logo
том 3 энц

Условия и обстоятельства

Работа по социальному планированию и организации общин зависит от разных обсто­ятельств, как государственных, так и част­ных. Однако вплоть до 1935 г. она велась главным образом добровольческими агентст­вами. С 1935 г., когда начал реализоваться "Новый курс", ознаменовавший участие фе­дерального правительства в социальном обес­печении, большая часть финансовой поддер­жки программ социаль .ого обеспечения стала поступать из государственного сектора. В настоящее время большинство профессио-

нальных работников социального планирова­ния и организации общин трудятся в государ­ственном секторе, в таких структурах, как районные агентства по проблемам престаре­лых; городские и районные агентства по планированию; учреждения по планирова­нию и оцениванию при различных подразде­лениях Министерства здравоохранения и со­циальных услуг, отделы управления и финансов, и тому подобных структурах при правительствах штатов и органах местного управления.

Исходное представление о местной об­щине как о маленькой географической округе не годится для определения условий практи­ческой деятельности по социальному плани­рованию и организации общин. Хотя этот ме­тод часто используется в работе с сообществами людей, живущих по соседству в одном городском районе или многоквартир­ном доме, взаимосвязи членов большинства групп и структур, занятых социальным пла­нированием и организацией общин, уже не основываются исключительно на географи­ческих факторах, а учитывают объединения иного рода. Имеются в виду объединения по принадлежности к общественному классу (например, беднякам), по потребительскому статусу (например, клиенты системы соци­ального обеспечения), по организационному статусу (например, координационный совет больницы или межправительственный пла­нирующий орган), по принадлежности к расе или этнической группе (например, Нацио­нальная ассоциация за прогресс цветного на­селения или Совет испаноязычных организа­ций), по интересу и какой-то гражданской проблеме (например, "Общий путь"), по воз­расту (например, "Серые пантеры"), по при­знаку пола (например, Национальная орга­низация за права женщин) и т. д. При таком множестве сообществ и отсутствии таких ог­раничивающих факторов, как местоположе­ние и величина, трудно установить какие-то единые параметры практической деятельно­сти.

Цели

По мере изменения условий практиче­ской деятельности по социальному планиро­ванию и организации общин меняются и ее цели. Учитывая, что организация общин мо­жет иметь множество разных целей и изме­нять свои цели по мере изменения ситуации, в которой она действует, можно в общих чер­тах классифицировать цели деятельности по организации общин в зависимости от условий работы планирующей организации.

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ 246

Развитие социальных связей, в

число организаций, которые развивают и ук­репляют социальные связи между своими участниками, входят советы микрорайонов, объединяющие своих жителей на основе чув­ства общности, а также этнические, религи­озные и расовые организации, пытающиеся укрепить способность своих членов к сотруд­ничеству на основе их общей истории, веро­ваний, культуры и судьбы.

Социальное планирование. Глав­ными целями организаций по социальному планированию являются развитие программ и укрепление степени сотрудничества и со­гласованности в работе агентств, которые со­ставляют сеть социального обслуживания. Примерами служат городские показательные агентства из Программы образцовых городов, районные агентства по проблемам престаре­лых и Советы по вопросам здравоохранения и обеспечения.

Непосредственное обеспечение услугами. Агентства, основной целью ко­торых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкрет­ных проблем, консультации и помощь в веде­нии домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходи­мой в наше время, когда высоко ценятся отчетность агентств и участие общественно­сти.

Социальное действие. Организа­ции, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социаль­ным и культурным развитием какой-то опре­деленной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организа­ция за права женщин, "Общий путь" имеют весьма неконкретные цели. Деятельность ор­ганизации направлена на улучшение соци­ального и экономического положения жен­щин, а "Общего пути" — на повышение ответственности правительства перед избира­телями. Исторически организации социаль­ного действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собира­ется вместе, чтобы действовать на основе глу­боко прочувствованного убеждения в соци­альной несправедливости окружающей действительности (К. Кинг, 1956).

Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоб­бирование, демонстрации, обращения к об­щественному мнению и подрывную деятель­ность. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, ко­торые просят полицию о более эффективной защите, или носить широкомасштабный ха­рактер (лоббирование за принятие законода­тельства, защищающего права потребите­лей). Хотя лишь самые драматические, общенародные виды деятельности становятся известны как социальные движения, отличи­тельные особенности всех видов социального действия одинаковы безотносительно к сфере действия организации.