logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

5. Модель мировосприятия и сознание человека

Человек познаёт окружающий мир, Вселенную через инструмент, который дан ему в виде пяти органов чувств; другими словами – анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой. Все анализаторы используют явление резонанса. Функциональная схема всех анализаторов одинакова: чувствительный элемент, мышечный аппарат, его настраивающий, и канал связи с управляющим центром. Объём информации, поступающий от каждого, различен.

Единый и целостный мир человек воспринимает дискретно, фрагментами и затем в своём внутреннем мире строит мозаичную картину окружающего его мира. Мозаичная картина окружающего мира обладает свойством, которое при необходимости позволяет уточнять, детализировать либо укрупнять, обобщать изображение, не нарушая при этом информационного содержания картины. Таким образом, в процессе жизни в сознании человека формируется ряд последовательных мозаичных изображений окружающего мира подобно тому, как кадры образуют фильм. При решении постоянно возникающих практических задач человек оперирует не с самим объектом, а с его отображением и точность, детальность отображения зависит от стоящей задачи. Следовательно, человек оперирует параметрами объектов и в каждом конкретном случае решает, с какой точностью он может описывать необходимый ему объект.

Перцептуальный аппарат (органы чувств) во внутреннем мире человека создаёт то, что этологи называют немецким словом umwelt7. Это «мировое поле», то есть окружающий мир, как он воспринимается данным субъектом. Наши модели Мироздания – наши umweltнаши образы и построения – индивидуальны, так как отличаются диапазоны наших анализаторов, но это, к сожалению, далеко не главная причина формирования разных по содержанию и типу мировоззрений.

Собаки и кошки тоже ощущают и видят, но совсем не такой же umwelt (или, что то же самое, «туннель реальности»), как люди. Однако собачьи, кошачьи и обезьяньи туннели реальности остаются в достаточной степени сходными для того, чтобы между собаками, кошками и приматами и т.п. легко могли возникать общение и даже дружба.

Змеи живут в гораздо сильнее отличающемся (от теплокровных) «туннеле реальности». Они, например, видят тепловые волны и, кажется, не видят «объектов». Тот мир, который видит змея, очень похож на спиритический сеанс – во мраке плавают поля «жизненной энергии». Вот почему змея бросится на воздушный шарик, надутый горячим воздухом, если он «вторгнется» на её территорию. Для змеи тепло воздушного шарика, и тепло ноги охотника имеют одно и то же значение: пришёл непрошеный гость. В обоих случаях змея будет защищать свою территорию и, атакуя шарик, она допускает ошибку – нет различения в данной ситуации.

Поскольку umwelt или туннель реальности змеи настолько фундаментально отличается от туннелей реальности млекопитающих, дружба между людьми и змеями случается гораздо реже, чем между людьми и собаками или кошками.

Если рассматривать жизнь с учётом этих факторов, мы увидим, что большинство животных воспринимает такой туннель реальности их среды обитания, какой позволяет статистически большей части особей данного вида жить достаточно долго для продолжения рода. И никакому человеку или животному не позволено самонадеянно утверждать, что мир, распознаваемый (создаваемый) его органами чувств и мозгом, во всех отношениях равен реальному миру, или «единственному реальному миру». Лишь в некоторых фрагментах, umwelt и реальный мир – равнозначны, как шарик и нога охотника для змеи. Картина мира (мировоззрение) всё равно, что карта, отображающая местность, но это далеко не реальная местность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – субъективная модель Объективной реальности, а также субъективная модель течения Жизни на основе образов, свойственных психике индивида. Это – совокупность принципов, взглядов, убеждений, которые определяют отношение человека к себе и окружающему миру.

Мировоззрение является средством моделирования течения событий в жизни во множестве вариантов в темпе, опережающем реальное течение событий, что позволяет заблаговременно выявлять неприемлемые варианты возможного будущего, выбирать приемлемые и вырабатывать в некотором смысле наилучшую линию поведения индивида в жизни.

Мировоззрение может существовать и без языковых средств, а миропонимание невозможно без языковых средств.

МИРОПОНИМАНИЕ индивида – это совокупность понятий, свойственных его психике.

Понятие – как явление в психической деятельности индивида – образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных8) представлений о Жизни, свойственных личности. Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова), 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов (т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»)9.

Причём в данном случае речь идёт не только об исторически сложившихся языках народов, но и об искусственных и специфических языках науки и других отраслей деятельности, таких как математика в её приложениях к решению практических задач, профессиональные слэнги (жаргоны) и разного рода языки-шифры, назначение которых скрыть информацию от посторонних.

При выраженном выше понимании таких явлений в психике индивида как «понятие», «миропонимание», «мировоззрение» становится ясным, что способность к взаимопониманию разными людьми друг друга основывается:

Структурная и содержательная идентичность мировоззрения и миропонимания многих людей, являющаяся основой их взаимопонимания, непрестанно воспроизводит единство общества; при этом специфика10 тех или иных множеств людей, складывающаяся в пределах этой общей для всех идентичности, выражается в наличии в обществе того или иного множества социальных групп, характеризуемых большей частью по внешне видимым признакам профессионализма, социального статуса и т.п. (поскольку социология, выделяя социальные группы, не вдаётся в изучение особенностей преобладающей в них личностной психики: нравственности, мировоззрения и миропонимания их «типичных представителей»).

В этом состоит социальная роль мировоззрения и миропонимания индивидов и той составляющей культуры общества, на основе которой вырабатываются мировоззрение и миропонимание новых поколений.

Входной поток информации, поступающий извне в психику человека на уровень сознания, ограничивается диапазоном и порогом чувствительности анализаторов органов чувств, вниманием (целеполаганием), языком и концепцией мировоззрения, остальная часть информационного потока загружается в безсознательные уровни психики. Результат обработки этой части информационного потока, как результат деятельности безсознательных уровней психики личности, поступает в виде эмоций на уровень сознания. Безсознательные уровни психики в своих возможностях обработки информации многократно превосходят уровень сознания. Вся эта информация является основой принятия управленческих решений и, соответственно, определяет качество жизни индивида. Всякий разум – индивидуальный или соборный – в иерархии Вселенной решает, прежде всего, задачи самоуправления в пределах возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим управлением, и задачи высшего управления по отношению к иерархически низшим системам.

Это общее положение справедливо и по отношению к каждому человеку и по отношению к различным человеческим общностям, начиная от семьи и кончая человечеством в целом. Все и каждый живут так, как они решают задачи управления и самоуправления: хорошо или плохо; исходя из Любви или исходя из индивидуалистических и корпоративных вожделений, в угоду которым они подавляют окружающий мир.

С самого начала мы вынуждены признать, что возможности человека в процессе получения информации ограничены не только чувствительностью и диапазоном анализаторов (1), но и вниманием (2). На ту часть Реальности, которая не укладывается в диапазон и порог срабатывания его анализаторов, человек не имеет возможности обратить внимание. В настоящее время официальная наука открыла огромное количество полей, не воспринимаемых человеком, а они из той же окружающей нас Реальности! А это значит, что некоторая (быть может, бесконечно значительная) часть информации о Реальности остаётся вовсе недоступной непосредственно восприятию органами чувств и только через интеллектуально-рассудочную деятельность может быть использована в процессе построения картины Мира.

Легко можно проследить, какая часть информации, доступной перцептуальному аппарату и полученной им, отсеивается сразу же, это так называемый сенсорный "шум", лежащий в стороне от луча внимания, осмысление которого специально не производится. Здесь следует помнить, что только внимание определяет, что в данной ситуации "шум", что – полезный сигнал. Например, для здорового человека скорость и характер сокращений его сердечной мышцы почти всегда является сенсорным "шумом", восприятие которого полностью безсознательно. Но в случае серьёзной озабоченности болезнью сердца такая информация быстро может стать полезным сигналом, а в "шум" превратится что-нибудь другое.

В каждый отдельный момент мы сознательно воспринимаем лишь то, что оцениваем, то есть, решаем неопределённости вида «это» – «не это», «да» – «нет». Осмысление, оценка сигнала, для своего успешного протекания, нуждается не во всём образе (комплексе информации собранным восприятием), а лишь в отдельных параметрах, по которым должна производиться оценка в конкретной ситуации.

На оставшуюся часть информации об объективной Реальности накладываются понятийные (3) и концептуальные (4) ограничения, определяемые абстрактной моделью Реальности. Референция – процесс наделения смыслом, является, возможно, самым сложным моментом в механизме восприятия. Произведённая референция порождает и устранение информации, в той или иной степени противоречащей избранной оценке, логической схеме или причинно-следственной связи. Проблема в том, что большая часть информации обрабатывается безсознательными уровнями психики и хранится там же, вследствие чего сознанию, дискретно оценивающему результаты обработки информации безсознательными уровнями психики, оказывается доступной та информация, которая выбрана по собственному произволу. И в этом случае сложность механизма восприятия обусловлена Различением11 и подвижностью внимания.

