logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

13.6.1 Понятия и термины

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии.

Традиционное общество — единое общество, объединение всего государства, которое стремится сохраниться в неизменном виде со сложившимися общественно культурными устоями жизни. Сохранение традиций общества, его институтов в качестве идеологии консерватизма сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка, 1790). Консерватизм противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства. Помимо Э. Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773—1859).

Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Бёрка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов В.С. Соловьева и И.А. Ильина.

Основные идеи консерватизма:

– идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на началах, предполагающая различие двух типов упорядоченности в обществе: постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организации упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;

– отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;

– убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;

– отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;

– приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому – опыт социальных революций.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:

1) признание существования раз и навсегда установленного универсального морального порядка, санкционированного религией;

2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии (элиты);

3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);

4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;

5) отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут произвольно изменяться человеком;

6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда;

7) понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые проявили полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Так проявился в целом нехарактерный для консерватизма радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Попытки обосновать третий путь общественного развития («постмодерн», в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом), наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

Неоконсерватизм возник в XX веке как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются: в теории – А. Хайек, в политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

Эпо́ха моде́рна, моде́рнити, иногда моде́рн (от англ. modernity — современность; modern — современный) — понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капиталистического общественного строя, индустриализации, урбанизации, секуляризации457, развития институтов государства. Такое общество противопоставляется традиционному обществу.

Понятие класса, введенное в свое время в научный оборот историками Тьери и Гизо для обозначения политического деления общества, позднее приобрело почти исключительно экономический характер. Со времен К. Маркса основными признаками, по которым выделяются классы, считаются экономические факторы, прежде всего, отношение к собственности. К. Маркс выделял две основные группы людей, между которыми складывалось основное социальное отношение общества. Классы существовали в истории не всегда. Они появляются вместе с частной собственностью на средства производства и отомрут вместе с ее исчезновением. Существует три периода в истории (три общественно-экономических формации), в которых основное социальное отношение формируется относительно обладания частной собственностью на средства производства: рабовладение (рабы и свободные), феодализм (землевладельцы и крестьяне), капитализм (рабочие и буржуазия).

В целях социально-психологического анализа К. Маркс выделяет два понятия. «Класс в себе» – объективная общность положения группы людей. «Класс для себя» - осознание этой общности и одновременно осознание противоположности своего положения и интересов положению и интересам другой группы. Но современная социология, вслед за М. Вебером458 добавляет к ним такие факторы, как должностной статус, образование, власть, престиж.

Термин эпо́ха моде́рна, моде́рнити, моде́рн используется для описания весьма широкого временного спектра. Он может означать всё относящееся к послесредневековой истории Европы в контексте выделения трёх исторических эпох:

В более узком смысле термин используется для обозначения исторического периода, начавшегося между 1870 и 1910 годами, продолжающегося до настоящего времени, а также в еще более узкой интерпретации: периода между 1910 и 1960 годами (приблизительно соответствует новейшему времени).

Можно выделить следующие признаки модернизированного общества:

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века.