logo
том 3 энц

Родители как клиенты социальной службы

Американское общество предъявляет все более высокие требования к родителям в от­ношении воспитания детей, хотя оно и не ориентировано преимущественно на удов­летворение нужд детей. Большое значение придается тому, чтобы отцы и матери созда­вали оптимальные условия для роста и разви­тия младшего поколения. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улуч­шения процесса воспитания детей, но нет разногласий относительно необходимости помочь родителям.

Основываясь на споем обширном опыте специалиста по оказанию помощи семьям, В. Сэйтир в 1972 г. охарактеризовала воспи­тание в семье как, возможно, самую трудную в мире работу и выразила убеждение в том, что необходимы широкомасштабные мероп­риятия для обучения родителей. В том же духе высказывается Т. Гордон (1970), крити­куя ситуацию, когда вина за проблемы детей возлагается на родителей, и призывая актив­нее помогать отцам и матерям успешно вос­питывать свое семейство.

Объединение усилий государственных ведомств и частных организаций в деле обу­чения родителей произошло на Националь­ной конференции по социальной работе в мае 1954 г. Уже тогда меры помощи родителям рассматривались как неотъемлемая часть культуры современного общества.

В сфере образования, как отметили Р. Стром и А. Джонсон (1974), только с 1971 г, педагоги и федеральное правительст­во перешли от попыток преодолеть родитель­ское влияние на детей к оказанию помощи семье. Они объясняют это изменение тем, что появилось множество исследований, которые в 60-х годах подтвердили воздействие родите­лей на самосознание и языковое развитие де­тей. По мнению авторов, из этого признания родительского влияния логично вытекала не­обходимость создания широких учебных про­грамм для родителей. В течение последних двух десятилетий социальные работники, за­нятые в различных агентствах, включили этот вид помощи в число услуг первостепен­ной важности. Такие учреждения, как шко лы, психиатрические заведения, агентства и департаменты социальных услуг и больницы, в своей практической и исследовательской

деятельности стали уделять первостепенное внимание работе с родителями.

Наибольшее распространение получили программы, в которых делается упор на по­мощь в установлении правильных взаимоот­ношений с ребенком и разрешение возникаю­щих проблем. В этой последней области практическая направленность социальной работы оказывается весьма полезной при со­ставлении программ и выработке методики обучения. Социальные работники во всех уч­реждениях с большой пользой участвовали во всех типах родительской учебы, о которых речь пойдет ниже.