logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

9.1.2 Базовые термины

Термин (от латинского terminus – граница, предел), слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны.

Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка, создаются путём терминологизации слов общенародного языка, заимствования или копирования иноязычных термино-элементов. В современной науке существует стремление к семантической унификации систем терминов одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между терминами разных языков) и к использованию интернационализмов в терминологии.

Сознание область отождествления собственного «Я» личности и Мироздания351. И эта область отождествления представляет собой область осознанной локализации субъекта и может простираться в широком многомерном диапазоне: от осознанного ощущения себя каким-то фрагментом собственного тела до Мироздания в целом.

Явление – вообще всё, что чувственно воспринимаем, совокупность процессов материально-информационного преобразования, обусловленных общими причинами. С точки зрения наблюдателя может быть: постоянным, периодическим, эпизодическим.

Явление как философская категория, форма обнаружения (выражения) сущности предмета, отражающая внешние свойства и отношения предмета, неразрывно связана с категорией сущности.

Су́щность (лат. essentia) – то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова: идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак – лат. essentialia constitutiva) – это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить.

Сущность предмета выражается в его определении. Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» Данная постановка вопроса позволила экзистенциалистам утверждать, что человек лишён сущности или не определяем ею, поскольку он не «что», а «кто».

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление – то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

Цель – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс управления. Цель отвечает на вопрос: «Чего нужно достигнуть?».

Пробле́ма (др.-греч. προβλήμα) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Задача – ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; «задача» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью). Более узкое определение называет задачей ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен (в отличие от проблемы, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы не известен). Задача отвечает на вопрос: «Какими действиями этого можно достигнуть?».

В более широком смысле под задачей также понимается то, что нужно выполнить – всякое задание, поручение, дело, – даже при отсутствии каких бы то ни было затруднений или препятствий в выполнении. В учебной и т.п. практике «задача», напротив, принимает более узкий смысл и обозначает упражнение, требующее нахождения решения по известным данным с помощью определённых действий (умозаключения, вычисления, перемещения элементов и т.п.) при соблюдении определённых правил совершения этих действий (логическая задача, математическая задача, шахматная задача). Решение задачи обычно требует определённых знаний и размышления. Отсюда – понятие «озадачить»: это значит либо «заставить задуматься», либо «поручить выполнение задачи».

Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Позна́ние – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Принцип (лат. principium, греч. αρχή) – 1. Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил. 2. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. 3. Внутренняя убеждённость в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения. 4. Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п.

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений в обществе.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект это универсальная способность психики, в основе которой лежит генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определённой скоростью и точностью.

Здравый смысл – совокупность взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, лежит в основе моральных принципов. В психологии термином «здравый смысл» обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.

В философии термин «здравый смысл» употреблялся для обозначения тех основоположений, самоочевидных принципов разума, которые хотя и даны эмпирически, но присущи всем людям, почему и представляют собой как бы основное инстинктивное чувство истины.

Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте.

Рассудок – часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Важными характеристиками рассудка являются:

Рассудок следует отличать от других форм сознания – самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла.

Ра́зум (лат. ratio), ум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения. Разум – одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания – созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в своё единство противоположные характеристики.

Однако в восточных традициях было проведено довольно чёткое различие между понятием осознания как такового, способности к рассуждению и самим рассуждением. Способность к знанию, оцениванию, рассуждению, сопоставлению и так далее считалась присущей самому "Я" (для которого нет другого описания кроме слова "Я"), а сам процесс и механизм мышления, перебирания фактов и делания выводов на их основе был определён как разум. Тут считается, что разум это некий механизм, созданный "Я" для решения задач. И разум в результате может навязывать "Я" неправильные данные и решения и ограничивать его. Лучшим примером конфликта разума и "Я", вероятно, может служить фраза "я так и знал". Считается, что восточная модель позволяет более практично решать проблемы разума, здравомыслия и духовности. Она с успехом используется в некоторых современных философских учениях, в частности, в саентологии.

Ум (др.-греч. νοῦς) – это познавательные и аналитические способности человека, то есть разум.

Понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы, 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов (т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»)352. Понятие образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных представлений о Жизни, свойственных личности.

Поня́тие это:

- образ + код (слово);

- отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений;

- мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Мысль – действие ума, разума, рассудка. Мысль – чувственный образ. Этот образ может:

Мыслью также иногда называют нечто выраженное в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения, высказанное вслух предположение, соображение, рассуждение или гипотеза.

Проце́сс (лат. processus – течение, ход, продвижение) – последовательная смена состояний чего-либо, стадий развития рассматриваемого явления, а также определённая совокупность последовательных действий, направленных на достижение некоторой цели.

Субъе́кт (от лат. subjectus – лежащий в основе) – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей. Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности.

Объект (от лат. objectum – предмет)нечто, существующее в реальности (то есть независимо от сознания): предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).

Управление – информационно-алгоритмический процесс – является отображением: из объекта и среды, окружающей объект управления, в систему управления объектом – обратные связи; и из системы управления объектом в объект и среду – прямые связи. Обратные связи, по которым поступает информация о состоянии среды и положении объекта в ней, – внешние обратные связи; а по которым поступает информация о состоянии элементов объекта и системы управления им, – внутренние обратные связи. Аналогичным образом на внешние и внутренние подразделяются и прямые связи.

Управление это – выявление объективных возможностей, целеполагание и достижение избранных целей в практической деятельности. Также отметим, что данное выше определение явления «управление» связано с определением явления «воля» в психике индивида:

Воля как жизненное явление представляет собой способность индивида подчинять себя самого и течение событий вокруг себя осуществлению осознанной им целесообразности.

Объект, находящийся в среде, и система управления им, связанные друг с другом цепями прямых и обратных связей, далее будем называть замкнутой системой.

«Замкнутая система» это – объект управления (процесс), находящийся во взаимодействии со средой, и система управления им, связанные друг с другом цепями прямых и обратных связей.

Назначение системы управления (как компоненты замкнутой системы) – вырабатывать управляющий сигнал и направлять его в объект и среду по прямым связям. Понятно, что система управления должна соответствовать как вектору целей управления, так и объекту управления и воздействию среды на него. То есть управление – это единая упорядоченная совокупность разнокачественных действий, осуществляемых элементами, образующими замкнутую систему, представляющую собой иерархию контуров циркуляции и преобразований информации в процессе осуществления концепции управления, образованную частными концепциями управления (целевыми функциями) в их совокупности.

Управление – целостная функция: целостная в том смысле, что изъятие из неё тех или иных этапов делает данное управление невозможным, т.е. концепцию неосуществимой, а цели недостижимыми.

Примером замкнутой системы является – автомобиль с водителем. Автомобиль – объект управления. Водитель, ещё более точно, – его алгоритмика психики, – система управления. Обратные связи замкнуты через зрение, слух, осязание и вестибулярный аппарат водителя, а прямые – через его руки и ноги, воздействующие на исполнительные органы: руль, педали, рукоятку переключения передач, тумблеры и кнопки. Кроме того, иерархии замкнутых контуров прямых и обратных связей имеются в системах и устройствах автомобиля и в самом человеке.

Самоуправляющийся объект, в котором не удаётся выделить систему управления им, также представляет собой замкнутую систему, поскольку в нём самом имеет место кольцевая замкнутость прямого и обратного отображений в некоторой иерархии контуров циркуляции информации. Примером такого рода самоуправляющихся объектов с нелокализуемой системой управления является сливной бачок унитаза с поплавковым регулятором уровня воды. Система управления не локализована в том смысле, что её невозможно отличить от самого объекта, как возможно отличить водителя от автомобиля или блок автопилота от самолёта в целом. Кроме того, и методом изъятия узлов в замкнутой системе с нелокализованной системой управления невозможно достичь ничего, кроме как привести её в аварийное или в принципе неработоспособное состояние.

В замкнутых системах с локализованной системой управления изъятие системы управления не нарушает в принципе работоспособности объекта управления.