logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

7.9.4.1 Шииты и сунниты – в чём разница?

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году среди его последователей начались распри относительно того, кто станет преемником. Меньшинство хотело видеть в этом качестве его родственников. И избрало имамом двоюродного брата Мухаммеда – Али. Этих людей стали называть "Шиит Али" или "сторонники имама Али". Однако большинство считало, что лидера – халифа – следует избирать всей общиной.

Кроме того, в отличие от суннитов, у шиитов имам – не просто ведущий молитвы, а сакральная каноническая фигура. И ещё: они ожидают прихода скрытого имама, провозвестника скорого конца света, последнего преемника Пророка Мухаммеда, своего рода мессию. И здесь ещё одно их отличие от суннитского большинства.

Различия между шиитским и суннитским исламом видны по всем аспектам мусульманского права. Они влияют на государственные законы, особенно те из них, что касаются семьи и общества.

После принятия в мусульманство соседних народов в халифате началась борьба за власть между знатью покорённых народов и выходцами из Аравии. Новые подданные привыкли жить в государствах с иным государственным устройством, чем бедуины из Аравии. У покорённых народов были свои культурные традиции. Многие новые мусульмане не понимали, почему они должны отказаться от привычного образа жизни, в частности от материальных благ. Элита этих государств стала претендовать на должности в новом государстве. Христиане, поверившие в то, что Мухаммед последний пророк, появившийся на Земле, и принявшие ислам, тоже стали претендовать на религиозные должности.

Законы, по которым должны жить правоверные, создавались Мухаммедом в условиях, когда было небольшое братство правоверных, мечтающих о социальной справедливости. В общине, созданной Мухаммедом, решался ограниченный круг вопросов, связанный с повседневной жизнью общины. Мухаммед не создавал законов, которые бы позволили управлять крупным государством. Государственного образования при его жизни, по сути, не было, и, естественно, не было указания Аллаха по управлению государством. Сам Мухаммед в течение своей жизни, в зависимости от изменившейся обстановки, менял свои решения. Когда единоверцы указывали ему, что раньше он говорил иначе, Мухаммед отвечал, что изменилось решение Аллаха. Очень достойный ответ. Жизнь меняется, неизменными остаются только моральные нормы, определённые для людей Аллахом, и цели Аллаха – создание на Земле высокоразвитого гуманного общества.

Сунниты правы в том, что после смерти Мухаммеда назрела острая необходимость изменить, в связи с изменившейся обстановкой, правила общежития для мусульман и, в частности, привлечь к великой цели распространения духовных ценностей мусульман, местную образованную элиту.

Сунниты правы в том, что человек в обществе должен жить не только духовной жизнью в нищете, но и жить в достойных человека помещениях, носить хорошую одежду, хорошо питаться.

Шииты правы в том, что хлынувшее на мусульман богатство после завоевания иноверцев действовало на мусульман разлагающе, люди в погоне за материальными благами пренебрегали честью и достоинством мусульманина, нарушали завещанные Мухаммедом моральные нормы. Стремясь сохранить тот чистый моральный источник, которым являлись основатели религии, они предложили: во главе мусульманского мира должны оставаться потомки великого пророка. Но не всегда потомки великого человека могут выполнять функции правителя, хотя могут быть символами веры. Это понимали хариджиты, самые ревностные и достойнейшие из правоверных, их не устраивала нерешительность Али в укреплении веры, соглашательская политика с суннитами, и они, разочаровавшись в халифе, избрали среди своих приверженцев своего халифа. Между шиитами и хариджитами произошла битва, в которой сторонники Али одержали победу, но вскоре в религиозном порыве Али был убит хариджитами. Взаимная вражда шиитов и хариджитов укрепила власть их общего врага – суннитов. Ревностные поборники чистоты ислама, как шииты, так и хариджиты ещё неоднократно будут поднимать восстания против суннитов. Эта борьба, которая продолжается по настоящее время, способствовала сохранению моральных норм ислама. Сунниты не могли сильно извратить веру, так как каждое отступление от моральных постулатов, провозглашённых Мухаммедом, жёстко критиковалось шиитами. В то же время шииты были вынуждены отступать от некоторых устаревших принципов в исламе.

Отношения между двумя общинами подчас напряжённые. Это обусловлено самой историей. Ведь ещё в 680 году в Кербеле в Ираке сунниты убили сына имама Али – Хуссейна, что ещё больше обострило суннитско-шиитские противоречия.

Там, где правят шииты, сунниты нередко притесняются и наоборот. Противоречия между представителями этих общин зачастую настолько остры, что не дают объединиться перед лицом даже общего врага. В том же Ираке суннитские отряды уничтожают шиитов, те отвечают им террором. Если первые устраивают взрывы в шиитских кварталах, то вторые просто режут религиозных соперников по углам.

Что касается терпимости, то нетерпимы друг к другу и те, и другие. Но представителей других религий (прежде всего, христиан) сурово подавляют и суннитские, и шиитские руководители.

Какова ситуация в России?

— В России подавляющее большинство верующих мусульман – сунниты ханафитского и шафиитского мазхабов327, в республиках Горного Кавказа есть последователи суфийских тарикатов. Азербайджанцы в основном шииты – джа'фаритского мазхаба. Джа'фаритский мазхаб изучен недостаточно. Поэтому следовало бы остановиться на этом вопросе более подробно, но сначала более подробно чем отличается шиизм от суннитского толка?

Сначала о том, что их объединяет. И сунниты, и шииты признают единого Бога – Аллаха, мусульманские молитвы и посты, паломничества Пророка Мухаммада, паломничества в Мекку, существование загробной жизни, воскрешение мёртвых в день Страшного суда, все бытовые обычаи и ритуалы и т.д.

