249 Социальное планирование и организация в местных общинах
больше убеждались в том, что социальное планирование и организация общин, по существу, ориентированы на истеблишмент.
В те десятилетия возникло несколько новых эмпирических моделей планирования и организации общин. В их числе были детальные модели планирования, которые поддержал Комитет по детской преступности при президенте, и проекты "серых зон" Фонда Форда и др. (П. Маррис и М. Рейн, 1967). Во многих из этих моделей предполагалось участие работников городского планирования, общинной организации и сотрудников агентств по социальному обеспечению в тесном сотрудничестве с заинтересованными группами граждан.
В конце 60-х и начале 70-х годов центр внимания в программах по социальному планированию и организации общин сместился. В свое время, в период борьбы с нищетой, массовое участие рассматривалось как самостоятельная ценность. В соответствии же с законодательством, учредившим в 1966 г. Программу образцовых городов, необходимо было добиваться сближения широких масс с выбранным политическим руководством. По этому же законодательству местный способ внедрения программ должен был устанавливаться местными органами управления города или графства. Поскольку Программа образцовых городов задумывалась в духе программ действия общин, различие в узаконенных целях этих программ сделало их слабосовместимыми. К 1970 г. основные полномочия и средства для планирования переместились из кварталов и организаций жителей к руководству городов (Н. Гилберт, А. Розенкранц и Г. Спехт, 1973).
Программа образцовых городов была первой попыткой перераспределить власть с федерального на местный уровень управления и централизовать ее на местном уровне. В этом отношении она была предвестницей распределения федерального дохода. Функции распределения дохода и программы субсидирования жилых кварталов, переданные на местный уровень, вынудили правительства штатов и органы городского управления принять на себя основную ответственность за соблюдение очередности при распределении федеральных субсидий с учетом конкуренции, потребностей и интересов. Эта ответственность требует гораздо большей компетентности в планировании на местном уровне, чем существующая ныне в большинстве мест. На то, какую форму приняла практика социального планирования и организации общин в 80-х и 90-х годах, существенное влияние
оказал возросший уровень компетентности местного руководства в планировании.
От внедрения к нормированию: 1970—1985 гг. В период между 1960 и 1980 гг. практика социального планирования и организации общин основывалась на посылке о росте. И действительно, за данный период государственные расходы на программы социального обеспечения ощутимо возросли. Социальные работники по планированию и организации общин были заняты привлечением граждан к совместному решению проблем и оценке потребностей неимущих групп населения и неблагополучных районов. При наличии постоянно растущих средств конкурирующие группы по интересам, которые были привлечены к планированию для нуждающихся, могли договариваться и находить компромисс с любым, кто бы ни выходил на первые позиции в распределении фондов социального обеспечения. К середине 70-х годов заметно ослабло внимание общественности и профессионалов к социальной работе и организации общин на низовом уровне. Безусловно, после окончания войны во Вьетнаме и уменьшения масштабов студенческих волнений активность пропагандистов социальной работы значительно понизилась. Однако участие широких масс в социальной работе не уменьшилось, оно лишь переместило свое внимание с второстепенных вопросов на принципиальные. Короче говоря, в промежутке между движением за гражданские права в начале 60-х годов и программами распределения дохода в 70-х годах государственные агентства стали главной опорой обывателей и поддерживали участие потребителей в общинном планировании и принятии агентствами решений по программам (Г. Спехт, 1978). Это нашло отражение в различных положениях социального законодательства, которое обосновывало право граждан участвовать в планировании и внедрении программ. Юридически это выразилось в ряде законов и поправок 1979 и 1975 гг., в том числе в Законе о социальном страховании. Законодательные акты еще не означают, что правительство действительно поощряет участие граждан или что проделанная работа ориентируется на цели, установленные законом. Во всяком случае, механизмы, обеспечивающие участие граждан, не получали ни последовательной и долговременной поддержки, ни достаточных средств, необходимых для эффективной работы этих механизмов. Такое положение еще раз наглядно показало, что государственный патернализм в отношении движений за социаль-
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ 250
ные реформы неизбежно ведет к их бюрократизации и выхолащиванию. Законодательно одобренные программы 70-х годов придавали первостепенное значение участию граждан в разработке и реализации таких программ, которые обеспечивали бы услуги для пожилых людей, улучшение психического здоровья общины, образования, жилищного строительства и медицинского обслуживания. В этих условиях на передний план вышли три отличительные особенности практической деятельности по организации общин: 1) внимание к четко установленным функциональным областям (например, к проблемам старения); 2) забота о связях с государственными подразделениями и 3) упор на техническую сторону практической работы.
Внимание к функциональным областям стало важно по той причине, что законодательство — в частности, специальные программы по распределению дохода — сосредоточилось на проблемах определенных групп населения. Забота о связях с государственными подразделениями возросла из-за правовых и политических трудностей, которые возникали при взаимодействии многих государственных и добровольческих агентств, занимающихся внедрением программ. Технические аспекты внедрения стали важны, поскольку разработанные программы социального обслуживания были весьма крупными по количеству денежных средств, размерам организаций, были рассчитаны на большое число социальных работников и клиентов. Зачастую внедрение программ сильно отставало от графика, и агентства по социальному обеспечению вынуждены были задерживать запланированное внедрение новых социальных инициатив. Указанное смещение интересов в 70-е годы сопровождалось выходом в свет литературы, посвященной проблемам внедрения программ (Э. Бардач, 1977; Дж. ПрессманиА. Вилдавски, 1984).
В 80-е годы многие западные демократии отступили от идеи "государства всеобщего благосостояния", выдвинутой в середине столетия. Возможно, эта идея всего лишь конкретизируется или переосмысливается, однако она сейчас никак не проявляется в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Нидерланды и Австрия. Видимо, в связи с этим в указанных странах пошли на реорганизацию, а вернее, на сокращение социального обеспечения.
Через призму 80-х годов будущее социального планирования и организации общин видится неясно. В общих чертах рейгановская администрация возложила на правительства
штатов вопросы планирования и разработки программ социального обслуживания. Многие программы были сведены к дотациям для штатов. Федеральное законодательство явно уклоняется от бремени общих для штатов и федерального правительства расходов, от обсуждения содержания программ, от забот о стандартах практической деятельности. Наряду с уменьшением дотаций произошли большие сокращения федеральной финансовой поддержки социального обслуживания.
Так как расходы на социальное обслуживание снизились, посылка о росте социальной работы, которая так сильно влияла в 60— 70-е годы на развитие методологии и интеллектуальный кругозор социального планирования, в 80-е годы уже не может быть путеводной звездой для социального планирования. Снижение поддержки сферы социального обеспечения потребовало, чтобы работники социального планирования уделяли больше внимания нормированию, анализу затрат и выгод и другим способам наилучшего использования скудных ресурсов. До некоторой степени социальное планирование всегда включало какую-то форму нормирования, например распределение ограниченных средств для более полного удовлетворения социальных потребностей. Однако в периоды роста необходимость тщательно продумывать и строго соблюдать методы нормирования не столь насущна. Во время же финансовых сокращений работники планирования начинают проявлять повышенный интерес к нормированию услуг. Хотя исследований в данной области немного, несколько значительных работ внесли полезный вклад в понимание процессов нормирования (К. Джадж, 1978; Э. Скрайвенс, 1979). Было выдвинуто предположение, что, столкнувшись с уменьшением средств, практические работники будут вынуждены принять на вооружение более рациональный и менее расточительный подход к социальному планированию. Однако, как указывает Г. Гленнестер (1980), различные интересы порождают разные образы мышления в области социального планирования. Результатом новой финансовой политики в социальном обеспечении может стать не больший рационализм в использовании скудных средств, а возросшая конфликтность среди групп, преследующих свои интересы.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений