logo
том 3 энц

Систематические учебные занятия для родителей (сузр)

Это название носит другая широко изве­стная и популярная программа, созданная Д. Динкмейером и Г. Маккеем (1976). Она основывалась на трудах Р. Дрейкурса, В. Сольца (1964) и Т. Гордона и предлагала модель учебы, в основе которой лежало вза­имное уважение между родителями и детьми во всех случаях жизни.

СУЗР выделяет четыре главных цели, ко­торых ребенок хочет достичь своим непра­вильным поведением: привлечь внимание, получить власть, отомстить и подчеркнуть неадекватность ситуации. В более поздних публикациях для родителей и типойджеров Д. Динкмейер и Г. Маккей (1983) добавили несколько дополнительных целей, преследу­емых подростками. Как пишут Э. Келли и Т. Овипи (1979), причинами неправильного поведения здесь могут быть возбуждение, стремление стать вровень с окружающими и чувство превосходства. Программа СУЗР учит отцов и матерей уяснить для себя мотивы

поведения детей, определять "принадлеж­ность" проблемы и коммуникационные барь­еры и выбирать наиболее подходящие методы исправления ситуации. Так же как и на Кур­сах родительских знаний, здесь предполага­ются участливое выслушивание ребенка, применение метода "Я" и демократическое принятие решений. В соответствии с этим ро­дители должны делать выбор из широкого круга альтернативных решений, когда им приходится иметь дело с проблемами поведе­ния детей. СУЗР рекомендуют также отцам и матерям опираться на естественные и логиче­ские последствия поступков детей, требуя от них изменить свое поведение. Методика груп­повых занятий та же, что в программе КРЗ, за тем лишь исключением, что в большей мере используются аудиосредства и меньше вре­мени уделяется практическим занятиям в группах.

Другой отличительной чертой програм­мы СУЗР является использование встреч в кругу семьи в воспитательных целях, для про­филактики и урегулирования трудностей. Родителям рекомендуется план подобных встреч с тем, чтобы они способствовали обще­нию между членами семьи и разрешению се­мейных проблем.