Итак, на выходе из референтного блока на уровне сознания мы получаем информацию усечённую лучом внимания. Подобно тому, как автомобильная фара в темноте высвечивает часть дороги и прилегающей местности, так и сознание проявляет часть окружающей Реальности – туннель, параметры которого зависят от ряда факторов12. Поэтому всякая «картина Мира» страдает явной недостаточностью и совсем не тождественна окружающей Реальности.

Первое, второе и третье ограничение, и мы получаем информацию достаточно усечённую, и поэтому человек может иметь адекватное представление (в образах своего внутреннего мира) об окружающей Реальности только в виде мозаики, способной упаковать колоссальные объёмы информации в «контейнеры» образов. Но ограниченному временем, ресурсами, локализацией субъекту она доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, то есть неполнота, ограниченность, мозаичность13 и калейдоскопичность14 восприятия мира.

Иными словами, мы видим то, что можно сравнить с картой местности, которую сами составили внутри себя и не знаем в большинстве случаев, насколько «картина Мира» соответствует окружающей нас Реальности – изучаемой местности.

На стр. 103 МПКС «Прозренье» рисунок «Модель мировосприятия» иллюстрирует процесс восприятия Мира. http://www.kob-crimea.org.ua/index.php/library/prozrenie/211-2011-10-21-09-06-05#420

Сознание, как явление психической жизни, это область информационного отождествления индивида с Жизнью как таковой на основе его миропонимания15 и потока чувственного восприятия жизни в каждый момент времени.

Воля как жизненное явление представляет собой способность индивида подчинять себя самого и течение событий вокруг себя осуществлению осознанной им целесообразности. Воля всегда действует с уровня сознания.

Внимание, как и воля, – явление, свойственное уровню сознания в психике индивида, – представляет собой способность индивида сосредоточить деятельность всех органов чувств на каком-нибудь объекте, а может быть и инструментом безсознательных уровней психики (а в некоторых случаях, – внешних сил: этому соответствует оборот речи «завладеть вниманием» собеседника или кого-то ещё), когда они работают на то, чтобы:

- либо довести до осознанного восприятия индивида некую информацию;

- либо не допустить осознанного восприятия индивидом некой информации путём отвлечения его внимания на какую-то другую информацию.

Мышление уровня сознания представляет собой единство потока эмоций, потока языковых конструкций и образных представлений (это можно назвать эмоционально-смысловой строй души).

Эмоции, в свою очередь, представляют собой выход на уровень сознания в форме предельно обобщённой оценки «хорошего» или «дурного» настроения осознанно не осмысленных нравственно обусловленных результатов деятельности безсознательных уровней психики личности, в своих возможностях обработки информации многократно превосходящих уровень сознания.

Что объединяет сознание и безсознательные уровни психики в единую информационно-алгоритмическую систему – психику индивида? Ответ на этот вопрос прост: нравственность и нравственно обусловленная взаимосвязь эмоций и осознаваемого смысла.

«Нравственность», «безнравственность», «эмоции» – слова, которые употребляются довольно часто и которые как бы понятны всем в обыденном разговоре. Однако они же приводят в недоумение почти всех, когда им предлагается объяснить, какие именно реальные явления в психике индивида стоят за этими словами. Если же мы опираемся на мировоззрение триединства материи-информации-меры, то всё это можно легко понять, и это понимание будет адекватно жизни.

Нравственность представляет собой совокупность нравственных стандартов, свойственных алгоритмике психики личности. Всякий нравственный стандарт (как компонента нравственности в целом) функционально – аналог оператора условного перехода.

Если некий алгоритм представить как блок-схему, то в операторах условного перехода (последовательностях операций), свойственных алгоритму, информационный поток разветвляется. Отсутствие определённости в условиях перехода (перенаправления информационного потока) – аналогично поломанной железнодорожной стрелке, которая не способна направить поезд ни по одному из двух путей, исходящих из неё, что обычно влечёт за собой катастрофу. Соответственно безнравственность – это отсутствие определённости в некоторых нравственных стандартах, всегда чреватое катастрофой.

Нравственные стандарты управляют всеми информационными потоками в психике человека. Соответственно этому обстоятельству мудрость разных народов гласит: что бы ни сделал добрый человек – добро, что бы ни сделал злой человек – зло.