logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

9.5.1.1 Микроуровень и макроуровень производственно-потребительской системы общества

Человек существо социальное, то есть живет группами (популяциями), эти группы и составляют человеческое общество. Жизнь в обществе, организация жизни в обществе, структура общества обеспечивает наиболее оптимальные условия жизни и выживаемости в преемственности поколений, точнее должна обеспечивать. Так ли это на самом деле? Внутри человеческого общества на протяжении всей современной нам цивилизации наблюдается конкуренция (борьба) за ресурсы, борьба за право контролировать и распоряжаться ресурсами общества, точнее – за управление ресурсами.

Управление ресурсами напрямую связано с удовлетворением потребностей человека и общества в целом. Процесс воздействия на природу с целью создания благ и услуг, для удовлетворения потребностей, называют ПРОИЗВОДСТВОМ. Производство, хозяйственная деятельность ведётся ради удовлетворения потребностей людей. Они удовлетворяются на основе общественного объединения труда и продуктообмена в обществе, сопровождающего производство и распределение.

Микроуровень производственно-потребительской системы общества, характеризуется тем, что управление внутренним продуктообменом хозяйствующего субъекта (фирмы) в технологическом процессе выражается исключительно в адресном отдании приказаний и адресном предоставлении отчётности о ходе и результатах выполнения приказаний. Такой способ управления имеет естественные пределы роста структур, превысив которые, он утрачивает эффективность, а порождённые структуры саморазрушаются под бременем неизбежных ошибок администраторов.

Потребности же людей как личные, так и обществ в целом, исторически реально не могут быть удовлетворены на основе директивно-адресного управления продуктообменом в домашнем хозяйстве семьи или общинном хозяйстве нескольких семей, это обстоятельство и порождает макроуровень экономики, охватывающий множество специализированных видов разнородных производств (отраслей). Вместе с макроуровнем возникает и торговля – не управляемый директивно-адресно продуктообмен.

Основанием для торговли во всех случаях является невозможность управления в приказном порядке продуктообменом, как в сфере производства, так и в сфере распределения конечного продукта между семьями, представляющими собой «зёрнышки», из которых произрастает общество в преемственности поколений.