415 Эволюция человека: биологический аспект
сти, особенно в первые три месяца, женщины должны избегать облучения.
Известно, как отрицательно воздействуют на хромосомы ЛСД ч марихуана. Потребление алкоголя как причина врожденных аномалий также находит солидное подтверждение в исследованиях. Проведенное обследование 633 матерей показало, что 17% младенцев с врожденными пороками рождены матерями, употреблявшими во время беременности спиртное. Серьезность и частота аномалий соответствовали частоте и количеству потребляемого алкоголя.
К другим факторам риска, воздействующим на плод, относятся питание матери, материнские заболевания и стрессы, пережитые матерью. Плод быстро растет между 26, и 32-й неделей беременности. Недостаточное потребление белка и калорий в это время может постоянно сокращать число мозговых клеток до уровня 40% от нормального. Хронические заболевания матери, особенно диабет, болезнь сердца и анемия, увеличивают степень риска для плода. Состояние глубокого стресса у матери также может вызвать биохимические реакции, способные изменить электрическую активность головного мозга эмбриона, вызвать неонатальные осложнения и неврологические аномалии.
Рождение. Наибольший риск при рождении представляет кислородное голодание. Оно часто вызывает незаметное повреждение головного мозга, которое может дать о себе знать лишь спустя несколько лет в виде повышенной возбудимости, неспособности сконцентрировать внимание и агрессивных проявлений или же как серьезный порок, такой, как замедленное развитие или церебральный паралич. Кислородная недостаточность может возникать вследствие нерегулярного кровоснабжения плода в процессе родов, давления на пуповину, ягодичного предлежания плода, преждевременного отделения плаценты от маточной стенки, имплантации плаценты около или поверх шейки матки, приема лекарств роженицей в момент родов, неспособности активации респираторной системы и понижения температуры тела новорожденного после родов.
Адаптация новорожденного ко внеутроб-ной жизни измеряется одной минутой и еще пятью минутами после рождения по системе В. Апгара (В. Апгар и др., 1958). Смертность новорожденных, как и последующие неврологические дефекты, соответствует низким показателям по Апгару. Его школа учитывает цвет новорожденного, сердцебиение, ре-
флекторную возбудимость, мышечный тонус и респираторное усилие.
Лекарственные препараты, принимаемые матерью, могут замедлить активизацию респираторной системы новорожденного, создавая угрозу кислородной недостаточности. Понижение температуры тела новорожденного делает невозможным образование сур-фактина — тонкого слоя, который выстилает легкие. В результате легкие не раскрываются и новорожденный испытывает кислородное голодание.
Преждевременные роды. Дети, рожденные ранее 37-й недели беременности или имеющие вес менее 2,5 кг, считаются недоношенными. Они составляют 8% от всех рождаемых в США. Респираторные осложнения — общее явление среди недоношенных. Опасна также инфекция, особенно во вторую неделю жизни. Среди недоношенных детей чаще встречаются случаи замедленного умственного развития, церебрального паралича, судорог и позднейшей гиперактивности, нежели у детей доношенных. Хотя первые признаки развития ребенка, такие, как способность улыбаться, сидеть и ходить, чаще всего запаздывают, здоровые недоношенные дети обычно догоняют доношенных к двум или трем годам.
Детство. Аллергические заболевания — одна из наиболее распространенных проблем детского здоровья в США — почти треть детей, не достигших 17 лет, страдают аллергией. Некоторые наблюдатели полагают, что имеет место недооценка роли аллергии как возбудителя широкого спектра других заболеваний. К возбудителям аллергической реакции относятся аллергены ингаляционные (пыльца, плесень, споры, перхоть животных), пищевые (продукты, лекарства), контактные (растительные масла, косметика, одежда, моющие средства), лекарственные (лекарства, сыворотки) и инфекционные (бактерии, вирусы). Кроме широкого спектра физических симптомов аллергические реакции могут проявляться как переутомление, гиперактивность, умственная апатия, а также тупость, замешательство, непродолжительность концентрации внимания, перепады настроения, бессонница, раздражительность и ощущение беспокойства.
Старение. Старение сопровождается угасанием различных функций. Здесь надо упомянуть о возможных биологических факторах, которые надо знать практическим работникам, ибо их часто не принимают во внимание даже врачи. Например, речь идет о
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
416
том, что 12% пожилых людей ограничены в своей деятельности вследствие наличия хронических заболеваний. Симптомы умственного расстройства или сумеречного сознания являются общим явлением в старческом возрасте и часто рассматриваются как специфически старческие. Огромное количество разнообразных факторов, многие из которых поддаются лечению, могут вызвать старческое слабоумие. Симптомы могут возникать вследствие излечимых физических заболеваний, как реакция на лекарства или ущербное питание.
К различным физическим болезненным состояниям, поддающимся лечению, относятся: сужение кровеносных сосудов, питающих мозг, которые можно расширить с помощью биохимических средств; коагуляция и свертывание кровяных клеток в связи с замедлением кровотока, вызванного сужением сосудов, что можно лечить антикоагулянтами; гиперемированный сердечный приступ, в результате чего уменьшается приток крови к головному мозгу; анемия, которая лечится диетой и витаминами; высокое кровяное давление, дисфункция щитовидной и околощитовидной желез, недостаточность или избыток надпочечных гормонов, что также можно лечить медикаментозными средствами.
Однако лекарства, назначаемые для лечения многих заболеваний в пожилом возрасте, способны, в свою очередь, стать причиной ментальных и эмоциональных реакций. Часть людей, принимающих лекарства, ощущают отрицательную реакцию вследствие особой чувствительности организма, неправильной дозировки, взаимодействия конкретного лекарства с другими, принимаемыми одновременно, или взаимодействия конкретного лекарства с пищевыми продуктами. Насчитывается почти 80 наименований медикаментозных средств, обладающих возможным ментальным воздействием в качестве побочного эффекта и обычно назначаемых при многих заболеваниях, включая высокое кровяное давление, расстройство щитовидной железы, ангину, инфекционные заболевания, бессонницу, состояние беспокойства, депрессию, аллергию и артрит. Данного рода лекарства сами по себе или в сочетании с другими лекарственными компонентами или определенными пищевыми продуктами могут вызвать ментальные симптомы.
Причиной расстройства умственной деятельности пожилых людей может стать и пищевая недостаточность. Дело здесь не только в неадекватности потребления определенных питательных веществ, но и в неспособности
организма хорошо их усваивать или во вмешательстве в процесс использования организмом этих веществ (даже если они усвоены). Пожилые люди часто испытывают недостаток в различных видах витаминов, в фолие-вой кислоте, калии, магнии и цинке. Недостаточность этих веществ может вызвать состояния путаницы, ослабление памяти, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, депрессию, галлюцинации, бессонницу, апатию и потерю ориентации.
Неполноценность в детском возрасте
Приблизительно в каждой седьмой семье имеются дети с недостатками — от незначительных физических аномалий типа родимого пятна на лице до функциональных нарушений с локализацией поражения, таких, как неспособность приобретения специфических образовательных навыков; от серьезных увечий, как слепота, глухота, замедленное умственное развитие, ортопедические и неврологические нарушения, до нарушений, возникающих в результате хронического или изнуряющего заболевания типа астмы или дистрофии мышц или же тяжелых и фатальных заболеваний типа лейкемии. Широко распространено мнение об органической этиологии большинства детских увечий.
Если увечье существенно и возникает при рождении, оно может сказаться на развитии привязанности между родителями и ребенком. Если, однако, неполноценность проявилась спустя длительный период, у родителей с ребенком могла уже установиться тесная связь. Эта связь имеет важное значение для родителей в плане оказания эмоционального воздействия на ребенка и организации необходимого ухода и воспитания.
Тяжесть увечья или недоразвитости может усилить внимание родителей к ребенку, однако прямой зависимости между степенью тяжести детского порока и родительскими чувствами в проведенных специальных исследованиях обнаружено не было. Для некоторых родителей даже родимое пятно на лице ребенка может стать серьезной травмой. Ортопедические аномалии и слепота оказываются серьезным барьером для материнской привязанности вследствие значительного несоответствия нормальному состоянию, из-за опасения, что ребенок останется физически зависимым или беспомощным в течение неопределенного периода или что он никогда не сможет установить зрительный контакт с матерью, который в значительной степени усиливает материнскую заботу.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Огромный удар могут нанести финансовые сложности, возникающие в связи с особыми потребностями некоторых детей-инвалидов. Не обеспеченные страховкой медицинские счета, необходимость для матери сидеть дома, а не работать, а для отца — подыскивать вторую работуилиже необходимость переезда в другое место с более подходящими условиями для лечения или учебы могут создать серьезные финансовые, а также эмоциональные сложности для семьи.
Уход за беспомощным ребенком часто опустошает физически и эмоционально. Учитывая многочисленные стрессы, которые подстерегают родителей, не приходится удивляться, что супруги, имеющие детей-инвалидов, чаще сталкиваются с супружескими проблемами, разводятся, кончают жизнь самоубийством и становятся алкоголиками.
Роль социального работника. Социальные работники часто имеют возможность обсудить состояние ребенка с его родителями. Профессиональные работники часто вовлекают родителей в дискуссии о том, что еще они могут сделать и как они могут помочь ребенку. Этого делать не следует. За такими действиями стоит установка на социал-дарвинизм, согласно которой члены семьи сами должны нести свою ношу, сколь бы непосильна она ни была. Неспособность общества обеспечить финансовую помощь, необходимые услуги, альтернативное жилье и временную передышку для родителей часто проходит мимо внимания профессионала, который усугубляет своими беседами и без того достаточно напряженное эмоциональное, физическое и финансовое положение семьи. Хотя профессионалы должны информировать родителей относительно методов и средств улучшения ухода, в то же время им следует избегать дополнительного осложнения ситуации.
Социальные работники должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившимся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склонны выражать свои чувства. Социальный работник всегда должен быть честным и откровенным. Бывает необходимо повторить объяснение несколько раз, ибо горе или обеспокоенность мешают родителям полностью усвоить информацию сразу. Важно интерпретировать ситуацию в терминах реальной надежды, выявить позитивные качества больного ребенка. Родители должны быть осведомлены о реальных альтернативах и участвовать в поиске имеющихся возможностей ухода за ребенком, его воспитания и обуче-
ния. Будущее следует рассматривать с точки зрения максимального использования потенциала ребенка и не пытаться "нормализовать" ребенка. Стремление к нормальности может привести к разочарованию и огорчению, а в результате породить чувства неудачи и неадекватности. Целесообразно помочь членам семьи осознать как обычные, так и особые потребности ребенка и соответственно реагировать на них. В изматывающей и безнадежной ситуации всегда желательно помочь родителям научиться решать сиюминутные проблемы. Если родители научатся справляться с ситуацией и жить сегодняшним днем, у них появится надежда и ощущение компетентности.
Родителей необходимо поставить в известность о существовании групп поддержки для семей с одинаковыми проблемами. Опыт других людей, переживших такой же стресс и горе, будет нелишним. Участие в акциях защиты в группе страдающих от детской инвалидности помогает побороть чувство беспомощности и ощущение одиночества, которые часто испытывают семьи с больными детьми.
Неполноценность среди взрослых
Молодые и пожилые становятся калеками в результате самых разных заболеваний и несчастных случаев. Превращение человека в зрелом возрасте в инвалида, помимо эмоционального переживания, влечет за собой множество проблем физического, социального и внешнего характера. Чуткое отношение практического социального работника к гамме стрессовых переживаний инвалида — решающее качество, позволяющее ему быть полезным. Кроме того, социальные работники должны побороть в себе чувство отвращения в случае наличия физической аномалии или чувство жалости, дискомфорт по отношению к взрослым с физическими недостатками, как и другие негативные чувства, способные вызвать желание избегать больного.
Неполноценность влечет за собой утрату физических или умственных функций организма или сразу обеих. Хотя потеря физических функций вызывает чувство страха и безысходности, исследователи склоняются к мысли о том, что перспектива утраты умственных способностей — превращение в "ненормального" — более губительна. Равным образом в отношении прогрессирующих болезней страх усиливается от сознания того, что завтра (в следующем году или через 10 лет) ухудшение примет еще более угрожающие формы.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
418
Реакции на утрату физических функций. Больные, страдающие раком, болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом, дистрофией мышц и др., сталкиваются с прогрессирующим ухудшением симптомов — от появления боли и тошноты до дрожания, нетвердой походки, невозможности самостоятельно есть и одеваться, слюноотделения, неспособности глотать и боязни задохнуться, упасть и наткнуться на вещи. Для некоторых болезней также характерна замедленность понимания, ответной реакции и передвижения. Утрата способности говорить, даже если мозг остается абсолютно неповрежденным, является огромным ударом.
Люди, страдающие хроническими непрогрессирующими заболеваниями (такими, как церебральный паралич или мозговая травма), могут переживать любые симптомы, характерные для прогрессирующих расстройств. Основная разница состоит в том, что при непрогрессирующих заболеваниях больному не приходится опасаться дальнейшего ухудшения. Эти больные вполне могут адаптироваться к своему болезненному состоянию. В случае же прогрессирующих заболеваний постоянно требуется привыкать к новым условиям.
Больным иногда трудно справиться с физическими симптомами по двум причинам: из-за очень низкого энергетического уровня и отсутствия мышечного контроля. Здоровый супруг или друг часто должен брать на себя родительскую заботу о больном, физический уход. Дисфункция рук, например, часто приводит к тому, что все бьется и проливается. Простейший вид деятельности, как заваривание для себя чашечки растворимого кофе или выкуривание сигареты, вызывает страх разлить горячую воду или поджечь дом.
Смущение или унижение. Некоторые заболевания, особенно неврологического свойства, приводят к такому поведению больного, которое вызывает легкое смущение или даже отвращение. Сюда входят судорожные движения, недержание мочи и фекалий, расстройство речи и др. Чувство стыда, смущения и унижения присущи больным с подобными внешними проявлениями. Частые припадки в общественных местах унизительны для людей, страдающих эпилепсией. Проявление подобных симптомов у больных приводит в замешательство также и членов семьи.
Стадии реакции на диагноз. Психологическая реакция на диагноз прогрессирующей болезни нашла свое концептуальное выражение в виде теории стадий, прототипом
которой является модель стадий в процессе признания неминуемости смерти (Э. Кюб-лер-Росс, 1969). Предложенная модель отмечает несогласие, возмущение, которые сменяются примирением, депрессией и признанием и применима к болезненным состояниям, которые неминуемо должны закончиться летальным исходом в недалеком будущем. Были также предложены модели, применимые к состоянию хронической недееспособности, включающие в себя отрицание и шок, беспокойство, гнев или чувство вины, депрессию и психологический гомеостаз (А. Фалек, 1979). В целом отчаяние больного сменяется периодом ощущения несправедливости. Больные могут возмущаться, злиться или испытывать чувство зависти к здоровым родственникам или знакомым и чувство враждебности по отношению даже к тем людям, которые заботятся о них.
Депрессия. Депрессия возникает в результате утраты способностей, неосуществленных надежд и желаний, увеличения физической зависимости от других людей, потери контроля над собственной жизнью и неспособности к ранее приятным видам деятельности, которые теперь стали источником боли и смущения. Депрессия — характерный признак, сопровождающий большинство заболеваний и несчастных случаев, приведших к инвалидности.
Неуверенность. Трудности постановки диагноза и неопределенность дальнейшего хода болезни, даже если диагноз не вызывает сомнений, вызывают неуверенность у членов семьи, часто заставляя их опасаться самого худшего.
Боязнь рокового приступа. Больные и члены семьи могут жить в постоянном страхе перед смертельным приступом — и когда состояние больного представляет явную угрозу для жизни (например, в случае сердечного приступа или припадка), и когда побочные явления (падение, удушье, потеря сознания) могут повлечь за собой серьезные физические травмы или даже смерть. Страхи последнего вида обычно возникают при эпилепсии и других заболеваниях, связанных с нарушением моторно-двигательной функции.
Маргинальность. Другая проблема, связанная с потерей физической функции, получила название маргинальности, или феномена пограничное™. Это понятие относится к людям с минимальным увечьем, которые могут жить на грани между болезнью и здоровьем. Больные часто утомлены, ослаблены или ощущают дискомфорт, но не имеют
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
еще внешних признаков болезни. Они могут испытывать двойственные чувства в связи с подобной ситуацией, стараясь делать вид, что все идет нормально, и одновременно пытаясь преодолеть усталость или другие тревожные симптомы. Ожидания семьи и окружающих в отношении больного уже человека остаются при этом прежними. Это может вызвать у больного дополнительный стресс.
Перестройка норм жизни. Адаптация к хроническому заболеванию, связанному с физической недееспособностью, требует от больного переоценки ежедневной деятельности, отвыкания от приобретенных с детства норм общественного поведения. В качестве наглядного примера можно сослаться на потерю контроля за функцией мочевого пузыря. Больные бывают вынуждены прибегать к пеленкам. Неприкрытая реальность физического состояния может обозначиться задолго до того, как человек эмоционально и умственно перестроился.
Адаптация к физической зависимости. Обращение за помощью в ситуациях, когда просьба вполне уместна, может показаться больному проявлением слабости и поражения. Члены семьи должны тщательно разграничивать случаи, когда помощь действительно необходима и когда она усиливает чувства неадекватности у больного.
Проявления агрессивности. Проявления агрессивности приобретают новое значение для семей инвалида. Считается недопустимым сердиться на больных людей. Больные и немощные люди и сами могут опасаться проявлять раздражение или гнев, потому что они понимают, какой обузой являются для супругов, детей или других родственников; давая выход гневу, они могут лишиться привязанности со стороны и без того измученного родственника.
Сексуальные проблемы. Сексуальные осложнения представляют весьма острую проблему. Больным иногда помогает индивидуальный совет или групповая консультация по вопросам секса. Однако для некоторых подобное обсуждение является слишком болезненным.
Компетенция. Компетенция — еще одна зона уязвимости для больного. Сомнения относительно умственных способностей больного, сколь бы основательными они ни были, часто заставляют членов семьи, врачей и других специалистов относиться к больным как к не людям, что находит выражение в утаивании информации, "успокаивании" ложью, исключении больных из участия в процессе
принятия решений, касающихся их собственной жизни, или в привычке говорить о них в их же присутствии так, словно тех нет. Подобное поведение унижает достоинство больных и часто пугает их. Оно усиливает в них самые серьезные опасения относительно сложности их положения и потери функций головного мозга.
Переживания членов семьи. Для семей с физически недееспособным членом характерны некоторые общие заботы и переживания. Прежде всего, общей реакцией является отказ. Супруги могут испытывать непомерную тяжесть от постоянной физической помощи, необходимость которой вызвана состоянием больного; круглосуточный уход может стать чрезвычайно обременительным даже для здоровых, энергичных и преданных родственников. Когда признаки болезни неприятно действуют на окружающих, травмирующий характер прогулок с больным может побудить семью вообще отказаться от них. Принимать гостей дома становится сложным и далеко не увеселительным мероприятием. Не исключено, что супругам придется взять на себя новые и непривычные обязанности по уходу за больными людьми. Раздражение — правомерная реакция на исключительно тяжелую ношу, влекущую за собой утрату радостей и удовольствий. Широко распространена депрессия среди супругов и других членов семьи. Супруг (ребенок, родитель) может лишиться дружеского отношения, любви и ухода по мере того, как его физическая беспомощность будет требовать все большего внимания и времени.
Утрата умственных функций. При некоторых заболеваниях происходит нарушение функций головного мозга. Больные могут терять ориентацию и становиться забывчивыми. Им может быть трудно поддерживать беседу. Они могут стать подавленными, замкнутыми и скрытными или же подозрительными и злобными. У них может заметно меняться настроение, возможны неуместные смех или слезы. Может иметь место ипохондрия. Изредка возможен явный психоз с галлюцинациями или бредом. Для таких заболеваний, как хорея Хантингтона, характерны буйство или агрессивность. При старческом слабоумии больные могут выкрикивать непристойности. Люди с поражением мозга могут испытывать изменения в характере — от мягкости к суровости.
У пациентов с нарушениями функций мозга чаще всего ослаблена способность социальной восприимчивости. Они могут быть эгоцентричными, импульсивными, нетерпе-
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ливыми или раздражительными, у них может отсутствовать способность к сопереживанию и самостоятельному мышлению. Они могут быть дезорганизованы и не способны планировать или совершать какие-то действия. Они часто формулируют свои намерения, но не осуществляют их, могут подчеркивать свою зависимость от других, бурно реагировать на возбуждающие стимулы, требовать немедленного удовлетворения своих потребностей, проявлять глупость или повышенный (пониженный) интерес к сексу. Больные теряют способность учиться на опыте, хотя их мозг способен абсорбировать информацию. Эти изменения ставят в тупик членов семьи, которые помнят больного до болезни, и могут вынудить их чувствовать себя обманутыми, испытывать гнев или же вину за проявление подобных чувств по отношению к беспомощному человеку.
Члены семьи часто интересуются тем, какие промахи в своем поведении они допускают, и верят — иногда при поддержке специалистов, — что их отношение к больному влияет на изменения в его поведении. Когда больной возвращается в нормальное состояние после внезапно возникшего нарушения мозговой деятельности (такого, как припадок или травма головы), члены семьи чаще всего сначала проявляют внимание и заботу. Радость по поводу выздоровления больного, однако, может смениться нетерпением, раздражением и завершиться озлоблением, когда с восстановлением нарушенных функций все более раздражительный, требовательный и недовольный больной либо делает незначительные усилия, либо не делает вообще никаких усилий для возвращения к своим обычным обязанностям. Семья долго не понимает того, что любимый человек уже не тот, кем он был до болезни. Ни увещевания, ни попытки убедить или уговорить больного не способствуют нормализации положения.
Внешние источники стресса. Помимо таких источников стресса, как нарушения физических и умственных функций, положение больных и их семей усугубляется экономическими и социальными факторами. Финансовые трудности почти общая проблема. Программы финансовой поддержки для нетрудоспособных большей частью гарантируют лишь существование на уровне бедности. Неспособность больного зарабатывать деньги, огромные счета за медицинское обслуживание и потребность в дорогостоящей помощи — все это способствует превращению финансовых проблем в основной компо-
нент тех сложностей, с которыми сталкиваются больной и его семья.
Чтобы получить право на бесплатное медицинское обслуживание, членам семьи приходится часто потратить все свои сбережения. Это означает фактически, что из-за несчастья семья теряет все, что заработала за свою жизнь.
Непродолжительный характер или полное отсутствие необходимой помощи, медицинского обслуживания на дому, обеспечения транспортными средствами, возможности для общения больного с другими людьми и прежде всего предоставления семье временной передышки усиливает горе семьи и значительно увеличивает страдания больного и его близких. Решение по типу "все или ничего" в отношении госпитализации больного есть лишь печальный комментарий к проблеме смертности в нашем обществе с его неадекватной системой оказания альтернативной помощи и стационарного обслуживания для хронических больных и нетрудоспособных детей.
Уход за больным исключительно в домашних рамках лишает его возможности общения с людьми, страдающими аналогичными недугами, которое могло бы стать ценным источником эмоциональной поддержки и дружеского участия. Это усиливает у больного восприятие себя как обузы для близких, а стрессовое напряжение порождает враждебность между больным и членами его семьи.
Госпитализация или другое стационарное лечение, с другой стороны, лишает боль ных семейной жизни, ограничивая связи с обществом рамками медицинского учреждения, дегуманизирует их и часто становится для больных фактически разновидностью тюремного заключения. Нередко у больных возникает ощущение, что семья отказалась от них. Семьи тоже терзаются чувством вины за то, что они "бросили" своего близкого.
Частичное обслуживание больного вне дома, умело сочетаемое с домашним уходом, могло бы существенно смягчить отрицательное воздействие полного альтернативного обслуживания. Существует большой спрос на госпитализацию на день, на ночь, рабочий день, выходные дни и др., как и на приюты стационарного типа, дома группового проживания, семьи, которые добровольно берут на себя обязанности по уходу за больными, и на жилье специального типа для больных, страдающих более легкими недугами. Общество должно создать такие возможности. Необходимо объединить усилия больных, членов их
421
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
семей и профессионалов, чтобы довести до внимания общественности наличие таких потребностей, добиться оказания финансовой поддержки и обеспечить компетентное исполнение.
Физическая природа психологических проблем
Диагностика умственных заболеваний составляет главную проблему для практического социального работника. Сталкиваясь с бесчисленным множеством учреждений — от психиатрических лечебниц до детских больниц, школ и клиник, в том числе геронтоло-гических служб, социальные работники ежедневно участвуют в определении психического состояния людей и консультировании. Процент неверных диагнозов очень высок.
Психологические проблемы часто порождаются чисто физическими причинами. Облегчение состояния многих людей наступает в результате физиологического вмешательства (назначение лекарств, изменение диеты или отмена лекарства). В ряде случаев никакие советы не могут решить проблему, поскольку она имеет физиологическую подоплеку. Чтобы эффективно действовать в подобных ситуациях, практическому социальному работнику полезно знать, что малейшая неврологическая дисфункция может спровоцировать агрессивное поведение, что гипогликемия (при диабете) может стать причиной эмоционального расстройства, а назначенное лекарство — причиной потери ориентации и трансформации личности. Не зная об этом, он, вероятнее всего, сосредоточится исключительно на межличностных отношениях, которые могут быть скорее следствием, а не причиной. Заниматься только следствием надо тогда, когда глубокий анализ покажет, что ничего нельзя изменить в самих причинах. Если такой анализ не проведен, то внимание к межличностным взаимодействиям может просто помешать выявлению причин.
К психическим расстройствам, вызываемым или в значительной степени определяемым биологическими факторами, относятся нарушение внимания, эпизодическая неуправляемость, общая депрессия, маниакальное депрессивное расстройство, аутизм, шизофрения, острая форма алкоголизма, некоторые виды антиобщественного поведения и специфические нарушения развития (неспособность учиться). Следует учесть, что список известных факторов, вызывающих эмоциональные расстройства и нарушения
познавательной способности, включает обширный перечень метаболических, инфекционных, сосудистых, эндокринных, неврологических заболеваний и опухолевых новообразований и таких причин, как токсические вещества, травмы головы и пищевая недостаточность.
Роль социальных работников
Предшествующее обсуждение роли биологических факторов во многих ситуациях функционирования детского и взрослого организмов не оставляет сомнений в необходимости учета их в социальной работе.
Общее руководство. Дробление услуг, кадровые изменения, плохая связь между учреждениями и другие препятствия затрудняют использование социальных служб. В случаях длительного заболевания или хронически недееспособного состояния социальный работник по логике вещей должен взять на себя контроль за всем комплексом услуг, получаемых отдельными людьми и семьями, поддерживать контакт с другими социальными работниками и службами помощи, обеспечить максимальную ответственность и выступать в качестве координатора информации.
Обеспечение связи и защиты. Во время длительной болезни или хронической недееспособности может возникнуть потребность в финансовой поддержке, медицинской помощи, юридическом или финансовом совете по проблемам опеки, завещания или финансового вмешательства; может потребоваться совет в отношении получения образования и профессии, особенно для жен, которые вынуждены готовить себя к самостоятельному заработку; может также возникнуть необходимость дневного ухода, надомной работы или работы в мастерских, временной передышки. Если социальный работник встречается с препятствиями, мешающими получить льготы или услуги, тогда на первый план выступает его роль как защитника.
Консультирование Семьи. Для повышения эффективности даваемых членам семьи рекомендаций целесообразно привлечь внимание к общим проблемам, с которыми они сталкиваются. Проблемы, возникающие в семьях пациентов с мозговой травмой, многие из которых также физически недееспособны, чаще всего включают в себя озлобление и фрустрацию, а также горе — естественные проявления эмоций со стороны близких родственников. Достаточно
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
422
тяжело находиться в состоянии хронического раздражения или усталости, вызванном близким человеком. Эти чувства сложнее преодолеть, если они связаны с чувством вины. После долгих месяцев ухода за несчастным, неблагодарным, трудным больным, без надежды на перемены в лучшую сторону близкая родня способна впасть в состояние ужаса или глубокого расстройства вследствие непреодолимого желания скорейшей смерти больного.
Определение больного в стационар, когда домашний уход становится слишком обременительным, является чрезвычайно болезненным шагом для всех участников ситуации. Во многих случаях, однако, это является единственной реальной альтернативой. Чуткость социального работника по отношению к нуждам и настроению больного и его семьи в момент принятия подобного решения может определить успех либо неудачу адаптации к помещению больного в стационар. Смягчение чувства вины у членов семьи — основная задача на данной стадии.
Группы помощи и организация защиты. Группы помощи людей, оказавшихся в одинаковой ситуации, получили широкое распространение в деле оказания содействия инвалидам и их семьям. В случаях инвалидности эти группы эффективны на стадии определения диагноза и на всем протяжении болезни. Основные цели этих групп заключаются в том, чтобы просветить больных и их родственников относительно заболевания, организовать помощь со стороны людей, столкнувшихся с аналогичной проблемой, разрушить возникающую в боль шинстве случаев социальную изоляцию. Одновременно группы помощи способствуют распространению информации об имеющихся возможностях, включая различные методы приспособления к ситуации, наработанные людьми с аналогичными проблемами. Эти группы помогают больным повысить самооценку и переосмыслить свою жизнь с позиций изменившихся способностей и возможностей.
