logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

4.2.2 Адекватное Жизни представление о реальном мире как процессе в дискретно-мозаичных образах внутреннего мира Человека. Мировоззрение и миропонимание

Человек познаёт окружающий мир, Вселенную через инструмент, который дан ему в виде пяти органов чувств; другими словами – анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой. Все анализаторы используют явление резонанса. Функциональная схема всех анализаторов одинакова: чувствительный элемент, мышечный аппарат, его настраивающий, и канал связи с управляющим центром. Объём информации, поступающий от каждого, различен.

Единый и целостный мир человек воспринимает дискретно, фрагментами и затем в своём внутреннем мире строит мозаичную картину окружающего его мира. Мозаичная картина окружающего мира обладает свойством, которое при необходимости позволяет уточнять, детализировать либо укрупнять, обобщать изображение, не нарушая при этом информационного содержания картины. Таким образом, в процессе жизни в сознании человека формируется ряд последовательных мозаичных изображений окружающего мира подобно тому, как кадры образуют фильм. При решении постоянно возникающих практических задач человек оперирует не с самим объектом, а с его отображением и точность, детальность отображения зависит от стоящей задачи. Следовательно, человек оперирует параметрами объектов и в каждом конкретном случае решает, с какой точностью он может описывать необходимый ему объект.

Перцептуальный аппарат (органы чувств) во внутреннем мире человека создаёт то, что этологи называют немецким словом umwelt118. Это «мировое поле», то есть окружающий мир, как он воспринимается данным субъектом. Наши модели Мироздания – наши umweltнаши образы и построения – индивидуальны, так как отличаются диапазоны наших анализаторов, но это, к сожалению, далеко не главная причина формирования разных по содержанию и типу мировоззрений.

Собаки и кошки тоже ощущают и видят, но совсем не такой же umwelt (или, что тоже самое, «туннель реальности»), как люди. Однако собачьи, кошачьи и обезьяньи туннели реальности остаются в достаточной степени сходными для того, чтобы между собаками, кошками и приматами легко могли возникать общение и даже дружба.

Змеи живут в гораздо сильнее отличающемся (от теплокровных) «туннеле реальности». Они, например, видят тепловые волны и, кажется, не видят «объектов». Тот мир, который видит змея, очень похож на спиритический сеанс – во мраке плавают поля «жизненной энергии». Вот почему змея бросится на воздушный шарик, надутый горячим воздухом, если он «вторгнется» на её территорию. Для змеи тепло воздушного шарика, и тепло ноги охотника имеют одно и то же значение: пришёл непрошеный гость. В обоих случаях змея будет защищать свою территорию и, атакуя шарик, она допускает ошибку – нет различения в данной ситуации.

Поскольку umwelt или туннель реальности змеи настолько фундаментально отличается от туннелей реальности млекопитающих, дружба между людьми и змеями случается гораздо реже, чем между людьми и собаками или кошками.

Если рассматривать жизнь с учётом этих факторов, мы увидим, что большинство животных воспринимает такой туннель реальности их среды обитания, какой позволяет статистически большей части особей данного вида жить достаточно долго для продолжения рода. И никакому человеку или животному не позволено самонадеянно утверждать, что мир, распознаваемый (создаваемый) его органами чувств и мозгом, во всех отношениях равен реальному миру, или «единственному реальному миру. Лишь в некоторых фрагментах, umwelt и реальный мир – равнозначны, как шарик и нога охотника для змеи. Картина мира (мировоззрение) всё равно, что карта, отображающая местность, но это далеко не реальная местность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – субъективная модель Объективной реальности, а также субъективная модель течения Жизни на основе образов, свойственных психике индивида. Это – совокупность принципов, взглядов, убеждений, которые определяют отношение человека к себе и окружающему миру.

Мировоззрение является средством моделирования течения событий в жизни во множестве вариантов в темпе, опережающем реальное течение событий, что позволяет заблаговременно выявлять неприемлемые варианты возможного будущего, выбирать приемлемые и вырабатывать в некотором смысле наилучшую линию поведения индивида в жизни.

Мировоззрение может существовать и без языковых средств, а миропонимание невозможно без языковых средств.

МИРОПОНИМАНИЕ индивида – это совокупность понятий, свойственных его психике.

Понятие – как явление в психической деятельности индивида – образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных119) представлений о Жизни, свойственных личности. Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова), 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов (т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»)120.

Причём в данном случае речь идёт не только об исторически сложившихся языках народов, но и об искусственных и специфических языках науки и других отраслей деятельности, таких как математика в её приложениях к решению практических задач, профессиональные слэнги (жаргоны) и разного рода языки-шифры, назначение которых скрыть информацию от посторонних (т.е. фраза про «глокую куздру» в неком языке-шифре может быть однозначно понимаемой).

При выраженном выше понимании таких явлений в психике индивида как «понятие», «миропонимание», «мировоззрение» становится ясным, что способность к взаимопониманию разными людьми друг друга основывается:

Структурная и содержательная идентичность мировоззрения и миропонимания многих людей, являющаяся основой их взаимопонимания, непрестанно воспроизводит единство общества; при этом специфика тех или иных множеств людей в аспекте содержания и структуры мировоззрения и миропонимания, складывающаяся в пределах этой общей для всех идентичности, выражается в наличии в обществе того или иного множества социальных групп, характеризуемых большей частью по внешне видимым признакам профессионализма, социального статуса и т.п. (поскольку социология, выделяя социальные группы, не вдаётся в изучение особенностей преобладающей в них личностной психики: нравственности, мировоззрения и миропонимания их «типичных представителей»).

В этом состоит социальная роль мировоззрения и миропонимания индивидов и той составляющей культуры общества, на основе которой вырабатываются мировоззрение и миропонимание новых поколений.