logo
том 3 энц

Программа соучастия родителей

Модель соучастия опиралась на те же теоретические принципы, которые лежат в основе реалистической терапии: во-первых, родителям предлагается рассматривать своих детей (и всех людей) как изначально хоро­ших в своей сущности; во-вторых, программа указывает на две основные потребности де­тей — любовь и уважение — в качестве моти­вов их поведения, и, наконец, предполагает­ся, что дети действуют в соответствии с тем образом самих себя, какой они рисуют.

Па этих принципах зиждется семиэтап-ный процесс родительской помощи детям в удовлетворении их потребностей в обще­ственно приемлемой форме для той среды, где они действуют. Ниже перечислены семь эта­пов, предусмотренных программой. 1) Роди­тели путем личного участия создают некри­тичную, позитивную атмосферу отношений с ребенком. 2) Родителям предлагается обра­тить внимание ребенка на его поведение и помочь ему осознать тот выбор, который он делает. 3) Родители помогают ребенку выне­сти ценностное суждение о своем поступке, задав ему вопрос: "То, что ты делаешь, полез­но для тебя в данный момент?" 4) Ребенок составляет план выправления ситуации. 5) Родители принимают меры к тому, чтобы

ОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

21

ребенок привлек их к выполнению этого пла­на. 6) Родителям рекомендуется не прини­мать извинений, а сосредоточиться на том, что должно быть практически сделано. 7) Ро­дители должны стараться, насколько ото воз­можно, избегать наказаний и настойчиво ве­сти дело к личному соучастию в интересах утверждения своего авторитета.

Установка на проведение встреч в семей­ном кругу имеет целью создать атмосферу взаимной любви и сердечности, в которую вписался бы процесс, осуществляемый в рам­ках программы соучастия родителей. Обуче­ние по этой программе носит в основном ди­дактический характер с использованием преимущественно письменных материалов, фильмов и групповых дискуссий.

Все три популярные программы, упомя­нутые выше, в теоретическом плане исходят из предположения, что изменения в позициях и поведении родителей косвенно вызывают изменения в позиции и поведении ребенка. Эти программы ассоциируются также с тео­ретической и практической деятельностью определенных авторов, которые на коммер­ческой основе передают свои работы учреж­дениям социальных услуг, участвуя в обуче­нии и материальном оснащении.