313 Церковные агентства социальной помощи
Связи. Агентства, подведомственные церкви, связаны с другими социальными организациями. Представляют особый интерес два вида отношений: связи агентства с религиозной структурой и с другими аналогичными агентствами." Формы связи определяются характером основных религиозных общин.
Протестантские агентства демонстрируют самые разнообразные формы связи с религиозной структурой. Определенные организации, часто именуемые независимыми протестантскими агентствами, формально могут быть не связаны с церковью, а их протестантская идентификация может объясняться лишь религиозной мотивацией основателей и сохраняться за счет религиозной принадлежности членов правления. Существует градация между полностью независимыми от церкви агентствами и агентствами, которые признают контроль со стороны церкви в делах правления и финансов.
Большей частью протестантская церковь располагает организационными структурами социальной работы на национальном уровне. Например, епископальная церковь твердо придерживается давно провозглашенных основных принципов и целей в отношении своих агентств-членов, настаивая на том, чтобы большинство членов правления приняло причастие, чтобы агентства соответствовали канонам своей епархии и кадровый состав действовал в рамках церковных традиций. Аналогичным образом руководство социальных служб лютеранской церкви разработало правила, регулирующие и устанавливающие церковный статус для социальных агентств, который, в свою очередь, был заимствован тремя основными лютеранскими церквами США: американской лютеранской церковью, лютеранской церковью в Америке и Синодом лютеранской церкви в Миссури. Согласно принятым нормам большинство членов правления агентства должно принадлежать к лютеранскому братству, финансированию должно предшествовать четкое заявление о намерениях; "присоединенный" статус не означает, однако, что церковь несет ответственность за долги агентства.
Заявления, снимающие ответственность церкви за долги агентств отражают растущую тенденцию к защите церкви в эпоху, когда неприкосновенность благотворительных организаций — свобода от судебного преследования — ушла в прошлое. Духовное управление по делам здравоохранения и социального
обеспечения Объединенной методистской церкви, например, издало руководство, регулирующее отношения между ее руководящими органами, именуемыми конференциями, и более чем 300 институциональными службами этой церкви. Отмечалось, что данное руководство родилось из судебного дела "Па-сифик хоумс", когда суд потребовал признать недействительным метод управления структурами, относящимися к конференции. Регламентация отношений была в то время столь жесткой, что Объединенная методистская церковь проиграла судебный процесс, понеся убытки в 21 млн ам. долл., и отвлекла при этом средства от многих других программ и благотворительных учреждений. Данное руководство в настоящее время разрешает институтам строить свои отношения на разных принципах и скорее объясняет, что следует понимать под этими отношениями, чем указывает, как руководить конкретным институтом. Поэтому внутри самой Объединенной методистской церкви существует широкий спектр отношений с различной степенью контроля со стороны ее руководства.
Католические социальные службы более тесно связаны с церковью, главным образом на уровне епархии. Например, в епархии Ол-бани, штат Нью-Йорк, епископ и его четыре советника выступают в роли корпорации, по очереди формируя епархиальный опекунский совет по делам благотворительности при католической церкви и структуру по наблюдению за деятельностью всех епархиальных агентств. Опекунский совет затем делегирует правлениям агентств на местах властные полномочия по управлению. Властными полномочиями наделяется также исполнительный директор благотворительных учреждений, который может представлять епархиальный опекунский совет и следить за соответствием деятельности местных агентств философии, нормам, регламентации и исполнительным процедурам, установленным для католических благотворительных учреждений. В этой пирамидальной структуре епископ пользуется значительной личной властью.
Национальная католическая конференция благотворительности, созданная в 1910 г., выступает в качестве связующей структуры для 545 епархиальных агентств и 200 институтов на правах членов на всей территории США. Конференция, работой которой руководит орган, представляющий различные сферы деятельности католических социальных служб, координирует посредническую поддержку и развивает программы на местах. Тем не менее, хотя на епархиальном
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
396
уровне центральная структура имеет прочные позиции, на национальном уровне ее влияние ощущается слабо. Епархиальные благотворительные программы имеют автономный характер, они существенно различаются в разных епархиях.
Еврейские социальные агентства, возможно, обладают наибольшей независимостью от религиозной власти. Внутренняя структура еврейских социальных служб базируется в основном на общине. Агентства, как правило, являются членами местных еврейских объединений. Свыше 200 таких объединений в США имеют централизованное планирование и часто общий бюджет. Президент совета директоров агентств автоматически является членом правления объединения на местном уровне, в то время как другие делегируемые члены, как религиозные, так и светские, избираются соответствующей еврейской общиной. В масштабе страны объединения представлены в Совете еврейских объединений, который обеспечивает их консультативным и информационным обслуживанием, хотя не несет формальной ответственности за руководство местными программами. В 1983 г. им было дано свыше 500 индивидуальных консультаций, в основном по вопросам бюджета и планирования.
Кроме связей, существующих между агентствами религиозных общин и их церковными спонсорами, — значительных в католических, средних в протестантских, незначительных в еврейских агентствах — имеются связи между самими агентствами. Однако связи агентств за пределами конфессии довольно редкое явление. В условиях, когда сокращаются бюджетные ассигнования, по мнению многих исследователей, интегрирование религиозных служб могло бы не только повысить эффективность деятельности на уровне коалиций, объединяющих агентства, но и укрепить сотрудничество и снизить конкуренцию в борьбе за фонды.
Финансовая поддержка. Религиозные агентства пользуются финансовой поддержкой из самых разных источников, включая благотворительность церквей, общественные фонды, правительство, пожертвования специально учрежденных фондов и корпораций, а также платежи, поступающие от клиентов служб. Существующая модель связей вполне позволяет получить данные относительно финансирования на национальном уровне социальных агентств в системе католической церкви. Национальная католическая конференция благотворительности ежегодно публикует отчеты. В годовом
отчете за 1982 г. отмечается, что общий доход составил 565 млн долл., что выше на 75 млн долл., чем в 1981 г. Финансирование на уровне правительства составило приблизительно 50%, и поддержка со стороны церкви возросла с 13,3% в 1979 г. до 17,5% в 1982 г.
Еще один анализ, проведенный на региональном уровне, обнаружил, что ни одно агентство не финансировалось исключительно религиозной структурой-учредителем. Это свидетельствует о необходимости получения средств из других источников. Правительственная поддержка обеспечивала им приблизительно половину фондов, несмотря на все опасения по поводу утраты автономии или секуляризации. Однако финансирование со стороны правительства все же уменьшилось, в агентствах существует мнение, что чрезмерно большой контроль был оплачен слишком малыми деньгами.
Все религиозные агентства озабочены возможными последствиями сокращения бюджетных ассигнований для их программ Большинство из них попали в зависимость от федерального финансирования, и, следовательно, урезание бюджета поставит агентства перед угрозой острого дефицита или полного закрытия. Кроме того, в условиях сокращения других источников финансирования агентства имеют тенденцию обращаться к одним и тем же потенциальным спонсорам из частного сектора, и таким образом между агентствами возникает жесткая конкуренция. Благотворительные пожертвования за шесть лет составили 6,6% от частных лиц и 9,5% от корпораций, что, по крайней мере, свидетельствует о наличии желания помочь у частного сектора. Однако частных инвесторов беспокоит проблема отчетности, поскольку они опасаются, что их пожертвования затеряются в организациях-"зонти-ках". Корпорации также склонны в большем объеме финансировать учебные программы, свидетельствуя тем самым о необходимости привлечь внимание к направлениям деятельности агентств и повышению профессионализма.
Новые Стратегии. Приспосабливаясь к бюджетным сокращениям, агентства религиозных общин прибегают часто к тем же самым методам, что и частные агентства, — к поискам взносов от третьих лиц. Они также разработали новые стратегии, что говорит об их стремлении к творческому созиданию и возрождению.
Агентства религиозных общин стали больше отвечать потребностям людей и приоритетам правительства. Развитие системы
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
социальной помощи зависит от способности доведения до практического результата Схо-нингования") исследуемых проблем, от точной идентификации и принятия решений, а также от усиления внимания к социальному законодательству и изменению отношения общественного мнения к общезначимым ценностям. Связи между агентствами и их внешними структурами приобретают большую значимость в связи с тем, что спонсоры не только определяют направление деятельности филиалов, но и информируют о существующих на данный момент тенденциях в деятельности правительства, предлагают услуги консультативного характера по вопросам разработки новых программ и т. п. Этим центральным структурам легче оказать влияние на политику правительства посредством лоббирования.
Вероятнее всего, результатом вышеизложенного будет рост служб, которые концентрируют свои усилия скорее на профилактике, чем на решении проблем. Пока государственный сектор вынужден финансировать агентства, которые, например, занимаются устройством детей на воспитание, частный сектор может заняться профилактическими службами, нацеленными на то, чтобы удержать детей в семье, удовлетворяя таким образом потребности общества и одновременно сберегая средства.
Кроме того, существуют два относительно невостребованных источника, которыми могут воспользоваться агентства религиозных общин, а именно интеграция служб различных религиозных направлений и расширение набора услуг для церковных приходов. Интеграция обладает потенциальными возможностями создать более эффективные, всеобъемлющие программы и обеспечить для агентств-членов большую стабильность. Между двумя совместно работающими агентствами могут сложиться какие угодно тесные связи, вплоть до образования конгломерата типа Федерации социальных агентств протестантской церкви в Нью-Йорке, которая представляет 250 агентств. Масштабы федерации таковы, что она тяготеет к статусу консультативного органа, и все же она проводит обширную программу помощи церквам в деле развития социальных служб. Федерация имеет центральную справочную службу помощи детским агентствам, которые занимаются определением детей на воспитание, реализует добровольческую программу оказания помощи кадрам на всех уровнях, имеет в своем составе группу пользователей услуг и даже группу хозяйственников, которые
помогают агентствам купить больше товаров за меньшие деньги. При всей его эффективности подобное взаимодействие в настоящее время — скорее исключение, чем правило.
Расширение услуг для церковных приходов включает предоставление их на уровне церкви или синагоги силами добровольцев из числа прихожан, обладающих множеством невостребованных талантов. Например, с помощью прихожан осуществляются различные меры по увеличению количества клиентов. В системе социальных служб католической церкви подобные усилия перекликаются с призывом со стороны епископов возобновить и расширить движение мирян по оказанию помощи и поддержки нуждающимся, что согласуется со стремлением правительства переадресовать инициативы местным органам. Результаты были весьма впечатляющими. В годовом отчете Национальной католической конференции благотворительности за 1982 г. отмечалось, что из 120 обследованных епархий 53 располагали церковной социальной программой на уровне прихода. Из 8260 приходов внутри данных епархий 2508 имели прихожан, работающих в католических благотворительных учреждениях, и еще 1225 приходов имели социальные программы автономного функционирования.
Хотя сокращение правительственной поддержки затруднило реализацию более ранних программ, некоторые агентства религиозных общин проявляют гибкость в разработке новых проектов с учетом местных условий.
Клиентура. Как правило, среди клиентов агентств, принадлежащих религиозным общинам, высок процент лиц, считающих себя убежденными сторонниками определенной веры (той, какую исповедуют члены благотворительной организации). Однако число таких клиентов меняется. Агентства, которые обслуживают своих членов-единоверцев, составляют меньшинство, главным образом по той причине, что значительную часть фондов агентства получают от правительства, политика которого в изменившихся условиях требует доступности социальных служб для представителей всех религиозных направлений. Более мелкие агентства, особенно в регионах с относительно невысокой долей клиентов, принадлежащих к одной вере, также могут испытывать необходимость в расширении своей клиентуры за счет предо, вителей других направлений. Однако многие клиенты предпочитают иметь дело со "своими" агентствами, и поэто-
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
чу даже те агентства, которые не ограничивают прием, имеют тенденцию обслуживать людей в основном в силу их личного выбора.
Штат
Персонал организаций, принадлежащих религиозным общинам, отличается широким спектром профессиональной, технической и вероисповедальной ориентации. Большинство специалистов в социальной области склонны идентифицировать себя с религией, к которой принадлежит спонсор. Сами агентства имеют тенденцию открыто декларировать о намерении стать службой равных возможностей, желая не только получить право на федеральное финансирование и аккредитацию, но также покончить с проявлением любой дискриминации в кадровой политике. Например, финансирование через Совет по делам социальных служб семьи и детей зависит, между прочим, от недвусмысленной политики агентства в отношении подбора кадров, широко представляющих общество, и практики персонала, исключающей дискриминацию по целому ряду факторов, включая религию.
Социальных работников, занятых в религиозных агентствах, можно достаточно определенно отнести к двум категориям, как правило отсутствующим в других учреждениях: это движимые религиозными мотивами добровольцы и священнослужители, исполняющие функциональные обязанности.
Использование труда добровольцев всегда практиковалось в религиозных агентствах, и за последние годы их доля возросла. По данным годового отчета Национальной като -лической конференции благотворительности (1982), в масштабах страны насчитывалось 30 тыс. оплачиваемых сотрудников и 88 тыс. добровольцев, не считая 8,8 тыс. занимающих должности членов правления. По данным одного исследования (X. Демоун и М. Джибелман, 1984), с 1964 по 1981 г. число добровольцев в агентствах, имеющих статус филиала при Ассоциации служб семьи в Америке, достигло 69%, а в 1982 г. агентства сократили штаты практикующих социальных работников с неполным высшим образованием, имеющих полную ставку, с 811 до 676.
В прошлом добровольцы религиозных общин склонны были выполнять многие обязанности, не свойственные возросшим техническим и специализированным функциям социального работника, такие, как посещение больных и пожилых людей, предоставление экстренной финансовой помощи и т. п. В последнее время предполагается поручить
добровольцам более творческие и престижные участки работы, поскольку теперь среди них часто встречаются женщины не старше 30 лет, которые являются опытными работниками, учителя, желающие изменить род занятий, отдельные лица, имеющие степень магистра социального профиля. Многие люди, вышедшие на пенсию, также желают найти применение своим многочисленным талантам и, являясь верующими, оказываются в религиозных агентствах. Для более эффек тивной их деятельности разработаны различные программы, включающие курсы по обучению добровольцев различным видам социального обслуживания.
Положительно зарекомендовали себя » успешной реализации ряда программ люди старше 40 лет, например, в качестве наставников для родителей, злоупотребляющих своими правами. Люди более зрелого возраста легче устанавливают доверительные отношения с клиентами, а также обеспечивают качественное обучение.
Кроме вышесказанного, добровольцы продолжают играть и свои традиционные ро ли, часто организованные на национальном уровне. Существуют, например, Общество Сент-Висента де Пола для мужчин-католиков, Ассоциация сестер милосердия США для женщин-католичек, Совет еврейских женщин и "Добровольцы Америки" — независимая протестантская организация.
Значительное расширение добровольческих служб происходит, видимо, за счет таких факторов, как рост числа лиц, готовых работать на добровольных началах, и желания агентств использовать добровольческие службы для смягчения последствий сокращения бюджетных ассигнований. Время покажет, каким образом расширение деятельности на добровольных началах скажется на качестве оказываемых услуг и на профессиональной карьере специалистов социального профиля, особенно имеющих степень бакалавра.
Что же касается отношений между священнослужителями и социальными работниками, то даже такая святая святых социальной деятельности, как семейная психотерапия, до сих пор считается законной прерогативой священнослужителя. Растущий интерес кругов церкви к пастырской психотерапии и развитию программ по профессиональной подготовке пастырей-психотерапевтов предполагает, что священник сохранит за собой роль, аналогичную роли социального работника. Проведенные исследования в отношении роли священника как
399
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
стража психического здоровья показывают, что открытость священнослужителя перед теми, кто обращается за помощью, дает ему авторитет среди пастырей хорошо образованных, контактных и активно занимающихся психотерапевтической деятельностью. Хотя существуют конфликтные ситуации и проблемы, вызванные частичным совпадением функции, тем не менее растущее осознание того факта, что каждая сторона обладает профессиональным опытом, приведет к укреплению духа сотрудничества.
Секуляризация
Агентства, принадлежащие церкви, могут располагаться по всей шкале религиозно-гражданской ориентации. Характер связей агентства с церковью определяется при этом такими показателями, как степень контроля со стороны религиозной структуры-учредителя; относительный объем финансовой поддержки из религиозных источников; пропорция членов правления, принадлежащих к той же вере; уровень религиозной мотивации в действиях тех, кто принимает решения; объем религиозного содержания в программах служб и религиозная идентификация клиентуры. Например, крайними позициями для религиозного агентства может быть католический приют для несовершеннолетних детей или миссионерское учреждение городского типа, принадлежащее Армии спасения, и с другой стороны — еврейское психотерапевтическое агентство, финансируемое Еврейской федерацией социального обеспечения, но имеющее, с точки зрения религии, неоднородный персонал, чья практическая деятельность лишена специфически религиозного содержания.
В качестве аргумента в пользу отхода от церкви можно сослаться на тот факт, что во главе многих агентств стоят профессиональные специалисты в области социальной работы, чья практическая деятельность в значительной степени лишена религиозного содержания; на то, что профессионализация агентств увеличила разрыв между их провозглашенными религиозными целями и практической деятельностью и что агентства, по крайней мере наполовину, являются светскими, т. е. часто наполовину финансируются светским правительством. Последний аргумент часто выдвигает сама религиозная община, в основном в форме заявления по поводу опасений относительно утраты автономии или идентичности. В большинстве случаев за религиозными агентствами признается право
заполнять пустоты в социальной работе, при этом обсуждается вопрос о месте, какое они должны занимать по отношению к государству — независимое, частично зависимое или полностью зависимое.
С другой стороны, доводы в поддержку религиозной принадлежности указывают на важность для агентства, связанного с церковью, сохранения четко выраженной идентичности. Обычно существуют опасения, например, относительно того, сможет ли персонал отождествить себя с системой ценностей, характерных для соответствующей религиозной направленности. По данным анализа (М. Гринберг, 1979), многие еврейские службы по проблемам семьи и детей ждут от своих сотрудников "сопереживания и принятия всей полноты идеологии, существующей в рамках плюралистической еврейской общины" и "знания всех идеологических систем". Национальная католическая конференция благотворительности после присоединения к Совету по делам социальных служб семьи и детей в 1980 г. также обеспокоена сохранением католической идентичности подведомственных агентств. В соответствии с этим в 1983 г. она издала "Этический кодекс" и предложила своим агентам-членам взять его на вооружение; следуя данному документу, персонал обязан придерживаться предназначения агентства и действовать сообразно основным ценностям церкви и тем принципам, которые относятся к агентству.
Если эту политику довести до ее логического завершения, социальному работнику с чисто гражданской ориентацией или с противоположной системой ценностей, особенно в отношении таких болезненных вопросов, как аборт, будет трудно к ней приспособиться. Поскольку эти агентства, как правило, открыто заявляют о своей приверженности практике равных возможностей, чтобы получить право на федеральное финансирование и аккредитацию, и поскольку многие институты, связанные с церковью, имеют штат, который может принять решение о вступлении в профсоюз в знак протеста против патерналистского стиля руководства, область кадровой практики может стать в будущем ареной большого напряжения и соперничества.
Еще одна область потенциального конфликта связана с программами, предлагаемыми религиозными агентствами. Например, система социальных служб лютеранской церкви среди прочих критериев для социальной структуры, обладающей церковным статусом, требует интеграции христианской философии с ее программами с профессио-
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
400
нальной практикой. В одном исследовании (X. Маркович, 1984) пояснялось, что еврейские объединения перекраивали свой бюджет начиная с 1980 г. с целью остановить его разбухание за счет более прогрессивной структуры планов, и отмечалось, что директивные указания для агентств-членов требуют учета ценностных соображений при формировании бюджета и что между ценностями объединений и распределением фондов существует прямая связь. Хотя многие статьи бюджета не наполнены религиозным содержанием, ряд статей все же имеют религиозное наполнение и поддерживают религиозную идентичность, частично контролируя финансирование программ. Поскольку в американской культуре признается отделение церкви от государства, связь религиозной философии с содержанием программ, находящихся на федеральном субсидировании, ставит под вопрос уместность дальнейшего их финансирования.
В связи с программами, связанными с церковью, часто выдвигаются и более определенные предложения. Например, сестра Регина Кэплис представила на рассмотрение ежегодного совещания Национальной католической конференции благотворительности в 1982 г. документ, констатирующий, что профессиональным специалистам не следует пренебрегать терапевтической ценностью молитвы. Она призвала Национальный католический институт социальной работы, находящийся в Вашингтоне, заняться исследованиями роли веры и молитвы в психотерапии, используя для этого агентства социальной службы католической церкви в масштабах всей страны в качестве информационной базы. Поскольку сторонники гражданской ориентации исповедуют идеологию, лишенную религиозного содержания, предложение Кэплис вызвало горячие дебаты.
Итак, изменения в политике правительства повлияли на проблему идентичности агентств, связанных с религиозными общинами. Поскольку агентства, принявшие гражданскую ориентацию, обладают правом направлять свою деятельность на удовлетворение потребностей больших групп населения, многие религиозные агентства сместили свое внимание с таких традиционных форм, как опекунские центры, на крайне специализированные проблемы. Так, в 1983 г. Коалиция за человеческие потребности при центре епископальной церкви в Нью-Йорке выделила в качестве награды дотации общей суммой в 963 тыс. долл. 125 организациям, которые выявили нерешенные проблемы специфиче-
ского свойства. Специализация создает труд ности в работе агентств, лишая их, таким об разом, одного из уникальных качеств — стремления непосредственно удовлетворит!, потребности человека. И все же, если бы а ген тства, связанные с религиозными общинами, смогли персонализировать свою деятель ность, они снова обрели бы свою уникаль ность, отличающую их от гражданских агентств, которые вынуждены обслуживать слишком большое количество людей, что ли шает их возможности осуществлять персона лизированное обслуживание.
Когда произошло свертывание программ на национальном уровне, религиозные аген тства стали осаждать клиенты, выдвигавшие требования, удовлетворить которые агентства были не в состоянии и которые поставили под угрозу персонализированную природу службы. Тем не менее обстоятельства побудили религиозные агентства разрабатывать новые стратегии, нацеленные на объединение уси лий в области специализации и персоналия» ции, эффективно обслуживать большее количество людей и сохранять в значительной степени персонализированный характер службы. Будущее развитие религиозных агентств зависит от их способности установить связи с другими организациями, включая светские, и от их открытости. Агентству, принадлежащему церкви, необходимо устанавливать связи с общественными структурами и с учреждениями другого религиозного толка, чтобы придать новый импульс развитию. Религиозные агентства также должны соотносить свою деятельность со множеством организаций гражданской ориентации, чтобы повлиять на приоритеты правительства и привлечь источники финансирования. Появление новых стратегий, возрождение принципа добровольности и переосмысление религиозной идентичности — все это свидетельствует о начале богатого возможностями этапа жизни религиозных агентств, который должен привести к укреплению этой формы социальной работы, значение которой не подлежит сомнению.
Уильям Дж. Рейд, Питер К. Стимпсон
См. также: Добровольцы; Добровольческие агентства; История социального обеспечения; Социальное обеспечение: финансирование.
• Demone Н. W. Jr., Gibelman М. 0 984). Reaganomics: Its Impact on the Voluntary Not-For-Profit Sector.— Social Work, 29(5), 421 —
401
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
427. • Greenberg М. (1979). The Jewish Component in Jewish Family and Children's Service.— Journal of Jewish Communal Service, 55(4), 360—365. • Johnson F. E. (1941). Protestant Social Work. In: R. H. Kurtz (Ed.).
Social Work Year Book (p. 403—412). N. Y.: Russell Sage Foundation. • Markowitz H. (1984). Allocating Shrinking Resources: The Ethical Dilemma.— Journal of Jewish Communal Service, 60(3), 222—229.
Ч
ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Частная практика и патентованная социальная работа становятся все более важной альтернативой традиционным формам предоставления услуг в сфере социальной работы. В частной и патентованной практике социальные работники нанимаются на работу не агентствами, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги, и в настоящее время они предоставляют фактически тот же спектр услуг, что и работники, служащие в агентствах и финансируемые из государственного бюджета.
Термины "частная (индивидуальная) практика" и "патентованная практика" — синонимы. Оба предполагают независимое, базирующееся не на основе агентств профессиональное обслуживание в сфере социальной работы, предоставляемое тем, кто платит за него. Однако принято относить частную практику к клинической работе, при которой социальные работники используют профессиональные навыки для помощи индивидам, семьям и группам. Термин "патентованные" обозначает, как правило, неклинические социальные услуги.
Например, работники, оказывающие патентованные услуги, предлагают свои административные, общинно-организационные и исследовательские умения для работы в качестве частных консультантов, организаторов специальных групп по интересам и ответственных за специфические группы клиентов.
Другие работники этого же типа открывают частные, ориентированные на прибыль учреждения для групп клиентов, нуждающихся в физическом уходе наряду со специальными социальными услугами. Патентованные и частные социальные работники часто заклю-
чают контракты с государственными и частными социальными агентствами, чтобы обеспечить дополнительные клинические и другие услуги. В любом
случае для получения разрешения профессионального цеха на такую деятельность работник должен придерживаться профессиональных стандартов и соответствующих государственных и местных законов.
Определения
Патентованная и частная практика в социальной работе определяется как "процесс, в котором ценности, знания и навыки в сфере социальной работы, приобретенные посредством надлежащего обучения и достаточного опыта, используются для самостоятельного предоставления социальных услуг клиентам за взаимно согласованную плату" (Р. Баркер, 1984). Чтобы считаться частными или патентованными практиками, социальные работники должны соответствовать десяти критериям, первые пять из которых отличают их от служащих агентств. Остальные критерии отличают их от других профессионалов и предпринимателей:
1. Работники нанимаются своими клиентами и несут ответственность перед ними, а не перед нанимателями из агентств.
2. Они определяют, кто будет их клиентом, а не ряботают с клиентами, назначенными им нанимателями из агентств.
3. Устанавливают и применяют на практике свой собственный метод лечения или вмешательства.
4. В большей степени используют профессиональные, нежели бюрократические, нормы для определения методов работы.
5. Не получают твердого жалованья от нанимателей из агентств, а получают плату за определенные услуги непосредственно от клиентов или же от финансовых агентств своих клиентов.
403
ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
6. Получили образование, соответствующее образованию социальных работников, занимающихся этим же видом практики.
7. Обладают достаточным опытом социальной работы.
8. Придерживаются стандартов, этики и ценностей социальной работы.
9. Получают патент или свидетельство социального работника от учреждений, обладающих юридическими полномочиями.
10. Несут ответственность как профессиональные социальные работники.
Об истории
Люди веками взимали плату за свои советы о том, как приспособиться к жизни в обществе. Почти столь же давно предприимчивые люди предоставляли благотворительные услуги нуждающимся. Плата за эти услуги поступала от родственников, церкви, филантропических организаций и от самих потребителей этих услуг. Позднее органы местного управления взяли на себя ответственность за удовлетворение социальных потребностей своих граждан и взимали налоги на эти цели. В значительной степени эти средства использовались местными властями для заключения соглашений с частными лицами о предоставлении определенных социальных услуг (У. Трэтнер, 1984).
Эта система социального обслуживания привела к серьезным проблемам. В условиях отсутствия регулирования или отчетности, при наличии немногочисленных стандартов практики многие клиенты попросту эксплуатировались. В значительной степени профессиональный цех социальных работников и сеть государственно регулируемых и управляемых социальных агентств были созданы для ликвидации такого положения дел (Р. Лубоув, 1965). Понятно, что социальные работники, профессия которых брала свое начало в таких условиях, никогда не испытывали энтузиазма в отношении патентованного и частного обслуживания.
Основатель и систематизатор профессиональной социальной работы Мэри Ричмонд давала клиентам частные консультации за плату (С. Ливенстейн, 1964). Она предсказывала в одном из своих ранних трудов (1922), что частная практика станет частью профессии. Тем не менее первые организации социальной работы не поощряли, не прощали и даже не признавали частную практику своих сотрудников. В результате к началу 50-х годов лишь несколько сот частных практикующих работников были признаны как члены профессионального цеха (Р. Смолли,
14—5382
1954). Когда в 1955 г. была создана Национальная ассоциация социальных работников (НАСР), ее первый президент в своей речи, произнесенной при вступлении в должность, поставил под вопрос профессиональную принадлежность лиц, занимающихся частной практикой (Н. Коэн, 1956).
Однако частная практика постепенно развивалась и становилась более влиятельной среди профессионалов. В 1958 г. НАСР признала ее законной частью социальной работы. В 1962 г. были установлены соответствующие стандарты. В дополнение к степени магистра социальной работы или эквивалентной степени, а также к членству в НАСР и наличию соответствующего свидетельства кандидат должен иметь пятилетний стаж практической подконтрольной работы в агентстве. Эти требования видоизменялись в последующие годы, так как государственные законы, касающиеся выдачи патентов, стали более детальными, а сертификационная программа Академии дипломированных социальных работников (АДCP) — более строгой.
В последующие десятилетия НАСР предпринимала и другие шаги в интересах частнопрактикующих работников. Были организованы необходимые учебные программы, опубликовано "Руководство по частной практике в социальной работе" (Совет по частной практике, 1974). В 1976 г. НАСР начала публиковать "Список социальных работников", чтобы дать общественности возможность узнать, кто из работников обладает определенной квалификацией для частной и клинической практики. НАСР лоббировала в законодательных органах штатов, в результате чего в большинстве штатов сейчас действуют законы, регулирующие деятельность социальных работников. Это особенно важно для частнопрактикующих работников, поскольку они практикуют вне агентств и не имеют контролирующих норм; сейчас они отчитываются непосредственно перед обществом. При помощи НАСР и других организаций того же профиля частные практики старались также, с умеренным успехом, воздействовать на компании, занимающиеся страхованием здоровья, и другие сторонние финансирующие организации с целью возмещения клиентам расходов на услуги социальной работы.
Современные тенденции
Частная и патентованная практика в социальной работе в последние два десятилетия стала гораздо более интенсивной. Статистика
ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
404
здесь недостаточна. Некоторые профессионалы не входят ни в одну организацию и не поддаются учету, многие же социальные работники принадлежат к двум или более организациям, что приводит к их неоднократному учету. Многие работники, в основном пенсионеры, работают от случая к случаю и тоже не попадают в статистические категории. Поэтому оценки количества профессионалов очень разнятся (Р. Баркер, 1984).
Рост числа независимых социальных работников объясняется различными факторами. Профессиональное одобрение и развитие системы стандартов воодушевили многих работников на занятие частной практикой. Общая социальная тенденция к преимущественной поддержке частной практики также оказала влияние на этот процесс. Еще более значимыми факторами оказались рост финансирования программ со стороны третьих организаций и бюджетные сокращения в социальных агентствах (Р. Баркер, 1983).
Экономические и политические изменения привели к сокращению государственного финансирования социальных агентств. Поэтому агентствам пришлось уменьшить число обслуживаемых клиентов, а также сотрудников. Столкнувшись с трудностью получения работы в агентствах, многие социальные работники оказались перед необходимостью обратиться к альтернативным формам труда, чтобы работать по избранной специальности. Между тем частные страховые компании и другие сторонние организации увеличили клиентуру. К1983 г. сторонние финансирующие организации оплачивали от 75 до 80% общей стоимости всего амбулаторного психотерапевтического ухода в Америке (Управление финансирования в здравоохранении, 1984). Таким образом, значительно большее число людей может теперь пользоваться услугами профессионалов из частного сектора, что создает новые рабочие места для всех практикующих лиц, включая социальных работников.
Растет число профессионалов из других специальностей, вступающих в область частной практики.
Частная и патентованная социальная работа будет недостаточно конкурентоспособна до тех пор, пока не сможет продемонстрировать общественности, что ее стандарты и квалификация специалистов по меньшей мере равны соответствующим показателям в других профессиях. Это означает, что тенденция к росту частной практики в социальной работе в значительной степени будет определяться теми стандартами и контролем за качеством
услуг, которые приняты в профессиональном цехе.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений