logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

4.1.2 Терминологический и понятийный минимум

Главная задача психологии как общественно полезной прикладной науки – помочь человеку организовать его психическую деятельность так, чтобы он не был «ошибкой Природы», которую Природа со временем бы исправила, безжалостно уничтожив человека; чтобы всякий мог благотворно в полной мере реализовать в жизни свой генетический потенциал развития.

Вспомним значения некоторых терминов:

Явление – вообще всё, что чувственно воспринимаем, совокупность процессов материально-информационного преобразования, обусловленных общими причинами. С точки зрения наблюдателя может быть: постоянным, периодическим, эпизодическим.

Явление как философская категория, – форма обнаружения (выражения) сущности предмета, отражающая внешние свойства и отношения предмета, неразрывно связана с категорией сущности.

Су́щность (лат. essentia) – то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике108, особенно в томистской109, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова: идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак – лат. essentialia constitutiva) – это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить.

Субъе́кт (от лат. subjectus – лежащий в основе) – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей. Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности.

Объект (от лат. objectum – предмет) – нечто, существующее в реальности (то есть независимо от сознания): предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).

Понятие – двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей.

Психика личности – это в своём существе информация и алгоритмика110, определяющие своеобразие личности. Биомасса организма, включающая в себя вещественное тело и биополе (у трупа нет биополя), – материальный носитель этого информационно-алгоритмического личностного своеобразия. Если в психике индивида нет информации и алгоритмики, то по существу нет и личности человека.

Сознание, как явление психической жизни, это область информационного отождествления индивида с Жизнью как таковой на основе его миропонимания111 и потока чувственного восприятия жизни в каждый момент времени.

Воля как жизненное явление представляет собой способность индивида подчинять себя самого и течение событий вокруг себя осуществлению осознанной им целесообразности. Воля всегда действует с уровня сознания.

Внимание, как и воля, – явление, свойственное уровню сознания в психике индивида, – представляет собой способность индивида сосредоточить деятельность всех органов чувств на каком-нибудь объекте, а может быть и инструментом безсознательных уровней психики (а в некоторых случаях, – внешних сил: этому соответствует оборот речи «завладеть вниманием» собеседника или кого-то ещё), когда они работают на то, чтобы:

либо довести до осознанного восприятия индивида некую информацию;

либо не допустить осознанного восприятия индивидом некой информации путём отвлечения его внимания на какую-то другую информацию.

Такими внешними силами могут быть другие субъекты, эгрегоры как таковые, непосредственно взаимодействующие с психикой индивида, а также – объекты и субъекты, подставленные для привлечения/отвлечения внимания эгрегорами или иными субъектами. В двухуровневой модели психики воля и внимание – действуют на уровне сознания.

Мышление уровня сознания представляет собой единство потока эмоций, потока языковых конструкций и образных представлений (это можно назвать эмоционально-смысловой строй души).

Эмоции, в свою очередь, представляют собой выход на уровень сознания в форме предельно обобщённой оценки «хорошего» или «дурного» настроения осознанно не осмысленных нравственно обусловленных результатов деятельности безсознательных уровней психики личности, в своих возможностях обработки информации многократно превосходящих уровень сознания.

Что объединяет сознание и безсознательные уровни психики в единую информационно-алгоритмическую систему – психику индивида? Ответ на этот вопрос прост: нравственность и нравственно обусловленная взаимосвязь эмоций и осознаваемого смысла.

Нравственность представляет собой совокупность нравственных стандартов, свойственных алгоритмике психики личности. Всякий нравственный стандарт (как компонента нравственности в целом) функционально – аналог оператора условного перехода.

Если некий алгоритм представить как блок-схему, то в операторах условного перехода (последовательностях операций), свойственных алгоритму, информационный поток разветвляется. Отсутствие определённости в условиях перехода (перенаправления информационного потока) – аналогично поломанной железнодорожной стрелке, которая не способна направить поезд ни по одному из двух путей, исходящих из неё, что обычно влечёт за собой катастрофу. Соответственно безнравственность – это отсутствие определённости в некоторых нравственных стандартах, всегда чреватое катастрофой.

Нравственные стандарты управляют всеми информационными потоками в психике человека. Соответственно этому обстоятельству мудрость разных народов гласит: что бы ни сделал добрый человек – добро, что бы ни сделал злой человек – зло.

Общественное бытиё формирует множество индивидуальных психик, компонентами которых является сознание индивидов. Роль общественного бытия определяющая, но только до того момента, пока индивид не займётся самопознанием, переосмыслением себя и жизни общества и не приступит к целенаправленному саморазвитию на этой основе. После этого он станет способен оказывать осознанно целесообразное воздействие на общественное бытиё.

Однако прежде, чем начать вырабатывать понимание каких-либо общих или частных вопросов, включая и названные, полезно определиться в ответах на другие вопросы:

Без определённости в ответах на эти вопросы – социология в целом и психология как одна из её отраслей, имеют склонность к утрате метрологической состоятельности вследствие того, что стирается граница, разделяющая субъективно-иллюзорное и объективную основу адекватного Жизни субъективизма, со всеми вытекающими из этого факта последствиями для потребителей такой психологии и социологии.