Нередко люди, оказавшиеся в похожей ситуации, могут оказать более эффективную помощь, чем профессионалы. Однако профессиональный опыт часто находит полезное применение в планировании и создании групп, в обеспечении связи и разрешении конфликта, в смягчении возникающих разногласий. Вместе с тем группы самостоятельной помощи и поддержки не следует переоценивать в качестве источника содействия отдельным лицам и семьям.
Системы естественной помощи. Помимо групп людей с одинаковыми проблемами, как главного компонента в системе по мощи, огромный потенциал имеет естественная помощь. Например, сосед, ощущающий свое одиночество и никчемность, мог бы найти себя, присматривая за больным, так чтобы ухаживающий за ним человек мог хотя бы ненадолго отлучиться.
Заключение
Итак, биологические факторы имеют огромное значение не только для физических функций человека, но и для деятельности мозга в любом возрасте. Вмешательство соци альных работников в решение психических и умственных проблем может принимать самые разные формы и давать неплохие результаты.
Гарриетт Ц. Джонсон
См. также: Взрослые; Дети; Женщины; Мужчины; Неполноценность психическая; Неполноценность физическая; Подростки; Эволюция человека: психологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект
• Apgar V., et al. (1958). Evaluation of the Newborn Infant—Second Report.— Journal of the American Medical Association, 168,1985. • Baker С. E. (Ed.) (1982). Physician's Desk Reference. Oradell, N. J.: Medical Economics Books. • Falek A. (1979). Observations on Patient and Family Coping with Huntington's Disease.— Omega, 10, 35—42. • Kubler-Ross E. (19C9). On Death and Dying. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Specht R., Craig G.J. (1982). Human Development: A Social Work Perspective. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Психологическая сторона эволюции человека, т. е. закономерностей процесса его индивидуальных изменений на протяжении всей жизни, всегда занимала центральное ме сто как в практике социальной работы, так и
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
в обучении. Эта сторона и сегодня остается актуальной, но спорной проблемой. В последние 50 лет психологические компоненты понимались как синонимы познания, восприятия, эмоций, темперамента или поведения. Психологическая деятельность может рассматриваться как поведение внутри- или межличностное, т. е. либо как относящееся к людям вообще, либо как феномен, направленный на саморазвитие и постоянно изменяющийся на протяжении жизненного цикла индивида. На психологию может оказывать влияние взаимодействие таких факторов, как развитие личности, первичный и вторичный жизненный опыт, а также культурные, социальные и другие факторы окружающей жизни. Работники сферы социальных услуг в своей практической деятельности и в обучении опираются на различные психологические проявления человека в зависимости от конкретно решаемой задачи.
Независимо от профессиональной подготовки практического работника, во всех сферах социальной работы постоянно присутствуют и являются немаловажными психологические детерминанты. Психологические процессы проявляются в таких видах деятельности, как организация планирования, ведение переговоров и принятие решений на макроуровне. В непосредственной (микро) практике специалисты, пытаясь совместить потребности человека с требованиями общества, в значительной степени основываются на психологии. Кроме того, социальные работники испытывают гордость, если в конкретной жизненной ситуации клиента им удается совместить его человеческие потребности с ожиданиями общества. Подход с эволюционных позиций, понимание, что человеческие существа изменяются в зависимости от той или иной окружающей ситуации, особенно полезны в плане оказания надлежащих услуг.
Психологическая эволюция
Независимо от того, рассматривается ли развитие человека как поступательный ход жизни индивида (Э. Эриксон, 1982) или как изменение его опыта (М. Блум, 1984; Н. Да-тан и Л. Гинсберг, 1975; X. Маас, 1984), в любом случае ясно, что людей можно эффективно изучать и с ними можно работать на благо развития их потенциала. Далее, то, что прежде считалось патологическим или деви-антным поведением, сегодня рассматривается как обычные, но неуместные и преждевременные проявления эволюции индивида (Р. Кеган, 1982).
Термин "эволюция" относится к упорядоченным и последовательным изменениям во всех сферах функциональной деятельности индивида. Изменения могут происходить в одной или в нескольких сферах, так же как в их взаимосвязях. Важно, что изменения, связанные с жизненным циклом человека, эмпирически предсказуемы и поддаются планированию. Хотя они происходят непрерывно, некоторые из них возникают просто как результат объективного течения времени, чаще же всего они требуют соответствующего опыта. Эволюция означает, что человек находится в состоянии постоянного изменения и что с изменением меняются и жизненные обстоятельства. Понимание непрерывности процесса изменения, в котором различимы ожидаемые эволюционные и индуцированные обществом фазы всего жизненного цикла индивида, нашло свое выражение в постулатах 3. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Пиаже и в меньшей степени в работах Л. Кольберга (1976) иД. Левинсона (1978), атакжевисс-ледованиях, специально адаптирующих общие теории развития к социальной работе. Жизнь меняется на каждом этапе, и каждая сфера жизни дает свой опыт, в зависимости от возраста человека, его мудрости или профессионального уровня, а также от характера момента, кризисного либо стабильного.
Психологическое развитие может охватывать биологические или генетические аспекты, оказывая воздействие на анатомическое строение и на развитие способностей, особенно на рост организма и его созревание (наиболее известна в этой области работа А. Л. Гезелля; см. такжеМ. СмартиР.Смарт, 1982). В социальной работе и системе профессионального обучения в данной области всегда признавались биологические потребности человека, но эта область знания никогда не была главной при изучении и решении психологических или жизненных проблем клиентов. Однако когнитивное, поведенческое и эмоциональное развитие человека и его функциональная деятельность заняли важное место в системе обучения и в практике социальной работы.
Когнитивное развитие. Эволюцию индивида можно интерпретировать как когнитивное развитие. Это толкование рассматривает процессы обобщения и рассуждения как детерминанты человеческого поведения (Пиаже, Выготский, И. Брунер, а также К. Брайнерд, 1976). Несмотря на то что работы в области когнитивной психологии, особенно обширные исследования Пиаже, нашли широкую аудиторию в академических
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 424
кругах психологов, специалистов по проблемам образования и детскому развитию, они оказали незначительное воздействие на сферу социальных услуг.
