logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

12.2. Речь человека

Принято считать, что язык есть средство общения людей. Это его главная функция, а все остальные функции444 в конечном счёте могут быть сведены к коммуникативной, то есть к функции общения.

Если вдуматься, общение, как таковое, вовсе не нуждается в таком сложном механизме, каким является человеческий язык. Достаточно примитивного языка, например, языка пчёл или муравьёв, благодаря которому они успешно существуют и организуют свои общества. Можно сослаться и на литературные примеры, хотя бы из Ильфа и Петрова. Всем словарным запасом и возможностями языка владеют и используют единицы, большинство обходится языком, близким к языку Эллочки-людоедки. Принципиальная возможность общения на примитивном языке подсказывает нам, что дело здесь в другом. Общение в том виде, как оно существует среди людей, нужно не только людям, но и, образно говоря, Господу. Речь людей наделяет туннель реальности (umwelt) мерой, структурой и лексикой445: кирпичами, из которых складывается морфология446 космического «Интернета», устройства, управляющего миром, в том числе и людьми. Это и есть Язык, Слово, которое – вначале, и которое – у Бога и которое – Бог.

Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: лёгких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми скадками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе. При дыхании для свободного доступа воздуха через гортань голосовая щель должна быть открыта. При разговоре, напротив, голосовые связки должны быть сомкнуты. Полное закрытие щели происходит при сильном мышечном напряжении. Размер голосовой щели определяется положением черпаловидных хрящей, поскольку к ним присоединены концы голосовых связок.

Эти хрящи могут раздвигаться (абдукция), стягиваться вместе (аддукция) или поворачиваться группами перстне-черпаловидных и черпаловидных мышц, которые иннервируются возвратным гортанным нервом. Наиболее важными из этих мышц являются задние перстне-черпаловидные, которые расширяют голосовую щель, открывая воздуху свободный доступ в дыхательный путь. Паралич одной перстне-черпаловидной мышцы может не проявляться заметными симптомами, поскольку её действие компенсировано мышцей на противоположной стороне.

Разговор осуществляется током воздуха под давлением мимо напряжённых голосовых связок, причём высота звука зависит от степени их натяжения. При сдвигании перстневидной дуги назад натяжение связок увеличивается, а сдвигание друг к другу щитовидного и перстневидного хрящей приводит к расслаблению связок.

Человеческая гортань – это удивительный музыкальный инструмент, представляющий как бы сочетание духового и струнного инструментов. Выдыхаемый через гортань воздух вызывает колебание голосовых связок, натянутых, как струны, в результате чего возникает звук. В отличие от музыкальных инструментов в гортани меняются и степень натяжения струн, и величина и форма полости, в которой циркулирует воздух, что достигается сокращением мышц ротовой полости, языка, глотки и самой гортани, управляемых нервной системой. Этим человек отличается от антропоидов, которые совершенно не способны регулировать струю выдыхаемого воздуха, что необходимо для пения и речи. Только гиббон в известной мере способен издавать своим голосом музыкальные звуки («гамма гиббона»). Кроме того, у обезьян сильно выражены «голосовые мешки», продолжающиеся под кожу и служащие резонаторами. У человека они являются рудиментарными образованиями (гортанные желудочки). Будучи своеобразным музыкальным инструментом, гортань вместе с тем построена по принципу аппарата движения, поэтому в ней можно различать скелет в виде хрящей, соединения их в виде связок и суставов и мышцы, движущие хрящи, вследствие чего меняются величина голосовой щели и степень натяжения голосовых связок.

Гортань, larynx, помещается на уровне IV, V и VI шейных позвонков, тотчас ниже подъязычной кости, на передней стороне шеи, образуя здесь ясно заметное через наружные покровы возвышение. Сзади неё лежит глотка, с которой гортань находится в непосредственном сообщении при помощи отверстия, называемого входом в гортань, aditus laryngis. По бокам гортани проходят крупные кровеносные сосуды шеи, а спереди гортань покрыта мышцами, находящимися ниже подъязычной кости (mm. sternohyoidei, sternothyroidei, omohyoidei), шейной фасцией и верхними частями боковых долей щитовидной железы. Внизу гортань переходит в трахею. Скелет гортани образован несколькими хрящами, соединёнными между собой суставами, связками и мышцами. Хрящевой каркас гортани образован девятью гиалиновыми хрящами, 3 из которых непарные (надгортанный, перстневидный и щитовидный) и 3 парные (клиновидный, рожковидный, черпаловидный). Самый крупный из них – щитовидный хрящ. Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он выполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок, замыкающих вход в гортань во время глотания. Нижняя пара складок покрывает голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. Таким образом, гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и щель между ними сужается. Выдыхаемый воздух, проходя через узкую щель, заставляет колебаться голосовые связки – возникает звук. От степени натяжения голосовых связок зависит высота тона: при натянутых связках звук выше, при расслабленных – ниже. Дрожанию голосовых связок и образованию звуков способствуют движения языка, губ и щёк, сокращение мышц самой гортани. У мужчин голосовые связки длиннее, чем у женщин. Это объясняет более низкий голос мужчин. Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растёт на 1-3м годах жизни и в период полового созревания. В 12-14 лет у мальчиков на месте соединения пластинок щитовидного хряща начинает расти кадык, удлиняются голосовые связки, вся гортань становится шире и длиннее, чем у девочек. У мальчиков в этот период происходит ломка голоса.

Напряжение или ослабление голосовых связок и сужение или расширение голосовой щели зависят от сокращения мышц гортани. Работа мышц гортани направлена на то, чтобы закрывать её входное отверстие при глотании и управлять голосовыми связками, делая возможным извлечение звуков.

Вопрос: «Сколько звуков может воспроизвести гортань, используя отдельно каждую голосовую связку?» – 28 согласных звуков – по числу мышц, управляющих голосовыми связками. Обратите внимание на их количество. Филологи всерьёз считают, что звуки речи возникли из диких воплей обезьян. Вряд ли из диких воплей обезьян можно получить именно 28 согласных, ровно столько, сколько нужно для заполнения звуковой матрицы. Итак, как же получены эти 28 согласных звуков?

В современном арабском языке есть четыре особых звука. Их называют эмфатическими, хотя правильнее было бы называть их двуфокусными. При произнесении этих звуков струя воздуха, продвигаясь по речевому тракту, встречает на своем пути препятствие в двух местах. Одно – там, где это происходит при произнесении русских звуков Т, Д, С, 3, т.е. в передней части речевого аппарата. Это передний фокус артикуляции. Другое – в задней части речевого аппарата, у корня языка, в гортани. Это задний фокус артикуляции. Так что при произнесении этих звуков, в отличие от всех остальных, на пути воздушной струи образуется преграда в двух местах, а не в одном, как это имеет место обычно.

Таким образом, при произнесении этих звуков используется передний фокус артикуляции и задний. Это так называемые эмфатические: (Т#) (Д#) (С#) (3#). Если за исходную четвёрку принять двуфокусные, то остальные группы согласных предстают как производные. Они получаются разделением фокусов артикуляции и перемещением каждого фокуса по речевому тракту вперёд, если мы снимем задний фокус артикуляции, останутся четыре обыкновенных звука (Т), (Д), (С), (3). Это вторая четвёрка звуков.

Кроме того, в арабском есть ещё одна четвёрка – четыре губных: (Б), (М), (В – произносится как английское W), (Ф). Препятствие для воздушной струи при их произнесении создаётся губами.

Если мы выделили три бесспорные группы согласных, в каждой из которых по четыре звука, то ясно, что и остальные шестнадцать делятся на четвёрки. Здесь важно обратить внимание вот на что. Все четверки согласных получены из исходной двуфокусной четверки путем разделения фокусов и троекратного перемещения каждого из них вперед по речевому тракту. Так получаются семь четверок согласных. Все четверки отличаются друг от друга местом артикуляции, причем, эти места располагаются в речевой полости таким образом, что в точности копируют структуру карточной колоды, как она изображена ниже.

Рисунок 4. Карточная колода

В чём сходство между арабскими согласными и картами?

Во-первых, как и карты, звуки речи разбиты на четвёрки.

Во-вторых, как и карты, звуки имеют старшую четвёрку, воплощающую в себе как бы два центра. В картах – это Туз. Его двуфокусность очевидна. Он является старшим среди картинок, следуя по старшинству выше короля. Он же является и старшей цифирью, поскольку, имея 11 очков, следует после десятки. В Тузе сосредоточены два центра иерархии, концы двух линий. Один – цифирный, другой – картиночный. И в этом смысле карточная колода, пусть и в замаскированном виде, построена по образцу угла, или, что тоже самое, в вершине угла две точки (концы двух линий) совпадают в одной, а в колоде они несколько раздвоены, хотя и совмещены в Тузе. В звуковом ряду тузу соответствует четвёрка эмфатических, как мы сказали – четвёрка двуфокусных. Все остальные четвёрки образуются перемещением одного из фокусов артикуляции (заднего или переднего) вперёд, по ходу воздушной струи. Так что и арабские звуковые четвёрки, как и карты, построены по образу угла.

Одна линия иерархии соответствует карточной цифири: губные (ب, و, م, ف, – Б, В, М, Ф), шипяще-шепелявые (ج, ش , ث , ذ, – 3, С, Ш, Ж (дж или г) ), переднеязычные ( د, ز, س, ت, – Д, 3, С, Т). Фокус артикуляции последних совпадает с передним фокусом артикуляции эмфатических.

Губные звуки (6) – Шипящие – шепелявые звуки (7) – Переднеязычные звуки (8).

Вторая линия иерархии соответствует картинкам: сонорные (ي, ل, ن, ر, – Й, Л, Н, Р), заднеязычные (ا, ك, ق, غ, – Хамза, Каф, Кяф, Гайн); гортанные (ع, ه, ح, خ, – Ъайн, и три разных X: – Х5, Х8 и Х600, где в индексе обозначено место звука в цифровой матрице или, что то же самое, его числовое значение).

Сонорные звуки (валеты) – Заднеязычные звуки (дамы) – Гортанные звуки (короли).

Таким образом, раскладка согласных звуков в полости рта такова, что последовательное перемещение каждого из фокусов артикуляции по речевому тракту как бы образует две линии, сходящиеся в группе эмфатических (двуфокусных).

В-третьих, звуковые группы, как и карты, внешне вытянуты в одну линию, за которой скрывается угловая структура.

Структуру звуковых групп от карточной колоды различает количество групп и в целом количество карт. Но ведь карточные колоды бывают разных объёмов, почему бы не быть и колоде в 28 карт? Причём, "звуковой туз" в таком случае будет иметь не 11 очков, а 9. При этом "звуковая колода" примет следующий вид.

Рисунок 5. Звуковая колода

Как бы там ни было, звуковые группы настолько точно копируют карточную структуру, что нет проблемы дать каждой группе согласных карточное соответствие.

- Эмфатические соответствуют тузу, гортанные – королю, заднеязычные – даме, сонорные – валету. Это "вельможная" линия иерархии. Она располагается в задней части речевого тракта.

- Переднеязычные соответствуют восьмерке, шипящие – семерке, губные – шестерке. Эти три группы согласных находятся в передней части речевого тракта.

Вывод: структура согласных копирует карточную структуру. Согласитесь, что получить все эти структуры из обезьяньих рыков, более чем невозможная вещь.

Вопрос: «Как и когда ребёнок начинает учиться говорить?»

Буквально с первых дней своей жизни. Мы все устроены так, что, когда слышим слова, мышцы нашего речевого аппарата рефлекторно сокращаются, мы как бы неслышно повторяем то, что нам говорят. Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами, то есть все его речевые мышцы включаются в работу.

И вскоре счастливые родители смогут услышать «агу-агу»... Да, первые звуки ребёнок начинает произносить в период «гуления». Они образуются при помощи наиболее доступных малышу органов артикуляционного аппарата: губ и корня языка. Именно эти звуки являются основой для становления членораздельной речи. Это обычно случается в 2—3 месяца: ребёнок проявляет свои голосовые реакции, радуя маму многочисленными распевами: «а-а-ау», «а-гу-гу», «а-ва-ва» и т.п.

При гармоничном развитии через месяц-полтора звуковые сочетания усложняются: появляются новые, типа «гн-агн», «ля-аля» и т.д. Ребёнок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по нескольку раз повторяет один и тот же звук, прислушивается, получает при этом удовольствие. Да, если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта он начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительными интонациями.

В 7—8 месяцев дети произносят слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «дядя», «де-да» и т.д., соотнося их с определёнными окружающими людьми. Лепет отличается тем, что это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определёнными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма-ма...» – говорит ребёнок, и это относится именно к маме.

Чуть позже лепет приобретает ещё и интонационную окраску: по «речи» малыша уже можно определить, доволен он или нет. На этом этапе важно в общении с ребёнком использовать различные интонации, модулировать голос, слушать музыку, ритмично двигаться вместе с малышом.

Очень важно, чтобы ребёнок вовремя проходил все этапы развития речи. Ведь «внешние» показатели – воспроизведение малышом всех этих «агу» и «гу-гу» – свидетельствуют о том, что правильно формируются и мозговые центры, отвечающие за речь. Поэтому если ваш ребёнок излишне молчалив – это повод проконсультироваться с врачами и проверить его слух, артикуляционный аппарат, мозговое кровоснабжение и другие параметры, от которых зависит речевое развитие.

А как развивается речь после года?

Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребёнка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребёнком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребёнок обозначает несколько понятий: «бах» – упал, лежит, споткнулся; «дай» – отдай, принеси, подай; «биби» – идёт, лежит, катается, машина, самолёт, велосипед.

На этом этапе и далее важно использовать предметную деятельность: играть с ребёнком, показывать, обозначать названия игрушек и других предметов. Важно обращать внимание ребёнка на действия – «что делает?» – и отвечать, используя глаголы: стоит, идёт, летит, ползёт и т.д.

В возрасте 14—18 месяцев идёт наиболее интенсивное развитие речевых зон в коре головного мозга. Объём используемых ребёнком лепетных слов расширяется, постепенно переходя в нормальную «взрослую» речь.

К полутора годам в норме словарный запас ребёнка – 10—15 слов, к концу второго года – примерно 30, к трём годам – словарь достигает ста слов. После полутора лет наблюдается рост активного словаря, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: мама; на би-би; баба, ди; дай пату (лопату)...

Не все дети сразу овладевают правильной речью: одни усваивают её раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются. Именно поэтому в общении с малышом следует употреблять сначала более простые слова, наглядно их демонстрируя в игровых ситуациях, при чтении детских книжек с картинками, уделять внимание пониманию ребёнком смысла слов – и только после усвоения этих понятий постепенно усложнять слова и по значению, и по слоговой структуре.

К трём годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Понадобились три года, чтобы управление модуляцией в гортани человека преобразовалось в членораздельную речь и «органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим». Ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определённый лексический запас. Поэтому если в 2,5—3 года ребёнок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: «гаки» (глазки), «ноти» (ножки), «око» (окно), «дев» (дверь), «ути» (руки); «да тина» (дай машину), – надо обратиться за консультацией к логопеду и организовать коррекционные занятия. Оставлять без специальной помощи такого ребёнка нельзя, иначе будет упущен самый благоприятный период в речевом развитии.

Однако есть несколько моментов, беспокоиться о которых можно и подождать: это не очень чёткое артикулирование, отсутствие ясных шипящих и звука «р», перестановка слогов в сложных и длинных словах (вроде «кошолад-ка»), сокращение или подмена сложных звукосочетаний. Артикуляционный аппарат должен окончательно «встать» к школьному возрасту.

После трёх лет основное внимание родителей должно быть направлено на развитие словарного запаса ребёнка, умение грамотно строить рассказ, выражать свои мысли и чувства.