logo
том 3 энц

21 Родители как клиенты социальной службы

ка ("Ты"). Но при этом инициатива измене­ния поведения остается за детьми. Родители же должны внимательно анализировать их реакцию в ходе конфликта. Действия по ме­тоду "Я" считаются эффективными также в том случае, когда нужно поощрить хорошее поведение ребенка.

Курсы родительских знаний делали упор на изменение внешней среды в качестве спо­соба разрешения конфликтов, на отказ от принятия авторитарных решений в случае расхождения во взглядах и на использование шестиступенчатой демократической модели урегулирования проблем. Преподаваемые на курсах методы контрастировали с авторитар­ностью или вседозволенностью и обладают преимуществами демократического подхода, основанного на достижении согласия и выго­ды для обеих сторон.

Социальные работники, использующие модели КРЗ, прибегают к различным формам и методам обучения, включая магнитофон­ные записи, короткие лекции, инсцениров­ки, дискуссии, моделирование ситуаций руководителем группы, тетради с упражне­ниями для проработки дома и непосредствен­ное применение полученных знаний в реаль­ных ситуациях. Разработанная Т. Гордоном программа включает восемь групповьгх заня­тий с целью произвести такие изменения в поступках и поведении родителей, которые улучшили бы отношения между ними и деть­ми и атмосферу в семье в целом.