Социальные работники решительно повернулись к когнитивной психологии скорее как к теории личности, а не как к обширному источнику знаний, накопленных психологами в области развития человека. Когнитивная теория личности постулирует, что человеческие эмоции являются функцией мышления человека (А. Эллис, 1962).Последние 10лет социальная практика нередко учитывала это познавательное измерение. Когнитивный подход исходит из того, что как человек постигает (обдумывает и понимает) ситуацию, так он чувствует и действует. Дж. Лантц (1978) писал: "Когда мысли и убеждения людей рациональны, их эмоциональные функции не нарушены. Когда их мысли и убеждения иррациональны, у них появляются эмоциональные расстройства, различные психиатрические симптомы и признаки дисфункционального поведения. Обязанность (социального работника) — помочь клиентам изменить иррациональные мысли и убеждения, которые вызывают подобное расстройство эмоционального состояния".
Этот когнитивный или бихевиорально-когнитивный подход, в сущности, является линейным; он рассматривает нарушение эмоциональной деятельности человека и его поведение как следствия неадекватного восприятия и формирования идей, связанных с представлениями людей о самих себе и о своей жизненной ситуации. Именно коррекция этих ошибочных концепций, которые часто лежат за пределами понимания тех, кому они принадлежат, требует вмешательства социального работника.
Бихсвиоральное развитие. Эволюцию можно также рассматривать в контексте изучения поведения (наиболее известные психологи, работающие в этом ключе, — Б. Ф. Скиннер и А. Бандура, см. А. Бандура, 1977).
Все принципы бихевиоризма в целом базируются на том, что поведением людей определяется течение их жизни, т. е. что имидж человека, как и его самовосприятие, определяется его поступками. Следовательно, в социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов — оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Компетентное поведение предполагает такое познавательное и поведенческое усилие, в котором манера поведения клиентов и
их собственное понимание своей жизненной ситуации приводятся в соответствие с требо ваниями реальности, которая заставила их искать помощи.
Бихевиоральная (как и бихевиорально познавательная) основа социальной практи ки строится на линейной концепции человс ческой жизни и вмешательства в нее. Кроме того, эта форма социальной работы внутрен не связана с дополнительными параметрами социальных наук, а именно предполагает следование эмпирической методике, доверие к исследованию и непоколебимую веру в ра циональность человека.
Эмоциональное развитие. Эволю ция описывается также с помощью аффек тивного эмоционального измерения, в кото ром эмоциональные переживания считаютсн первичным фактором, определяющим жиз ценный опыт человека. Десятилетия назад психоаналитические принципы считались самыми важными, особенно разработанные 3. Фрейдом и позднее изложенные в теории социальной психологии Э. Эриксона (см. Г. Майер, 1978). В последнее время особую значимость приобрели исследования в обла сти психического взаимодействия и концеп ции привязанности и связи (М. Айнсворт, 1972; Р. Кеган, 1982; Л. Сроуф, 1978).
Психоаналитическое мышление не толь ко пропитало воззрения социальных работ ников на человека, но и распространилось ни все западное мышление, чего бы оно ни каса лось — воспитания детей и человеческих от ношений, образования и бизнеса, искусства и литературы, деятельности социальных ра ботников. В настоящее время, несмотря на некоторый спад, оно сохраняет свое воздейст вие. Современные социальные работники, стремящиеся исходить из главенствующей роли аффекта в функциональной деятельно сти человека, зависят отчасти от понятий пси хологии "Эго". Однако они склонны искать альтернативные варианты или дополнении среди широкого спектра понятий, имеющих отношение к иррациональной, эмоциональ ной стороне человеческой жизни. Такие понятия включают экзистенциальные, экспериментальные, "чувственно-реактин ные" формулировки, а также более эмпири чески обоснованные идеи, касающиеся чело веческой взаимозависимости (Р. Кеган, 1982; X. Маас, 1984; Л. Сроуф, 1978). Урав нивание эмоций со степенью социальной за действованности человека переводит пара метр аффекта из чисто личностной теории п область эволюционной теории, предполагаю щей нелинейную (контекстную) структуру.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Независимо от того, какую разновидность теории эмоций предпочитает социальный работник, пока аффект гипотетически принимается за доминирующий в жизни фактор, принято считать, что он определяет природу поведения человека и его понимание жизненной ситуации. Также принято считать, что с изменением аффекта индивид сможет понять и более эффективно отреагировать на непосредственные требования со стороны общества (Г. Майер, 1976).
То, что раньше считалось принадлежащим исключительно к области эмоциональных процессов, в настоящее время рассматривается и исследуется как часть физиологического (Дж. Хуфер, 1981) и неврологического (Г. Готтлиб, 1982) склада людей. Эмоциональная энергия тесно переплетается с биохимическими процессами человеческого организма и работой электронного аппарата его нервной системы. Химические препараты (лекарства) могут очень сильно воздействовать на психическое состояние человека, вызвать эмоциональный дисбаланс или стабилизировать эмоциональное состояние. Эта сфера психосоматических знаний находится в стадии становления; она либо расширит диапазон психологических знаний, либо войдет в психологию как новый раздел — "физиология поведения".
Другие психологические концепции эволюции, такие, как теория самоактуализации А. Маслоу (1962) и теория автономности человека, разработанная К. Роджерсом (1961), также заслуживают внимания. Однако этим концепциям не хватает точности в оценке индивидуального развития, и они нашли незначительное применение в практической деятельности и в системе образования для социальных работников.
