logo
том 3 энц

Диагностика и решение проблем

Создавая приятную и прочную атмосфе­ру заботы, терапевт способствует установле­нию взаимопонимания с Эго-состоянием Ре­бенка у клиента.

Анализ структуры и функций Эго-состо­яний клиента и их осознанное целенаправ­ленное использование терапевтом подводят клиента к осознанию возможности их изме­нения. Например, клиент может начертить эгограмму использования им своих Эго-со­стояний в ходе различных социальных взаи­модействий. С помощью такого самоанализа он может понять, что у него, например, недо­статочно развито логическое мышление (Эго-

состояние Взрослого); хорошо развиты роди­тельские качества по отношению к другим, но не к себе (Эго-состояние Родителя); он слабо использует свое Эго-состояние Ребенка.

Подобный анализ зачастую позволяет клиенту сознательно пользоваться своими Эго-состояниями, что приносит ему радость и независимость. Знание о своих детских сце­нарных решениях, полученное с помощью опросов, гештальт-экспериментов и вычлене­ния сцен прошлого, позволяет клиентам осоз­нать привнесенные извне и усвоенные запре­ты, которые влияют на их теперешнее внутреннее, личное состояние и определяют их жизненную энергию. Это знание может сформировать сильную мотивацию к измене­нию, которую поощряет терапевт.

Анализ игры, шантажа и сценария ин­формирует клиента о дурных чувствах и не­эффективных способах поведения, усвоен­ных в детстве ради выживания. Основываясь на этом новом знании, клиент может принять решение об изменении своего поведения в направлении независимости, установления тесных связей с окружающими или культи­вирования чувства удовлетворения и благо­получия.

Поддержка со стороны Эго-состояний Взрослого и Родителя, присущих терапевту, и одобрение терапевтом позитивных измене­ний жизненно важны для клиента. Напри­мер, пытавшегося покончить с собой клиента психотерапевт может научить жизни, исходя из всех трех его Эго-состояний (Д. Коберн, 1979):

Заботливый Родитель. Ты заслужива­ешь того, чтобы жить и наслаждаться.

Взрослый. Ты остался жить, чтобы по­лучить помощь для лучшей жизни.

Ребенок. Я хочу, чтобы ты был здесь.

Использование практическим социаль­ным работником своих Эго-состояний забот­ливого Родителя и Взрослого важно для эф­фективного вмешательства в кризисных ситуациях, позволяет осуществить безотлага­тельную экспертизу, снять дискомфорт, ока­зать клиенту эффективную помощь и сфор­мулировать предписания на будущее. Существенной частью терапии с помощью анализа межличностных взаимодействий яв­ляется поощрение клиента к новым практи­ческим установкам и чувствам. Например, в ситуациях, возникающих на работе, соци­альные работники могут противостоять увле­ченным своими играми инструкторам и инс­пекторам, указывая на плохие чувства, являющиеся результатом неэффективных манипуляций. Такая позиция социального

335

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

работника поможет инспекторам осознать причины их неудач и прийти к непосредст­венному контролю, который не влечет за со­бой дурных чувств.