- 7.6.1 Функции религии
- 7.6.2 Классификации религий
- 7.6.3 Вера Богу
- 7.6.4 Главные значения религиозного культа
- 7.6.5 Вероучения
- 7.6.6 Религиозные организации
- 7.6.7 Обоюдосторонняя связь с Богом
- 7.6.8 Религиозная деятельность
- 7.7 Древнейший глобальный сценарий достижения мирового господства
- 7.7.1 Жертвоприношение
- 7.7.2 Европейская и неевропейская социальные структуры
- 7.7.3 Архаичная революция
- 7.7.4 Европейский путь развития
- 7.7.5 Античная мифология
- 7.7.6 Является ли миф субъектом управления людьми?
- 7.7.7 Контур обработки информации в озарении Различением.
- 7.7.8 Отражение античных мифов в современности
- 7.7.9 Происхождение античной мифологии
- 7.8 Логика ислама: логика Корана и логика современных мусульман
- 7.9 Кораническая культура: история становления…
- 7.9.1 История возникновения и становления Арабского халифата
- 7.9.1.1 Кордовский халифат и общество "Сефардим" (780 – 1031, 1085 – 1492)
- 7.9.1.2 Египетский (Каирский) халифат (884 – 1169)
- 7.9.1.3 Фатимидский халифат (969 – 1157)
- 7.9.1.4 Сельджуки (1030 – 1243)
- 7.9.1.5 Османы (1281 – 1922)
- 7.9.2 Чингисха́н (Тэмуджин, Темучин; ок. 1155 или 1162 – 25.08.1227)
- 7.9.2.1 Новая мораль
- 7.9.2.2 Императорский сборник законов – Яса
- 7.9.4 Государственное устройство мусульманского общественного строя
- 7.9.4.1 Шииты и сунниты – в чём разница?
- 7.9.4.2 Шариат
- 7.9.4.3 Коран и Сунна в Шариате
- 7.9.5 Хронология Арабского Халифата
- 8. Экономика
- 8.1 История вопроса
- 8.2 Основные понятия и термины
- 8.3 Внеэкономические цели хозяйствования по их существу
- 8.4 Разговор с коммунаром
- 8.5 Рекомендации для пользы дела
- 8.6 Необходимые элементы теории подобия макроэкономических систем
- Макроуровень: ссудный процент – однонаправленный насос и концентратор удельной платёжеспособности
- 8.7 Иллюстрация разрушительной мощи ссудного процента на простом примере
- 8.8 Макроуровень: ссудный процент – генератор инфляции
- Микроуровень: почему взимание процента по кредиту как «платы за кредит» противоречит основному принципу рыночной экономики?
- 1. Деньги – не товар, а средство взаиморасчёта между участниками рынка.
- 2. Деньги не работают, работают люди. А с помощью денег распределяют произведённое по некоторым установленным ими же принципам.
- 3. Любая «торговля» деньгами по этой причине приводит к нарушению принципа эквивалентного обмена, т.Е. Фактически является мошенничеством.
- Микроуровень: почему потребительское кредитование под процент уничтожает платёжеспособный спрос?
- 1. Кредитование под процент уничтожает платежеспособный спрос тем больше, чем выше ставка ссудного процента.
- 2. Взятие кредита конкретному потребителю всегда невыгодно в долгосрочной перспективе, т.К. Кратковременный эффект от ссуды приводит к долгосрочному убытку в будущем.
- 8.9. Резюме
- Ключевые моменты для запоминания.
- 9. Доту и процессы в нашей жизни.
- 9.1 О терминах и языках описания
- 9.1.1 Языки описания
- 9.1.2 Базовые термины
- 9.2 Базовые понятия доту
- 9.3 Управление в обществе
- 9.3.1 Основа управления
- 9.3.2 Виды власти
- 9.3.3 Фазовый сдвиг в исторических процессах
- 9.3.4 Обобщенные средства управления (приоритеты)
- 9.3.5 По вере вашей да будет вам – ещё один аспект проявления принципа «практика – критерий истины»
- Взаимосвязи процессов в обществе и переход к субъектности
- Демографически обусловленные потребности
- 1. Личные:
- 2. Семейные:
- 3. Инфраструктурные:
- Процессы в обществе
- Процесс питания
- Необходимо взять ответственность за свое здоровье на себя.
