logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

1. Дошкольный период

Если родители не ограничиваются в отношениях с ребёнком тем, что кормят его, обстирывают и укладывают спать, если они по-настоящему работают над его психическим развитием (читают ему книжки, много с ним разговаривают, показывают картинки, слушают музыку, рисуют, лепят, выводят в общество других малышей и т.д.), то к трём годам ребёнок в психическом отношении уже довольно развит. Восприятие детей этого возраста достойно восхищения. Работая с пластилином или цветным мелком, ребёнок создает простые формы, которым он затем даёт название по их внешнему виду. Он интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает, сортирует по форме и цвету, разбивает по частям ("портит" – считают родители).

Для большинства детей в три года уже характерно следующее:

♦ ребёнок узнаёт по голосу близких людей;

♦ ребёнок запоминает мелодию и подпевает, когда знакомую мелодию слышит;

♦ ребёнок различает цвета и знает их названия;

♦ игры ребёнка становятся всё более сложными; быстро освоив игру, какую показала ему мама, ребёнок способен эту игру несколько усложнить, добавить в неё собственные элементы, даже правила;

♦ ребёнок иногда фантазирует, рассказывает то, чего не было; может разговаривать с куклами и другими неодушевленными предметами;

♦ ребёнок много рисует и получает от рисования удовольствие; в рисунках его ещё трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры – треугольники, круги, четырёхугольники и т.д.;

♦ ребёнок с удовольствием лепит; причём ребёнка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс – как материал мнётся, как легко подчиняется он движению пальцев;

♦ ребёнок с интересом рассматривает картинки в книжках; от того, что картинки ему знакомы, он не теряет к ним интерес; даже наоборот – воспринимает их как старых знакомых;

♦ ребёнок демонстрирует хорошую память; может поставить маму в тупик, напомнив ей то, о чём она забыла; легко запоминает детские стишки, считалочки, поговорки и пр.; легко и естественно запоминает слова из других языков;

♦ ребёнок с удовольствием общается со взрослыми и детьми; проявляет интерес практически ко всему, что видит, и поэтому задаёт очень много вопросов;

♦ ребёнок способен определять общий признак у разных предметов (например, у предметов мяч, яблоко, арбуз, глобус общий признак – все они круглые) и даже может разделить предметы по группам, у каждой из которых свой определяющий признак;

ребёнок в три года может уже различать 8 цветов: белый, чёрный, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый; многие дети к этому возрасту различают и оттенки – розовый, голубой, сиреневый;

запас слов ребёнка в три года составляет триста и даже более; ребёнок довольно легко составляет простые фразы и достаточно ясно выражает свои мысли, свои желания;

ребёнок в три года старается во всём походить на маму с папой; часто и с большим интересом разглядывает себя в зеркало; примеряет мамины или папины вещи.

На поведение ребёнка всё больше оказывают влияние культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты – культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешаются в пользу культурно обусловленных автоматизмов. В этом проявляется переход от животного типа строя психики к типу строя психики биоробота, «зомби».

Овладение лексикой и словарный запас в триста и более слов – значимый рубеж в жизни будущего человека, он подготовился к освоению достижений культуры.

Что же он может в 5 – 6 лет?

В 4 года малыш уже смело проходит по скамейке, бревну. На поляне или в лесу свободно обегает пни, деревья, кусты. Может пробегать в быстром темпе 10—20м, но потом скорость замедляется. В медленном темпе рядом со взрослыми или другими детьми с удовольствием пробежит 150—200м. Он умеет спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через них, прыгать в длину с места, вверх. Всё будет лучше, если поставите перед ребёнком цель: допрыгни до черты и достань шишку, перепрыгни через ручеёк, канавку и т.д.

Ему исполнилось 5 лет, и вы замечаете, как он изменился. Его движения стали уверенными, красивыми. Он хорошо сохраняет равновесие, идя по бревну или скамейке; бегает по пересечённой местности, ловко прыгает на одной ноге, перепрыгивает через 2—3 предмета; пытается прыгать с короткой скакалкой и хорошо владеет мячом. Уверенно лазает по гимнастической стенке, висячей лесенке, канату.

В 6 лет ребёнок чётко выполняет все основные движения, соблюдает правила во время игры. Значительно совершенствуются прыжки: в высоту с разбега – 40см, в длину с места – 80, с разбега в длину – 100см. Хорошо играет в мяч, бросает в цель, уверенно лазает по стенке и канату.

В 5—6 лет осязательный и моторный опыт уходят на второй план. Помимо зрительных впечатлений приобретают значение слуховые впечатления. Ребёнок постоянно начеку – "выслеживает, разоблачает", повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей. Он различает песенки, сопровождая их ритмичными движениями. Психика ребёнка устойчиво пребывает в состоянии типа строя психики биоробота и всё чаще переходит к демоническому типу строя психики.

У него развивается творческий ум, появляется понятие о количестве (умеет считать до 10) и времени. Ребёнок активно и критически смотрит на окружающий мир, на собственные действия. У него превалирует фантазия в изображении предметов, лиц или животных и в использовании красок. Только к концу периода младшего детского возраста появляется более чёткое разграничение между воображением и действительностью.

Развитие речи, памяти, внимания ребёнка к 6—7 годам должно подготовить его к жизни в школе, а для этого ребёнок должен уметь:

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

• находить лишний предмет в группе;

• добавлять в группу недостающие предметы;

• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

• группировать предметы по признаку и называть его;

• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

• точно копировать простой узор;

• описывать по памяти картинку;

• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

• пересказать услышанный рассказ;

• составлять рассказ по картинке!

Перед поступлением в первый класс необходимо освоить основы математики:

• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

• выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

• знать понятия «больше-меньше-поровну»;

• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Важно, чтобы ребенок:

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

• подбирал слова на заданную букву;

• делил слово на слоги;

• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Для успешного начала учёбы в школе требуется освоить навыки письма:

• правильно держать ручку и карандаш в руке;

• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

• копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка;

• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

После выхода в 2005 году аналитического сборника ВП СССР по вопросам педагогики «Нам нужна иная школа» замалчивать проблемы школы в обществе стало невозможно, проблемы школы стали активно обсуждаться. Корпорация профессиональных педагогов вынуждена была реагировать на претензии и требования родителей. Многолетняя дискуссия о реорганизации системы образования во всех её жизненно значимых аспектах в их взаимосвязи привела к разработке проекта нового государственного образовательного стандарта в 2010 году. В 2011 году проект был доработан и получил название Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования РФ (далее – Стандарт).