Расхождение между суннитами и шиитами состоит во второстепенных элементах: шииты признают авторитет семьи Пророка, тогда как сунниты чтут ещё и свидетельства сподвижников Пророка Мухаммада.

Итак, в сборниках суннитских преданий – хадисов и шиитских преданий – ахбар большинство текстов являются общими и различаются в иснадах и муснадах по имени тех, кто передавал их. В брачном праве шиизм признаёт институт временного брака, у суннитов временного брака нет. Такой брак существовал в Аравии ещё до возникновения Ислама, и в начале своей деятельности Мухаммад относился к нему терпимо.

Шииты не признают религиозную власть первых трёх халифов – Абу Бакра, Омара и Османа. В глазах шиитов Али (двоюродный брат Мухаммада и его зять – муж Фатимы, дочери Пророка) и двенадцать его прямых потомков – подлинные халифы (имамы).

В суннизме имам является духовным и светским главой мусульман, которого избирают или назначают люди, тогда как шиитский имам становится таковым в силу Божественного указания. Итак, по шиизму, Али и его потомки олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип пророчества.

Между суннитами и шиитами имеются также некоторые мелкие различия. Так, многие столетия сторонники шиитов преследовались официальными властями, а также ортодоксальными суннитами, от шиизма ответвились многочисленные секты и толки. Самым многочисленным по числу последователей и либеральным толком шиизма является джа'фаритский-имамитский мазхаб – иснаашари, т.е. последователей двенадцати имамов – прямых потомков Али:

  1. Али ибн Абу Талиб аль-Муртада (избранный), убит в 661г.

  2. Хасан ибн Али, умер в 669г.

  3. Хусейн ибн Али, аш-Шахид (мученик), убит в 680г.

  4. Али Зейнал-Абидин, умер в 713–714г.

  5. Мухаммад аль-Бакир, умер в 732г.

  6. Джафар ас-Сидик, умер в 765г.

  7. Муса аль-Казим, умер в 799г.

  8. Али ар-Рида (Риза), умер в 819г.

  9. Мухаммада тат-Таки Джавад.

  1. Али ан-Наки, умер в 868г.

  2. Хасан аль-Аскари, умер в 873г.

  3. Мухаммад аль-Махди, исчез между 874–878гг.

Следует отметить, что в молитвенном обряде в Исламе есть общий призыв – азан – верующих на молитву. В шиитском призыве к молитве есть дополнительная фраза после слов «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха» шииты добавляют «Алиян-вали-уллах» (Али – близкий к Аллаху), т.е. эпитет имама Али.

Кроме того, шииты, как и сунниты, совершают хадж – паломничество в Мекку и получают, как и все мусульмане, титул Хаджи. Но у шиитов есть ещё свои собственные святые места – гробница имама Хусейна в Кербале (в Ираке), гробница одного из потомков Али имам Резы в Мешхеде (Иран). Посещая эти места, шииты получают титул Кербалаи и Меше-ди.

В отношении мусульманского молитвенного обряда у исследователей есть ошибочное мнение: якобы шииты, вместо пятикратной молитвы, совершают молитву 3 раза. Это не так, шииты также признают пятикратную молитву в сутки обязательной, но в некоторых случаях их объединяют. Так, аятолла Хомейни и его учитель аятолла Буруджерди Таба-Табаи признают 5 обязательных молитв. (Аятолла Хомей-ни-Ресале-Тозих алъ-Масаил. Хиджри. Тегеран, 6-е изд., 1369, 101).

Таким образом, основные отличия джа'фаритского-имамитского мазхаба от последователей суннитских толков сводятся к следующему:

  1. джафариты отвергают кияс328;

  2. в Сунне признают только те хадисы, которые передаются со слов ахлъ-алъ-байт;

  3. джа'фариты-усулиты считают врата иджтихада329 открытыми.

Последнее обстоятельство способствовало развитию методологии джа'фаритского мазхаба, позволяло быстро реагировать на события изменяющегося мира.

Джа'фаритский мазхаб также допускает временный брак (тута или сига) и принципы благоразумного скрывания веры (ат-такия или китман).

Почему за исключением Ирана и Азербайджана шииты не живут компактно?

— Причина того, что они в основном разбросаны небольшими общинами по огромной территории на расстоянии тысяч километров и редко где живут компактно – гражданская война в седьмом веке между самими арабами. После этих событий шииты расселились по разным областям бывшего Арабского халифата.

Как случилось так, что большую часть шиитов составляют не арабы, а представители других народностей – персы и азербайджанцы?

— Это объясняется историей. Во времена Арабского халифата некоторые неарабы (например, персы) приняли шиизм. Тогда это было формой протеста против суннитско-арабского гнёта.

Одно из объяснений "нестабильности" шиитов – влияние Ирана. Насколько оно велико?

— Не следует преувеличивать его масштабы. Тегеран активно пытается использовать шиитов с момента Исламской революции в Иране 1979 года. Зачастую у него это получается, если посмотреть на Йемен или Ливан. Йеменские повстанцы-шииты, равно как и ливанская "Хизбалла", находятся под мощным влиянием Ирана, которому подчас удаётся играть на суннито-шиитских противоречиях внутри арабов.

Однако это происходит не всегда и не везде. Вспомним ирано-иракскую войну 1980 – 88гг., во время которой Исламская Республика пыталась использовать шиитское большинство в своих интересах. Однако это не удалось. В Тегеране тогда не учли, что, иракские арабы (неважно: сунниты или шииты) придерживаются арабской идеи. Поэтому большинство шиитов оказалось на стороне Саддама Хусейна в той войне против персов. Так что не всегда для шиитов религия оказывается важнее национальной принадлежности.