- 9.5 Процессы в нашей жизни.
- 9.5.1. Жизнь в обществе
- 9.5.1.1 Микроуровень и макроуровень производственно-потребительской системы общества
- 9.5.1.2 Процесс обмена излишками производимых продуктов - торговля
- 9.5.1.3 Инвариант прейскуранта
- 9.5.1.4 База прейскуранта
- 9.5.1.5 Денежное обращение
- 9.5.1.6 Управление финансовой системой либо спасут ли человечество энерго деньги?
- 9.5.1.7 Что досталось нам в наследство?
- 9.5.2 Стратегия поведения в жизни
- 9.5.3 Процессы в нашей жизни
- 9.53.1 Процесс питания
- 9.5.3.2 Процесс образования
- 9.5.3.3 Процесс поиска своего места в производственно-потребительской системе общества
- 9.5.3.4 Процесс создания семьи: - мужчина и женщина
- 9.5.3.5 Процесс обеспечения жильем
- 9 .5.3.6 Процесс самообразования
- 9.5.3.7 Процесс участия в жизни общества: - трезвенническое движение, партии и т.Д.
- Глава 10. Божий Промысел либо ивоу в жизни
- 10.1. Иерархически Высшее Объемлющее Управление Бога
- 10.1.1. Тупик развития цивилизации Атлантида.
- 10.1.2. Тупик развития цивилизации в Месопотамии.
- 10.1.3. Кризис управления в Египте. 1700 - 1570 до н. Э.
- 10.1.4. Приход второго Пророка в Египет.
- 10.1.5 Научно-техническая революция в Алтайском автономном регионе - айсберг для Римской империи.
- 10.1.6. Кризис управления в Иудее.
- 10.1.7. Кризис управления в Риме, роль Аттилы.
- 10.1.8. Кораническая культура и пророк Мухаммед.
- 10.1.9. Чингизхан - бич Божий.
- 10.2. Русь! Хранимая Богом родная земля!
- 10.2.3 Масонство, периферия кадровой базы Глобального предиктора
- 10.2. 5 Россия - роковая ошибка Глобального предиктора.
- I мировая война – Отечественная война 1812 – 1814 гг..
- II мировая война – Крымско-турецкая война 1854 – 1855 годов.
- П олный цикл смут на Руси…
- 10.2.7 Большевизм – явление Русской многонациональной цивилизации
- 10.3. Процесс становления Концепции общественной безопасности «Мертвая вода»
- 10.4. За что, за какие качества бог хранил русский народ?
- 10.5. Особенности современного этапа исторического развития России
- Глава 11. Как выглядит враг народа в глубине веков, в наше время, либо как выглядит кадровая база Глобального предиктора?
- 11.1. История вопроса
- 11.1.1. Геополитическая ситуация 0.0 «Кризис управления в Египте»
- 11.1.2. Рамсес II (1317 – 1251 до н.Э.)
- 11.1.3. Геополитическая ситуация 1.0 «Переход от “горячих” войн к “холодным”»
- 11.1.4. Геополитическая ситуация 1.1 «Дельфийский оракул» (1400 до н.Э – 381г.)
- 11.1.5. Геополитическая ситуация 1.2 «Архаичная революция» (965 – 323 до н.Э.)
- 11.1.6. Геополитическая ситуация 1.3 «Научно – техническая революция в Алтайском автономном регионе – айсберг для Римской империи»
- 11.1.7. Проект Греция, Александр Македонский (382 – 323г. До н.Э.)
