logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

4.2 Процесс мышления, построение картины Мироздания

Познание – это расширение своей личной ограниченной частной меры при освоении общевселенской меры в процессе получения из неё информации. Мhра – матрица возможных состояний – объективна.

С самого начала мы вынуждены признать, что возможности человека в процессе получения информации ограничены не только чувствительностью и диапазоном анализаторов (1), но и вниманием (2). На ту часть Реальности, которая не укладывается в диапазон и порог срабатывания его анализаторов, человек не имеет возможности обратить внимание. В настоящее время официальная наука открыла огромное количество полей, не воспринимаемых человеком, а они из той же окружающей нас Реальности! А это значит, что некоторая (быть может, бесконечно значительная) часть информации о Реальности остаётся вовсе недоступной непосредственно восприятию органами чувств и только через интеллектуально-рассудочную деятельность может быть использована в процессе построения картины Мира.

Легко можно проследить, какая часть информации, доступной перцептуальному аппарату и полученной им, отсеивается сразу же, это так называемый сенсорный "шум", лежащий в стороне от луча внимания, осмысление которого специально не производится. Здесь следует помнить, что только внимание определяет, что в данной ситуации "шум", что – полезный сигнал. Например, для здорового человека скорость и характер сокращений его сердечной мышцы почти всегда является сенсорным "шумом", восприятие которого полностью безсознательно. Но в случае серьёзной озабоченности болезнью сердца такая информация быстро может стать полезным сигналом, а в "шум" превратится что-нибудь другое.

В каждый отдельный момент мы сознательно воспринимаем лишь то, что оцениваем, то есть, решаем неопределённости вида «это» – «не это», «да» – «нет». Осмысление, оценка сигнала, для своего успешного протекания, нуждается не во всём образе (комплексе информации собранным восприятием), а лишь в отдельных параметрах, по которым должна производиться оценка в конкретной ситуации.

На оставшуюся часть информации об объективной Реальности накладываются понятийные (3) и концептуальные (4) ограничения, определяемые абстрактной моделью Реальности. Референция – процесс наделения смыслом, является, возможно, самым сложным моментом в механизме восприятия. Произведённая референция порождает и устранение информации, в той или иной степени противоречащей избранной оценке, логической схеме или причинно-следственной связи. Проблема в том, что большая часть информации обрабатывается безсознательными уровнями психики и хранится там же, вследствие чего сознанию, дискретно оценивающему результаты обработки информации безсознательными уровнями психики, оказывается доступной та информация, которая выбрана по собственному произволу. И в этом случае сложность механизма восприятия обусловлена Различением112 и подвижностью внимания.

Итак, на выходе из референтного блока на уровне сознания мы получаем информацию усечённую лучом внимания. Подобно тому, как автомобильная фара в темноте высвечивает часть дороги и прилегающей местности, так и сознание проявляет часть окружающей Реальности – туннель, параметры которого зависят от ряда факторов113. Поэтому всякая «картина Мира» страдает явной недостаточностью и совсем не тождественна окружающей Реальности.

Рисунок «Модель мировосприятия» иллюстрирует процесс восприятия Мира.

Почему же такая недостаточность ускользает от нашего внимания и, более того, кажется совершенно неочевидной в большинстве случаев?

Механизм, с таким успехом скрывающий убожество нашего восприятия, Гриндер и Бэндлер удачно назвали "галлюцинированием". Мы же можем именовать его, например, достройкой. Ибо все утерянные, отсутствующие после вытеснения компоненты заменяются сконструированными, достроенными, чтобы неизменно сохранять иллюзию целостности. "Галлюцинирование" делается явным, когда человек, исходя из собственных предубеждений, начинает приписывать людям или объектам характеристики и действия, не существующие в Реальности. В таких случаях говорят: он видит то, что хочет видеть. Нам никак не верится, что он галлюцинирует, т.е. создаёт иллюзию – воспринимает несуществующее как Реальность. Мы поневоле хотим думать, что это сознательное искажение, обман и тому подобное. К несчастью, здесь оказывается поражённым процесс отождествления внутреннего образа с объектом (фрагментом) из окружающей Реальности, протекающий в области сознания (нет Различения), так что переубеждение этих упрямцев наталкивается на почти непреодолимые трудности.

Известный эксперимент Постмена и Брунера очень убедительно демонстрирует универсальность процесса достройки ("галлюционирования"). Брунер и Постмен обращались к испытуемым с просьбой идентифицировать игральные карты, которые можно было видеть в течение очень короткого и тщательно измеренного отрезка времени. В основном это были обычные карты, но попадались и "аномальные". Например, красная шестёрка пик или чёрная четвёрка червей. Даже при самом коротком предъявлении большинство испытуемых правильно идентифицировали почти все нормальные карты. Что же касается аномальных, то они, чаще всего, без колебаний идентифицировались как нормальные. Чёрную четвёрку червей принимали либо за чёрную четвёрку пик, либо за красную четвёрку червей. При этом испытуемые вовсе не высказывали своих предположений, они называли то, что действительно видели. Это подтвердилось следующим образом. По мере увеличения длительности предъявления аномальных карт, испытуемые начинали колебаться, выдавая тем самым некоторое осознание аномалии. При предъявлении им, например, красной шестёрки пик они сообщали следующее: "Это шестёрка пик, но что-то в ней не так... У чёрного изображения края красные"(!). Поистине, мы видим то, что сами сконструировали внутри себя.

Первое, второе и третье ограничение, и мы получаем информацию достаточно усечённую, и поэтому человек может иметь адекватное представление (в образах своего внутреннего мира) об окружающей Реальности только в виде мозайки, способной упаковать колоссальные объёмы информации в «контейнеры» образов. Но ограниченному временем, ресурсами, локализацией субъекту она доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, то есть неполнота, ограниченность, мозаичность114 и калейдоскопичность115 восприятия мира.

Иными словами, мы видим то, что можно сравнить с картой местности, которую сами составили внутри себя и не знаем в большинстве случаев, насколько «картина Мира» соответствует окружающей нас Реальности – изучаемой местности.

По отношению к информации вся материя, все материальные объекты, выступают в качестве носителя единого общевселенского иерархически организованного многоуровневого информационного кода – общевселенской меры. По отношению к информации мера – код116. По отношению к материи эта общевселенская мера выступает как многомерная (содержащая частные меры) вероятностная матрица возможных её состояний, т.е. “матрица” вероятностей возможных состояний; это своего рода «Многовариантный Сценарий бытия Мироздания», предопределённый Свыше.

Он статистически предопределяет упорядоченность частных материальных структур (их информационную ёмкость) и пути их изменения при поглощении информации извне и при потере информации (конечно несомой материей). Исчерпание частной меры – переход в иную частную меру, обретение некоего нового качества. И то, и другое может сопровождаться нарушением соразмерности, гармонии как отдельных фрагментов структуры, так и её иерархичности в целом. Утрата соразмерности – деградация, но по отношению к объемлющим структурам, деградация каких-то частных фрагментов может быть развитием структуры в целом. Так цветочная почка проходит путь: почка, бутон, цветок, плод, семя, растение: и деградация элементов неотделима от развития системы в целом.

Судя по всему опыту человечества, эта вероятностная матрица возможных состояний, мера, обладает голографическими свойствами в том смысле, что любой её фрагмент содержит в себе некоторым образом и все её остальные фрагменты во всей их информационной полноте. Мера пребывает во всём, и всё пребывает в мере. Благодаря этому свойству меры мир целостен и полон. Выпадение из меры – гибель.