logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

10.1.8. Кораническая культура и пророк Мухаммед.

Все описанные выше события дали возможность изменить направленность развития ещё одного автономного региона развития на Аравийском полуострове, у Глобального предиктора проблемы в Европе – Рим пал, а народ в Европе получил некоторую свободу, правда, не надолго.

В V веке Мекка считается важным перекрестком торговых путей. В конце VI века, когда отношения между Ираном и Византией обострились, и купцы, не желая случайно оказаться в центре военных действий, стали искать новые маршруты для своих караванов, значение Мекки выросло еще больше. Фактически она стала почти единственной точкой, связывающей континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Помимо центра торговли, благодаря своему положению в очень крупном оазисе, Мекка стала еще и центром земледелия.

Согласно многочисленным легендам, сначала Меккой владело племя джурхум, затем с юга пришло племя хузаа, которое позже было вытеснено племенем курайш (корейш). Ко времени рождения Мухаммеда курайшиты уже плотно обосновались в этом городе. Основным их бизнесом были верблюды и охрана караванов. Также они взяли на себя и организацию ярмарок, которые проходили здесь дважды в год, весной и осенью. Во время торговых дней, как и во время олимпийских игр в соседней Греции, войны племен прекращались. Курайшиты взяли под свою охрану и языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы. Паломничество в это место охранялось «мирным» законом и приносило мекканцам неплохую прибыль.

В VI в. н. э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам.

Крупные иудейские общины живших там иудеев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ястрибе-Медине и в Йемене. Через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер. Междоусобные войны ухудшили и без того тяжелую ситуацию. В этих условиях пророк Мухаммед выступил как защитник обездоленных, за равноправие всех людей. В 614г. окружённый соратниками Мухаммед прочел первую публичную проповедь среди жителей Мекки, призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда.

На первом этапе развития ислам не был поддержан большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов. Осознав, что мусульманское движение не может более развиваться в пределах Мекки, Мухаммед приступил к поискам нового оплота для своей деятельности. Он предпринял попытку вступить в переговоры с лидерами расположенного в горах неподалеку от Мекки города Таиф, но его жители изгнали Мухаммеда с бранью, едва не побив Пророка камнями. Это случилось почти в самом конце первого десятилетия ислама, около 620 г. н.э. В течение этого критического периода умерли любимая жена Мухаммеда Хадиджа и его дядя и защитник Абу Талиб. Делегация из земледельческого оазиса Ясриб, расположенного почти на триста миль севернее Мекки, встретилась с Мухаммедом и попросила его переехать в Ясриб, чтобы выступить там в роли арбитра и советчика, который возглавил бы эту раздираемую жестокими распрями общину. Два арабских племени — аус и хазрадж — враждовали друг с другом, в то время как древняя иудейская община Ясриба находилась словно между молотом и наковальней. Мухаммед ухватился за эту возможность перебраться со своими сторонниками в Ясриб. Он заключил договор с ясрибской делегацией, в котором было оговорено, что мусульмане смогут эмигрировать вместе с ним, а население города покорится Богу, став мусульманами, и будет почитать Мухаммеда не только как вождя, но и как Пророка, или Божьего посланника и провозвестника новой религии. Хотя коренные жители Ясриба и не стали истыми мусульманами немедленно, они признали, что в их интересах предоставить шанс на достижение политических, экономических и социальных успехов новому плану, подразумевавшему привлечение третейского судьи. В 622 г. Мухаммед и его приверженцы бежали из Мекки в город Ясриб (Медину).

Мухаммед не настаивал на переезде своих друзей мусульман в Ясриб, хотя почти все они поступили именно так. Эмиграция проходила тихо, без фанфар, небольшими группами, отправлявшимися в разное время на север, отчасти для того, чтобы не вызвать переполоха в Мекке. Мухаммед, его близкий сподвижник Абу Бакр и его зять Али покинули родной город последними. Перед самым отъездом Мухаммеда мекканцы попытались убить его, пока он спал. Однако осторожный вождь предвидел такой поворот событий и устроил так, что в ту ночь на его ложе спал Али. Али не причинили никакого вреда, Мухаммед и Абу Бакр прятались в пещере. Мекканские лидеры, выступившие в дозор, прошли мимо самого входа в пещеру, обманутые уловкой Али. Легенда гласит, что паутина, которой был затянут вход, заставила их искать Мухаммеда в другом месте. Мухаммед и Абу Бакр двигались в Ясриб кружным путем. На окраине оазиса, чтобы приветствовать своего вождя, собрались эмигранты и любопытные ясрибцы. Таким образом, Мухаммеду был уготован надлежащий прием, который предвещал будущие успехи ислама и самого Пророка. Ясриб стал называться ал-Медина, «Город», после переезда туда Мухаммеда. (Его полное название — Мединат ал-Наби, «Город Пророка».) Хиджра, или эмиграция, произошла в сентябре 622 г. н.э. 1 июля этого года стало началом мусульманского календаря, так как именно Хиджра положила начало Умме мусульман.

Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Земледельческое население Ясриб (Медины), соперничающее с торговцами из Мекки, поддержало Мухаммеда. Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространённым монотеистическим религиям – иудаизму и христианству, оно устраняет искажения и уточняет веру отцов и предков. В течение десяти лет, в 20—30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нём духовным, военным предводителем и судьёй. Пророк Мухаммед силой красноречия и меча сумел склонить почти все аравийские племена, поклонявшиеся идолам, к принятию ислама. В качестве ниспосланного Богом Пророка он объединил эти племена под своей верховной властью.

Так начинался процесс становления Коранической культуры. Современная мусульманская община имеет мало общего с Исламом, по факту она в большинстве своём состоит из псевдомусульман.