Исторический обзор
Между 1880 и 1930 гт. крайности и возможности быстро развивающегося в Соединенных Штатах капитализма ускорили образование двух основных форм благотворительных организаций, занимающихся планированием и сбором средств: местных советов социальных агентств и местных финансовых объединений. Планирующие советы появились в результате усилий, проявленных лидерами Благотворительного общества, для координации деятельности быстро распространяющихся благотворительных групп частной инициативы и распределения пожертвований и предлагаемого обслуживания. Финансовые объединения возникли в результате совместных усилий ведущих бизнесменов и исполнительных лиц благотворительных агентств.
В 20-х годах советы быстро развивались в наиболее крупных городах и во многих небольших общинах, аналогичный процесс шел в движении по организации объединений.
Обычно советы организовывались по непосредственным сферам деятельности, таким, как семейное обеспечение, в том числе и детей, здравоохранение, отдых (У. Макмил-лен, 1945; Р. Омсби, 1961; Дж. Тропмен, 1971). Эффективность совета как планирующего органа заключается в его составе из представителей общин и рациональном разрешении возникающих проблем. Однако разнородность его состава и отсутствие контроля за размещением денежных средств ослабляют позиции совета, привязывая его к процессу долгосрочного планирования без полномочий по претворению в жизнь собственных решений (Ф. Лумис, 1945). Многие советы присоединились к финансовой структуре объединений, чтобы обеспечить эффективность действий и избежать повторов в планировании.
Подобно планирующим советам и Благотворительному обществу, финансовые объединения также представляли собой одно из направлений по рационализации условий жизни и социального обслуживания. Основная стратегия по сбору средств, которая применяется и поныне, основывалась на пожертвованиях состоятельных общинных лидеров и на деятельности многочисленных добровольцев, чей ежегодный призыв к сбору средств доходил до каждого рабочего. Социальное планирование осуществлялось благодаря ежегодному размещению средств в агентствах, ставших членами объединения, при контроле со стороны граждан. В крупных общинах усилиями добровольцев по планированию и сбору средств руководят квалифицированные работники объединения.
Финансовые объединения постепенно изменили формы своей деятельности в области благотворительности, переходя от малого количества крупных жертвователей к огромному количеству мелких и централизовав рынок собираемых средств для благотворительных обслуживающих организаций. Благодаря эффективности этого подхода агентства, являющиеся членами объединения, получили постоянную и стабильную основу для своей деятельности.
"Великая депрессия" 30-х годов внесла изменения в планирование и сбор средств в добровольческом секторе. Этот экономический спад усугубил кризис национальной экономики и болезненную нехватку государственных средств и добровольных пожертвований, предназначенных для облегчения создавшегося положения, а также усложнил их распределение. Энергичная деятельность по планированию, проводимая администрацией
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
240
Т. Рузвельта на всех направлениях, оттеснила сектор добровольной благотворительности с занимаемого им центрального положения социального планирования в общинах. Социальная защита стала в основном обязанностью государства. Когда с победой антигитлеровской коалиции во второй мировой войне в США установилась эра экономического процветания 50-х годов, финансовые объединения и советы по планированию вновь обрели прочное положение в делах местных общин. Нежелание администрации Д. Эйзенхауэра (1953—1961) укрепить роль федерального правительства на арене социального обеспечения и ее вера в частные предприятия и действия добровольцев по удовлетворению социальных потребностей способствовали расширению планирования социального обслуживания в добровольческом секторе.
Социальное планирование этого периода в значительной мере увязывалось с решениями финансовых объединений о размещении средств. Исследование, проведенное в 1949 г. по 139 советам по планированию, показало, что только 33,8 % из них организационно независимы от общинных фондов и почти все они в той или иной форме участвовали в деятельности этих фондов по размещению средств. Другими словами, большая часть работы советов по социальному планированию сводилась к размещению средств местных финансовых объединений в относительно небольшом количестве добровольных социальных агентств местной общины. И тем не менее в течение 50-х годов многие советы решились на более широкую сферу деятельности и планирования в таких областях, как жилье, обслуживание пожилых людей и потребности благосостояния штата (А. Данхем, 1958; Дж. Тропмен, 1971).
60-е и 70-е годы
Инициативы, проявленные в области внутренней политики администрациями Дж. Кеннеди и Л. Джонсона (1961—1969), и размах социального движения в 60-е годы потрясли до основания систему планирования в добровольческом секторе. Поддерживаемое либеральным конгрессом, федеральное правительство резко увеличило затраты на социальное обеспечение и повысило свою роль в социальной политике и планировании.
Одновременно с увеличением объема выделяемых средств правительственное планирование затронуло широкий круг функциональных областей социальной работы — государственное социальное обеспечение, медицинскую помощь, правонарушения сре-
ди несовершеннолетних, нищету, психическое здоровье, занятость, образование, жилищное строительство и городское развитие, развитие сельских районов, гражданские права и др.
По сравнению с предприимчивым государственным сектором и активным социальным движением добровольческий сектор выглядел консервативным, инертным и далеким от потребностей населения. Был создан новый плюралистический тип планирования с альтернативными центрами планирования по различным специфическим проблемным областям и открытой конкуренцией за дефицитные ресурсы и за право на государственное внимание. По мере того как правда об ужасающей бедности "другой Америки" проникала в национальное сознание, настоятельная необходимость экономического и политического перераспределения рассеяла миф об интегрированном обществе и убежденность в том, что добровольческий сектор действительно в состоянии решать проблемы. В то же самое время стал приобретать популярность более современный системный подход к планированию, например Программа образцовых городов (Model Cities Program). Создавались региональные органы планирования. Федеральными министерствами была принята единая система программирования, планирования и составления бюджета.
Появились сомнения в эффективности добровольческого сектора планирования и организаций по сбору благотворительных пожертвований, выдвигались требования демократизировать их структуры управления, состав персонала, решения по размещению средств и изыскать способы быстро реагировать на неотложные нужды общины (С. Ве-нокур, 1975). С начала 70-х годов местные организации "Общего пути" стали проводить предварительное изучение планирования, набрали штаты служащих, ввели должности в советах для представителей меньшинств и женщин и приняли в свои ряды небольшое количество новых агентств (С. Венокур, 1976). Некоторые советы по здравоохранению и социальному обеспечению модернизировались по образцу консультирующих частных фирм, заключающих контракты на специальные проекты. Подобная структура предоставила им возможность рациональнее использовать приток правительственных средств и более эффективно реагировать на текущие потребности планирования.
Статья XX Закона о социальном страховании (1975) обеспечивала федеральные средства штатам для расширившейся сферы
241
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
социального обслуживания, в особенности поощрялось заключение финансовых соглашений о покупке услуг. Одним из побочных следствий заключения контрактов о покупке услуг между федеральными органами и штатами было существенное сокращение процента общих бюджетных средств, выделяемых МООП для агентств — членов движения. Это изменение совпало с направленностью "Общего пути" Америки на программное составление бюджета и выделение средств прежде всего собственно программам и обслуживанию, а не самим агентствам, что являлось более гибким подходом к планированию и размещению средств в общинном обслуживании. В 70-е годы увеличилась потребность в денежных средствах и гибкой системе их размещения в результате экономического спада. При президенте Р. Никсоне началась политика "Нового федерализма".
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений