logo search
том 3 энц

Социальная защита детей

Современная система служб защиты де­тей появилась в начале 60-х годов. Конфе-ренция Белого дома по проблемам детей и молодежи приняла резолюцию, призываю­щую все штаты разработать законодатель­ство, согласно которому ответственность за ведение дел, касающихся плохого обращения с детьми и пренебрежительного отношения к ним, должно принять на себя соответствую­щее агентство. Большое значение для разви­тия служб защиты детей имела работа педи­атра С. Генри Кемп, встревоженного растущим числом детей, страдающих, по его словам, "синдромом избитого ребенка". При активном его участии был проведен специ­альный симпозиум по "синдром избиваемого ребенка", организованный американской Академией педиатрии.

В 1963 г. Детское бюро США опубликова­ло образец закона о защите детей в качестве руководства для законодателей штатов. Вско­ре штаты начали принимать соответствую­щие законы, обязывающие профессиональ­ных социальных работников, имеющих дело с детьми, докладывать о подозрительных слу­чаях неправильного обращения с ними обще­ственным институтам защиты детей или учреждениям, следящим за проведением за-коное в жизнь. Новый акт национального за­конодательства — Закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий был принят в 1974 г. В соот­ветствии с этим законом был создан Нацио­нальный центр по проблемам жестокого обра­щения с детьми и запущенных детей, который несет ответственность за координа­цию служб защиты детей, обеспечивает прак­тическую помощь штатам и финансирует некоторые исследовательские и другие про­екты. Федеральное финансирование служб защиты детей в штатах было поставлено в зависимость от соблюдения требований ука-

161

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ

занного выше закона. Образец закона о защи­те детей предусматривает следующее:

1. Определение сущности плохого обра­щения с детьми и пренебрежения ими, что включает физические травмы, сексуальное совращение, сексуальную эксплуатацию, от­каз от оказания помощи новорожденным, находящимся в критическом состоянии, не­брежность в лечении и пренебрежение роди­телями своими обязанностями.

2. Механизм пуска в ход дел, связанных с плохим и пренебрежительным отношением к детям.

3. Неприкосновенность лиц, сообщаю­щих о таких делах.

4. Процедуры для быстрого расследова­ния.

5. Надежная и эффективная терапия.

6. Конфиденциальность данных.

7. Сотрудничество между агентствами и профессиями.

8. Предпочтительное обращение за со­действием к группам самопомощи, таким, как "Анонимные родители".

9. Просвещение людей о сущности пло­хого обращения с детьми.

В течение последних 20 лет все штаты приняли законы о защите детей в соответст­вии с принципами приведенного образца. Поэтому они могут претендовать на феде­ральное финансирование. Критерием предо­ставления федеральной финансовой помощи является наличие служб для защиты детей, хотя их программы могут быть структуриро­ваны по-разному. Следует отметить, что службы защиты детей — одни из немногих, которые обслуживают клиентов бесплатно независимо от размеров дохода.