logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

7.6.4 Главные значения религиозного культа

Культовая деятельность людей обычно характеризуется:

Характер культовых действий может быть индивидуальным либо коллективным и зависит от принятого в той или иной религии обряда или ритуала.

Ритуалом принято считать процесс, церемонию, соответствующую писанной или неписанной совокупности предписаний и правил, определяющих порядок их выполнения.

Можно выделить три главных значения религиозного культа:

В то же время у многих людей, которые сталкиваются с тем или иным вероучением (или как его ещё принято называть – религией265), может возникать иллюзия, что религиозный культ и всё, что с ним связано касается лишь верующих (ну в крайнем случае – сочувствующих вере, но непосредственно не участвующих в культе), а все остальные (кто относится к культу и к вере без сочувствия, то есть – «никак»; либо даже негативно) не попадают под влияние культа.

Выше мы дали определение понятию культура, повторим его: Культура в общем понимании этого слова – вся созданная человечеством информация, которую возможно передавать внегенетическим способом (через устные предания, письменность, произведения искусства, разнообразное творчество, науки, религиозные культы, образование, духовность…). То есть, в самом широком понимании слова культура – имеется в виду вся информация, созданная, поддерживаемая и передаваемая людьми через всю совокупность возможностей внегенетического способа передачи информации, на основе циркуляции которой поддерживается процесс управления и самоуправления людей, в среде которых эта информация циркулирует. Аналогично этому та или иная религиозная культура (культура, когда-то созданная вокруг того или иного религиозного культа и основанная на том или ином предмете веры, канонах, преданиях…) – часть информации созданной, поддерживаемой и передаваемой людьми через всю совокупность возможностей внегенетического способа передачи информации, на основе циркуляции которой поддерживается процесс управления и самоуправления людей, в среде которых эта информация циркулирует.

Таким образом понятие культ в действительности имеет более широкий смысл, выходящий за рамки религиозного культа., нежели общепринятое. Если религиозный культ или конфессиональный культ, культ вероучения это – совокупность обрядов и ритуалов, то культ вообще – это определённая система стереотипов поведения людей, не обязательно участвующих в религиозных ритуалах. Культы – это кирпичики культуры. Если даже изначально какой-либо культ был уделом религиозной системы, то, войдя в культуру общества, – во вторичной (по отношению к религиозному культу) форме – он становится «нормальным» стереотипом поведения для большинства тех, кого правильно назвать толпой.

В культе, как средстве поддержки и средстве воспроизводства части информации созданной, поддерживаемой и передаваемой людьми через всю совокупность возможностей внегенетического способа передачи информации, на основе циркуляции которой поддерживается процесс управления и самоуправления людей266, в среде которых эта информация циркулирует могут принимать участие люди, которые непосредственно не задействованы в процессах обрядов и ритуалов. Для поддержки культа употребляются не только религиозные обряды и ритуалы: для этого могут употребляться другие средства хранения, и передачи информации для обеспечения её циркуляции в обществе да ещё и в современных привлекательных формах, которые способствуют поддержке веры через эмоционально-чувственные переживания людей в обход их сознания. Что и является основой устойчивости той или иной культуры. В то же время культ (равно и культура) формируются изначально вокруг религиозного ядра (ядра веры), в пределах которого поддерживаются известные традиционные обряды и ритуалы. Однако, культ от ядра веры распространяется на общество людей в том числе и помимо этих известных обрядов и ритуалов – более современными средствами транспортировки информации в массы людей. Причём эти люди в своём большинстве даже и не подозревают как правило о том, что они своеобразно и не традиционно принимают участие в религиозных культах в обход их воли и сознания.

Наиболее яркими примерами такого участия могут служить экскурсии в музеи, храмы, ритуальные места, «вторичные» источники культа – такие как театральные постановки на религиозные темы, кино, которое искусно снято по мотивам религиозных сюжетов, и так далее. Но есть элементы культа, которые даже при достаточно детальном изучении трудно отнести к той или иной религиозной вере, однако, они несут стандартные стереотипы поведения, которые люди получают, если непосредственно участвуют в том или ином религиозном культе или обряде.