Текущие проблемы
Вероятно, самые важные проблемы таковы: 1) неудобство, которое испытывают социальные работники и организации социального обслуживания в связи с освещением их деятельности и в целом вниманием к ним средств массовой информации; 2) скептицизм по отношению к объему и характеру программ о социальном обслуживании; 3) воздействие, если таковое вообще оказывается, материалов средств массовой информации на широкую публику.
Прежде всего понятие "реклама" имеет для многих социальных работников отрицательный оттенок. Многие из них связывают различные способы рекламы с ловкостью, коммерцией, неискренностью и созданием привлекательных образов для плохих продуктов или людей. Некоторым социальным работникам не нравится "трубить о себе", и в большинстве своем они согласны, что "добрые дела говорят сами за себя". Однако в последнее время профессионалы начинают приходить к выводу о том, что эффективная связь с населением жизненно важна для целей социальной службы и что средства массовой информации могут играть важнейшую роль в этом процессе.
Другая проблема связана с тем, насколько хорошо средства массовой информации способны обслуживать сеть социальных организаций. Сомнения вызваны коммерческой ориентацией радио и телевидения. Этот сложный вопрос не может быть рассмотрев здесь достаточно полно. Однако правильно
будет сказать, что корпоративная природа и коммерческое финансирование средств массовой информации ограничивают объем и способы освещения деятельности социальных работников и организаций социальной службы. В то же время, несмотря на эти ограничения, средства массовой информации предоставляют возможности для передачи материалов, имеющих колоссальную ценность для служения людям. Эти возможности не следует упускать.
Последняя проблема связана с коммуникативной эффективностью средств массовой информации. Прежде чем тратить свое по минутам расписанное время и другие ресурсы на коммуникацию с помощью средств массовой инфорации, социальные работники должны знать, каких результатов можно ожидать от этих усилий. На определение эффективности нацелены научные исследования в области средств массовой информации.
Изучение воздействия средств массовой информации пошатнуло чрезмерный оптимизм в отношении процесса коммуникации и поведения людей. Соответствующие исследования имели результатом весьма скептические выводы о влиянии средств массовой информации вообще (Р.Бауэр, 1961); они также умерили оптимизм людей, интересовавшихся проблемами информации о состоянии здравоохранения, образования и других сфер социального обслуживания, относительно результатов усилий средств массовой информации. Волей-неволей пришлось сделать вывод, что "продажа здоровья отличается от продажи сигарет или мыла" (У. Гриффите и А. Кнутсон, 1960). Одной из главных ошибок первых кампаний социальных работников по информированию общественности с помощью средств массовой информации, а также исследований с целью оценки их воздействия была предпосылка, согласно которой информация оказывает прямое воздействие на ее предполагаемых потребителей. Эта модель массовой коммуникации уступает место более серьезным подходам, признающим сложность участвующих в коммуникации познавательных (когнитивных) процессов (Б. Дервин, 1981). Более отчетливо начинают вырисовываться факторы, которые должны приниматься в расчет при составлении эффективных сообщений для средств массовой информации (Г. Мендельсон, 1973; К. Эткин, 1981).
Действительно, стали часто встречаться сообщения о примерах успешных просветительных кампаний (С. Тэплин, 1981; П. Па-
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
296
ска и др., 1979; Н. Маккоби и Дж. Фаркуар, 1975; Н. Маккоби и др., 1977).
В сущности, исследователи признают, что средства массовой информации играют немаловажную роль в нашей жизни, но эта роль не является обязательно и главным образом непосредственно причинной. Их влияние "чаще всего идет по линии укрепления существующих убеждений и мнений и не направлено на изменение последних". Сообщения средств массовой информации наиболее убедительны в тех случаях, "когда мнения у людей еще не сформулированы окончательно" (Дж. Бад и Р. Маккрон, 1981).
Ясно, что "продажа идеи братства" и "продажа идеи здоровья" отличаются от продажи товаров потребления. Становится также ясно, что действительно возможно "продавать здоровье", "не продавать болезни" или же заниматься другими формами так называемого социального маркетинга через средства массовой информации, если имеется ясное представление как об ограниченности, так и о потенциальных возможностях этих средств. Социальные работники и представители других профессий, оказывающие помощь людям, начинают понимать и использовать имеющиеся в большинстве общин возможности обращения к средствам массовой информации, как дополняющим их деятельность по обслуживанию населения.
По мере того как американское общество приобретает все более информационный характер, социальные работники все лучше понимают значение средств массовой информации. Отмечая, что "потенциал использования социальными работниками средств массовой информации еще почти не затронут", Т. Уолци Ф. Гоффман (1982) и другие авторы предсказывают гораздо более значительную активность социальных работников в этой области в предстоящие годы.
Эдвард Броули
См. также: Профессия социального работника: современные требования; Территориальная община: социальные действия.
• AtkinC. К. (1981). Mass Media Information Campaign Effectiveness. In: R. E. Rice, W.J.Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 265—279). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Bauer R. (19*64). The Obstinate Audience: The Influence Process From the Point of View of Social Communication. American Psychologist, 19(5), 319—328. • Brawley E. A (1983). Mass Media and Numan Services: Getting the Message Across. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Brawley E. A.,
Martinez-Brawley E. E. (1982). The Rural or Small Town Newspaper as a Medium for Social Workers' Community Education and Prevention Efforts. In: L. C. Morris (Ed.). Dignity, Diversity, and Opportunity in Changing Rural Areas (p. 3—15). Columbia: University of South Carolina College of Social Work. • Budd J., McCron R. (1981). Health Education and the Mass Media: Past, Present and Potential. In: D. S. Leathar, G. B. Hastings, J. K. Davies (Eds.). Health Education and the Media (p. 33—43). London, England: Pergamon Press. • Dervin B. (1981). Mass Communicating: Changing Conceptions of the Audience. In: R. E. Rice, W. J. Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 71—87). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Glasser M. A. (1958). Public Attitudes Toward the Profession: What Shall They Be?— NASW News, 3(4), 7—10. • Griffiths W., KnutsonA. (1960). The Role of the Mass Media in Public Health.— American Journal of Public Health, 50(4), 515—523. • Maccoby N., Farguhar J. W. (1975). Communication for Health: Unselling Heart Disease.— Journal of Communication, 25(3), 114—126. • Maccoby N., et al.(1977). Reducing the Risk of Cardiovascular Disease: Effects of a Community-Based Campaign on Knowledge and Behavior.— Journal of Community Health, 3(2), 100—114.
• Mendelsohn #.(1973). Some Reasons Why Information Campaigns Can Succeed.— Public Opinion Quarterly, 37(1), 50—61. • Paisley W.J. (1981). Public Communication Campaigns: The American Experience. In: R. E. Rice, W.J. Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 15—40). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Patti R. J. (1983). Social Welfare Administration: Managing Social Programs in a Developmental Context. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall.
• President's Commission on Mental Health. (1978). Report to the President. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Puska P., et. al. (1979). A Comprehensive Television Smoking Cessation Programme in Finland.— International Journal of Health Education, 22(4),supplement. • RichanW. C. (1980).The Administrator as Advocate. In: F. D. Perlmutter, S. Slavin (Eds.). Leadership in Social Administration (p. 72—85). Philadelphia: Temple University Press. • Routzahn E. G. (1920). Elements of a Social Publicity Program. N. Y.: Russel Sage Foundation. • Schlachter R. H. (1980). The Use of the Media in Mental Health (SCAN Document No 31001620980). Wash., D. C: National Conference on Social Welfare. • Stein R. (1972). Media Power: Who
297
СУДЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Is Shaping Your Picture of the World. Boston: Houghton Mifflin Co. • Steiner R, (1977). Managing the Human Servace Organization: From Survival to Achievement. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • SundelM., Schanie C.F. (1978). Community Mental Health and Mass Media Preventive Education: The Alternatives Project.— Social Service Review, 52(2), 297—306. • Taplin S. (1981). Family Planning Communication Campaigns. In: R. E. Rice, W.J. Paisley (Eds.). Public Communication Campaigns (p. 127—142). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • WellsA. (Ed.) (1972).Mass Media and Society. Palo Alto, Calif.: National Press Books.
СТАТИСТИКА. См. Измерения в социальной работе.
СТРАХОВАНИЕ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ. См. Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Социальное страхование.
СУДЫ ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
На 1981 год в масштабах страны судами для несовершеннолетних было рассмотрено 1 348 000 дел, связанных с правонарушениями, совершенными подростками. Из них 159 000 дел представляли собой преступления против личности, 661 900 — имущественные преступления, 72 800 — нарушения законов о наркотиках, 206 000 — правонарушения общественного порядка и 248 300 дел были связаны с нарушением порядка (X. Шнайдер и др., 1983), т. е. конфликты юных нарушителей в семье, школе и т. п. Около половины всех дел, поступивших в су-
ды для несовершеннолетних, были разрешены без формального слушания. Около одной пятой всех подростков, официально осужденных судами для несовершеннолетних, было направлено в исправительные заведения, а более половины были условно освобождены на поруки (X. Шнайдер и др., 1983).
Статистика другого рода — обзор событий одного дня — освещает проблему с другой стороны. В один из обычных дней 1981 г. 72 тыс. подростков были обвинены или уже осуждены и заключены в соответствующие учреждения. Вчетверо большее количество несовершеннолетних было осуждено условно или освобождено под честное слово и поступило под наблюдение общинных властей.
Преступность несовершеннолетних достигла наивысшей отметки несколько лет тому назад в связи с достижением подросткового возраста поколением "детского бума" (Р. Кейвэн, 1969; X. Шнайдер и др., 1983). Судам приходится рассматривать огромное количество дел. В то время, когда происходит стремительный рост количества детских правонарушений, законность судов для несовершеннолетних, как таковая, подвергается серьезным политическим нападкам слева и справа. Левые обвиняют суды в необоснованных вторжениях в жизнь подростков, не совершивших уголовных преступлений, в слишком частых отказах от должного ведения процессов над теми, кто оказался вовлеченным в правонарушения. Правые заявляют, что суды слишком снисходительны к подросткам, представляющим явную угрозу общественной безопасности.
Но как левые, так и правые задают вопрос об эффективности реабилитационных программ для подростков, которыми руководствуются суды для несовершеннолетних (Ф. Хеллум, 1979; Дж. Хацлер, 1982; Р. Макнейли, 1983). Левые подчеркивают, что хотя программы общинного надзора и исправительных учреждений считают свою деятельность реабилитационной, в действительности подростки подвергаются наказанию, и иногда суровому. Правые же утверждают, что эти программы скорее потворствуют детям, а не исправляют их и что для некоторых подростков полезнее именно наказание, а не реабилитация.
Таким образом, подвергаются сомнению предпосылки, на которых основана система правосудия для несовершеннолетних. Мнят ли государство выступать в роли блАГОЖйЛ! тельного родителя при совершении детьми
преступлений и следует ли ему ibll iv....... ■
этой роли? Когда и при каких Ын ЮЯТММ 1
СУДЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
298
вах следует признавать детей ответственными за свои поступки? Знает ли общество, как реабилитировать несовершеннолетних правонарушителей? Эти вопросы приводят к изменениям в законах, судопроизводстве и отправлении правосудия для несовершеннолетних.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений