logo search
Методическое пособие концептуальной самоподгото

Введение

Функция науки в жизни общества – обеспечение управления во всех отраслях общественной деятельности в соответствии с определённой концепцией, даваемой обществу носителями концептуальной власти, т.е. наука обслуживает концептуальную власть. Главная задача культурологии как общественно полезной прикладной науки – помочь человеку организовать его практическую деятельность так, чтобы она не приводила к ошибкам, которые Природа со временем бы исправила, безжалостно уничтожив человека или человечество в целом.

В человеческих обществах варианты «отношения» культуры к личностному познавательно-творческому потенциалу как к объективному фактору могут быть различными.

Во-первых, культуру всякого общества можно отнести к одному из двух классов:

Во-вторых, в каждом из двух названных выше классов культур также возможны варианты:

Каждое из трёх последних утверждений следует понимать в том смысле, что оно касается основной статистической массы живущих в соответствующей культуре, а в «хвостах» статистического распределения могут быть и отличия от доминирующего характера, которые могут оказывать своё воздействие на изменение характера культуры в целом, а могут и не оказывать сколь-нибудь ощутимого воздействия на характер культуры в целом, вследствие чего культура сохраняет своё качество в преемственности поколений.

Однако такое понимание (в смысле характеристики основной статистической массы представителей той или иной культуры) не относится к первым двум утверждениям, поскольку первые два утверждения разделяют множество культур на два класса по качественному признаку, а не по количественным, с какими имеет дело математическая статистика и теория вероятностей.

Если говорить о культурах, алгоритмика которых направлена на подавление познавательно-творческого потенциала большинства, то встаёт вопрос о характере субкультуры меньшинства, в интересах которого так или иначе подавляется познавательно-творческий потенциал большинства. Субкультуры такого рода меньшинств, с поправкой на то, что они — субкультуры неких социальных групп, а не культуры общества в целом, также могут быть классифицированы на основе соотнесения с изложенными выше принципами.

Если вдаваться в этнографический и исторический анализ, то можно увидеть, что разные по своему характеру культуры обладают разной устойчивостью в преемственности поколений вследствие различного их «отношения» к познавательно-творческому потенциалу.

И среди них есть самоубийственные варианты, переход к которым означает гибель общества в течение жизни одного — нескольких поколений. Термин «гибель общества» в данном случае подразумевает не только вымирание носителей самоубийственной культуры, но и поглощение выживших иными культурами и утрату ими прежнего культурного своеобразия в большей или меньшей мере.

Однако наряду с этим можно выявить и общую тенденцию развития культур, устойчивых в преемственности поколений. Эта тенденция состоит в продвижении в ходе исторического развития общества к культуре, в которой:

Культурология как общественно полезная прикладная наука должна обеспечить общество сведениями обо всей той информации, которую несет культура Человечества, произвести систематизацию этого Знания, выработать отношение к этому Знанию, и главное: обеспечивать упреждающе по отношению к нуждам развития общества выработку необходимых Знаний.

Теория познания относится к компетенции философии, которая почитается «наукой наук», но это неправильно, и культурологию оправдывает только то обстоятельство, что в современном нам обществе нет такой науки как культурология. Есть только слово «культура» под которым дельцы от «науки» обозначают различные явления в жизни общества, например: отношения геев называют культурой секс меньшинств, чайную церемонию – культурой чаепития, вопли и пляски на сцене – поп культурой, и т.д.

Однако, если под культурой понимать весь объём информации, выработанный и передаваемый из поколения в поколение внегенетическим путём, то культурология, как общественно полезная прикладная наука, должна давать управленцам, планирующим бюджет, ответы на следующие вопросы:

Сколько выделить средств на развитие фундаментальных наук и каких?

Сколько инвестировать в прикладные науки и какие именно?

Какими знаниями это финансирование обеспечит общество?

Каких знаний будет недоставать обществу в ближайшее время?

Подобно тому, как геология обеспечивает общество информацией о запасах сырья на территории, для нужд народного хозяйства.

Для тех, кто разделяет эту точку зрения на культурологию, написаны следующие разделы.