Экологический аспект, в 80-х годах возникла совершенно новая точка зрения — экологическая. Она строится на предпосылке многомерности человека и на признании того факта, что его эмоциональные, познавательные и физиологические процессы находятся в состоянии постоянного взаимодействия с окружающей средой. Эта установка требует необходимого учета человеческой компоненты для полного понимания развития человека. Должны быть учтены все виды психологического взаимодействия человека — его семейная жизнь, отношения на работе, социальный опыт и вовлеченность в многогранные системы каждодневных контактов. Экологический подход восходит к теории поля К. Левина и к общей теории систем. Для проведения исследований и практической работы с
людьми экологические теории вводят понятие психически взаимодействующего мышления, включая такие новые термины, как "микросистемы", "мезосистемы" и "макросистемы". Данная модель мышления не ограничивается одним индивидом; напротив, она рассматривает человека в его социально-природном контексте. Такая постановка вопроса требует от работников социального сектора понимания индивидов в их взаимодействии с соответствующей окружающей средой. Работник сферы социальных проблем обязан проявить нелинейные мышление и действия. Для решения проблем человека необходимо воздействовать как на клиента, так и на окружающую среду. Многомерная экологическая или контекстуальная перспектива развития человека открывает также огромные возможности для исследования таких фундаментальных проблем развития человека, как ролевая социализация по полам, а также культурный и расовый плюрализм как фундаментальные проблемы человеческого развития (X. Маас, 1984; Р. Шпехт и Г. Крейг, 1982). В настоящее время нет доминирующей психологической модели. И на практике, и в процессе обучения используются все перечисленные психологические теории — либо по отдельности, либо в эклектическом сочетании.
Критический анализ
Социальная работа как совокупность служб и система подготовки кадров, предпринимающая попытки уменьшить человеческие и структурные стрессы, до тех пор будет переживать кризис, пока не будет выработано единой линии объяснения человеческого поведения и связанной с ним окружающей среды. В равной степени неясно, как должен начинающий специалист овладевать профессией и применять на практике свои знания. Кажется, что терпимое отношение Совета по образованию социальных работников к большому разнообразию учебного материала предполагает ограниченную ответственность перед любой из областей потенциально базовых знаний. Более того, система подготовки специалистов социального профиля столкнулась с трудностями в проведении своих собственных исследований, таких, как анализ Холлиса (Э. Холлис, 1951) и Curriculum Study (Р. Батлер, 1959), которые делали попытку дать психосоциальное определение "социального функционирования" (распространенная формулировка базировалась на медицинской аналогии).
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 426
В течение двух десятилетий после второй мировой войны система социального образования и практика с их обычной приверженностью принципам, ограниченным рамками психоаналитической системы, осложнили установление связи между психоаналитическим познанием и другими системами информации о людях и окружающей их среде. В итоге психологические знания социальных работников были не только спорадическими, но и ограниченными. За два десятилетия после войны психологические исследования и теории таких ученых, как Курт Левин, Ро-бертР. Сире, К. Роджерс и особенно Дж. Пиаже, оказали незначительное воздействие на содержание учебных курсов.
Практические работники социальной сферы и деятели соответствующей системы образования вовремя проявили готовность взять на вооружение понятие "человек-в-си-туации" и сместить свою парадигму в сторону моделирования межпоколенной связи и разнообразия форм этнической, расовой, сексуальной и культурной ориентации в плюралистическом обществе. Социальные работники и их система образования оказались готовыми охватить широкий спектр психологических концепций (П. Гиббс, 1984). Социальная деятельность смело ввела в практику новые психологические ориентиры. В качестве ответной реакции на психоаналитические теории довольно большое число деятелей системы образования и социальной практики с готовностью восприняли принцип исследования поведения с его акцентом на исчисли-мость и верифицируемость. Эмоции, некогда служившие основой психоаналитической базы социальных работников, стали отходить в прошлое социальной работы.
Система образования и социальная работа занимают сейчас относительно независимые психологические позиции, по-прежнему рассматривая эволюцию человека прежде всего с точки зрения его поведения, познавательной и эмоциональной деятельности и оценивая его в основном без учета его общей жизненной ситуации. В ближайшие годы важно будет осознать, что человек и окружающая среда неразделимы; взятые отдельно, они искажаются. Подобная концепция является логическим результатом трактовки человека как многофункционального организма.
Тенденции и проблемы
Приоритет системного мышления вместе с усиленным интересом к эмпирическим исследованиям и возросшими экспериментальными возможностями, включая использова-
ние компьютерной техники, устанавливап связь между психологической основой разни тия человека и управлением энергией. Слс довательно, психологические проблемы ста новятся атрибутами как термодинамических законов, так и психологических гипотс i Идея о том, что действия, мысли и эмоции человека связаны с энергией, делает возмож ным по-новому изучать многие аспекты раз вития межличностных отношений. В буду щем психологи и работники социальной сферы будут обращать все большее вниманнг на весь цикл эволюции человеческой жизни Они перестанут считать исключительно фор мирующим фактором поведение в раннем детстве. Они поймут, что последующий опьи взрослого человека, как и степень развитии рецептивных способностей индивида, также определяет адекватность текущего и последу ющего опытов.
Система образования и практическая де ятельность в области социальной работы в на стоящее время стоят перед тройственной за дачей. Первое: смогут ли они отказаться 01 прежней ориентации на отдельные линейные принципы, такие, как аналитические, бихс виористские или когнитивные теории, и пой ти дальше в направлении нелинейной (кон текстуальной) основы развития. Второе осознают ли они необходимость рассматри вать человеческую жизнь как непрерывную, как континуум. Доказательством принятии этой идеи было бы изучение и практический работа с людьми над проблемами, связанны ми с поступательным развитием человека, еш контекстуальными и личностными обстоя тельствами. Например, взрослый человек так же зависим от окружающей среды, как и ре бенок, хотя социальные требования к взрос лому могут постоянно меняться. Третье: необ ходимо понять, что в социальной рабом необходимо отслеживать проблемы, ставшие актуальными в последнее время: теоретиче екая и практическая компетенция в области проблем поло-ролевой социализации или сексуальности, а также оказание специаль пых услуг в связи со старением, угасанием и смертью и т. д. Изменения, вызванные вме шательством социального работника, дол ж ны контролировать и усиливать процесс раз вития и опираться на него.
Среди многочисленных направлений и достижений современной науки, возможно, ничто так не повлияло на социальную работу, как современное "переоткрытие" эмоций Ученые-социологи настойчиво работают над проблемой интеграции эмоций в существую щие модели познания и поведения. Этот фер
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений