logo
том 3 энц

Концептуальная основа

Проблема ресурсов составляет теоретиче­ский стержень многих взглядов на практиче­скую социальную работу. Это нашло свое от­ражение в концептуальном документе, подготовленном специальной группой, дей­ствовавшей по поручению Национальной ас­социации социальных работников. В нем от­мечается, что главная задача практической социальной работы заключается в том, чтобы помогать людям найти необходимые ресурсы. Аналогичным образом определялись уровни и методы практической работы. Э. Хартман (1983) в обобщенном виде формулирует со­циальную работу как использование "ресур­сов в интересах перемен". Изыскание, оценка и применение ресурсов занимают видное ме­сто в современных концепциях общественной организации и социального планирования. Одна из центральных забот административ­ной работы состоит в том, как распорядиться человеческими ресурсами, а организацион­ная политика воспринимается прежде всего как контроль сотрудников агентств над ресур­сами.

Социальная работа способствует выявле­нию ресурсов системы социального обеспече­ния, при этом необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть неизвестными, недоступ­ными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, фрагментарными, нескоор-динированиыми, сопряженными со злоупот­реблениями или бесхозяйственностью. Зна­чительная часть усилий расходуется на исправление и совершенствование недоста­точно хорошо Функционирующем системы до­ведения социальной помощи до потребителя.

Социальные работники используют ре­сурсы, зыступая в роли хонтролеров, броке-

ров, умиротворителей, посредников, адвока­тов и в особенности организаторов патрона­жа. Необходимо обладать специальными зна­ниями и навыками для того, чтобы найти необходимые ресурсы, довести их до тех, кто в этом нуждается, помочь людям оптимально их применить. Необходимо также обладать особым умением помогать при социальных проблемах и конфликтах, способствуя даль­нейшей общественной интеграции, справед­ливому и взаимовыгодному использованию ресурсов.

Характерный для социальной работы ак­цент на оказание поддержки базируется на двух типах общественных ресурсов, которые используются, чтобы развить внутренние способности и возможности клиента. Один из них — личные ресурсы социального работни­ка: забота, благожелательность в сочетании с реализмом. Полезными ресурсами одновре­менно являются предоставляемые клиенту информации, советы, помощь в оформлении документов. Другой тип — получение клиен­том общественных льгот и услуг, включая фи­нансовую помощь или естественные источни­ки помощи, такие, как церковь и соседи. Клиентам предлагают вступать в обществен­ные группы досуга, добровольческие органи­зации, группы социальной поддержки или более активно принимать участие в их работе.