logo search
Sbornik_2010

Оценка вузовской коррупции студентами ИнгГу

В период с 5 по 11 февраля 2009 года в Ингушском госуниверситете Институтом социальных исследований проводилось исследование с целью определения восприятия уровня коррупции в студенческом обществе, оценки степени вовлеченности студентов в коррупцию с точки зрения ее отражения в массовом сознании, что в определенной мере позволяет через субъективные представления студентов выйти на уровень объективной реальности и дает необходимые знания для разрешения данной проблемы.

В качестве основного метода исследования применялось анкетирование. Анкета включала как общие, так и специфические вопросы, исходя из особенностей опрашиваемой категории лиц. Статистическая обработка результатов исследования проводилась вручную. Результаты исследования подверглись также качественному анализу на основе синтетической методологии.

Исследованием были охвачены студенты юридического, финансово-экономического, учетно-экономического, медицинского и химико-биологического факультетов Ингушского государственного университета. Всего было опрошено 439 студентов 2, 3, 4 и 5-го курсов перечисленных факультетов.

Анкета состоит из 15 вопросов, в т.ч. 5 вопросов открытого типа, в которых студенты сами формулировали свой ответ. Для соблюдения анонимности респонденты не указывали группу, факультет и половозрастные характеристики.

Выборка случайная, но внутри групп она носила сплошной характер. В целом студенты достаточно полно отвечали на вопросы анкеты, даже на такие, на которые в других опросах населения или целевых групп опрашиваемые часто отказывались отвечать из-за нежелания тратить время на проблему.

Ответы на вопрос об определении термина «коррупция» показывают, что студенты в массе своей не понимают значения и содержания этого понятия – 86,6%.

Удовлетворительное определение дало 13,4% от числа опрошенных, при этом большую часть правильных ответов дали студенты юридического факультета. Эта тенденция имеет более глубокие корни, чем простое терминологическое незнание; вероятно, она проистекает из восприятия коррупции в современном российском обществе как вполне допустимой формы поведения, в результате которой население решает свои бытовые проблемы в повседневной жизни.

Интересные результаты получены в ответах на вопрос о том, какова самооценка отношения к учебе у студентов. Учатся с интересом 60,6%, 33,7% прилагают только необходимые усилия для учебы, и только для 5,7% студентов учеба оказалась неинтересной (вероятно, это количество из тех 10,7%, которые поступили в ВУЗ по настоянию родителей).

При оценке причин, толкающих студентов к даче взятки, респонденты проявили достаточно высокий уровень самокритики, объективности и сознательного подхода к оценке реальности: 44,4% назвали причиной подкупа прогулы занятий и последующую неподготовленность студентов; 25,5% указали слабость школьной базы поступивших; 13% – отсутствие тяги к знаниям; 5% – страх перед отчислением; 11% – тревогу из-за возможности утраты стипендии; несколько вышеуказанных вариантов в совокупности выбрали 5,7%.

Результатом исследования стали следующие выводы.

Подавляющее большинство студентов утверждает, что сдает экзамены и зачеты на сессиях благодаря знаниям (77,7%), в то же время количество сдающих аттестации за взятки (подношения) оказалось меньше, чем списывающих – соответственно 4,1% (взятка) и 6,8% (списывание). В оценке респондентами причин, толкающих студентов во время сессии к даче взятки, наиболее часто упоминаются прогулы занятий и неподготовленность студентов (44,4%), слабость школьной базы (25,5%), отсутствие тяги к знаниям (13%), страх перед позором отчисления (5%), угроза утраты стипендии (11%).

Опрос показал, что все слухи о коррупции в университете не более чем студенческий «фольклор», поскольку «никогда не давали взяток» 54% студентов, а «в единичных случаях» – только 23% студентов. В целом негативное отношение к коррупции как к откровенному злу высказало более 56% опрошенных, что намного больше, чем показывают опросы среди взрослого работающего населения РФ, проведённые агентством «ИНДЕМ» в 2008 году – 37,2%.

Голобородько Юлия

Донецкий государственный университет управления

(Украина, г. Донецк)