- 11.1.8. Геополитическая ситуация 2.0 «(гп) – Рим – гунны, роль Аттилы»
- 11.1.9. Геополитическая ситуация 3.0 «Кораническая культура, научно-техническая революция на Востоке». Арабский халифат (614 – 1258)
- 11.1.10. Хазария (650 – 969)
- 11.1.11. Испания. Реконки́ста432 (718 – 1031 – 1492)
- 11.1.12. Кресто́вые походы (1096 – 1270)
- 11.1.13. Чингизхан – бич Божий (1206 – 1294г.)
- 11.2. Геополитическая ситуация 4.0 «Научно-промышленная революция в Европе. Противоборство: гп (Европа) – Россия»
- 11.2.1. Поиск ресурсов – великие географические открытия
- 11.2.2. Масонство, периферия кадровой базы Глобального предиктора (1717 – …)
- 11.2.3. Портрет врага народа времён II мировой войны 1854 – 1855 годов
- Айвазовский был не художник – он был военный топограф!
- 11.2.4. Портрет врага народа времён III мировой войны 1914 года
- 11.2.5. Дополнительные штрихи к портрету врага народа времён Сталина
- "Крымская Калифорния" Сергея Горбачева
- 11.2.6. От Сталина до идеолога перестройки Яковлева
- Ответ на приветствия рабочих главных железнодорожных мастерских в тифлисе
- 8 Июня 1926г. Г. Тифлис
- Идеолог перестройки Яковлев работал на американские спецслужбы "Недостаточно активно", – возражал Председателю кгб Крючкову Горбачёв…
- 11.2.7. Большевизм – явление Русской многонациональной цивилизации
- 11.3. Геополитическая ситуация 5.0 «Особенности современного этапа исторического развития России» р ис. 24. Геополитика часть 2
- 11.3.1. Особенности современного этапа исторического развития России
- 11.3.2. Алгоритм распознания врага народа
- Алгоритм распознания врага народа:
- 11.3.3. Почему же малочисленные враги народа помыкают большинством граждан?
- Глава 12. Исток неискоренимого стремления к свету праведности в человечестве
- 12.1. Путь Творца, создателя человеческого организма
- 12.2. Речь человека
- 12.3. Модель мировосприятия и сознание человека
- 12.4. Что происходит во сне?
- 12.5. На какое явление в жизни указывает русское слово «душа»?
- 12.5.1. Процесс управления поведением человека во внешнем мире – функционирование психики человека
- 1 2.5.2. Процесс управления связью с Богом
- 12.5.3. Творец и создатель всего сущего
- Глава 13. Общественная деятельность как процесс управления
- 13.1 Описание проблемы
- 13.2 Субъектность – что это значит?
- 13.3 Самоорганизация – как это выглядит в жизни?
- 13.4 Управление процессом в соответствии с пфу
- 13.5 «Общественная деятельнось» на примере деятельности Кургиняна с.Е.
- 13.5.1. Биографическая справка
- 13.5.2. Ситуация в стране и обществе, в представлении Кургиняна с.Е.
- 13.6 Парадигмы «западной» социологии
- 13.6.1 Понятия и термины
- 13.6.2. Модели модернизации
- 13.6.3. Смена типов рациональности в ходе модернизации и постмодернизации
- 13.7 Рабы парадигмы «западной» социологии
- 13.8 Автоматические гарантии достижения цели гп:
- 13.8.1. Дорогами Глобального предиктора на пути к мировому господству
- 13.8.2. В чем причина недееспособности "мыслящей и пишущей части общества"?
- 13.8.3 "Автоматические гарантии достижения цели Глобальным предиктором"
- 13.9 Выбор пути достижения цели
- Что для этого необходимо сделать?
- Есть ли необходимость создавать структуру и какую, для организации процесса обучения?
- Время переходить к концептуальной деятельности
- Материалы к освоению Концепции Общественной Безопасности
- Указанные материалы можно найти на сайте:
- 422 Глобализация – это процесс концентрации управления всем человечеством в одних руках. Этот процесс шёл на протяжении всей человеческой истории и сейчас он подходит к своему завершению.