logo
том 3 энц

Социальная работа как профессия

В обращении к Национальной конферен­ции благотворительных организаций и исп­равительных заведений А. Флекснер (1915) произнес свой часю цитируемый приговор: социальная работа — это не профессия. Кро­ме того, он добавил, что шансы на получение ею полного профессионального статуса, срав­нимого со статусом утвердившихся профес­сий, очень невелики. Некоторые авторы (И. Эпштейн и К. Конрад, 1978; М. Коэн и Д. Вагнер, 1982) продолжают сомневаться в том, что социальная работа действительно достигла профессионального статуса. На их взгляд, более точно определить социальных работников как персонал агентств, чиновни­ков или квалифицированных рабочих, чем как представителей профессии. Другие рассматривают социальную работу как поч­ти профессию или полупрофессию. Н. Глей-зер (1974) утверждает, что только медицин­ские и правовые профессии являются "основными"; все остальные занятия, состав­ляющие социальную работу, суть "второсте­пенные".

Тем не менее социальная работа разви­лась в основную профессию по оказанию по­мощи. Как профессия она обладает некото­рыми чертами, ставящими ее особняком от более старых, традиционно ценимых профес­сий. Клиенты социальной работы — обычно представители слабых, уязвимых, экономи­чески необеспеченных слоев населения. Из-за постоянного контроля, являющегося неотъемлемой частью профессиональной де­ятельности в организациях социальной рабо­ты, отдельные работники не получили пол­ной профессиональной автономии.

Хотя рост частной практики является од­ним из направлений, достойных внимания, социальная работа, подобно преподава-

нию,— организаторская профессия, и соци­альные работники несут двойную ответствен­ность перед нанимателем и перед клиентом. Согласно Н. Хамфрейзу и М. Дайнерману (1984), эту черту можно считать достоинст­вом, особенно в то время, когда другие про­фессии также приобретают организацион­ный характер. Изменяющаяся природа профессиональной деятельности предостав­ляет социальной работе возможность играть роль образца в пересмотре и модернизации критериев профессионализма в американ­ском обществе.

Стремление к изменению основ жизни общества — еще одна характерная черта со­циальной работы (С. Хиндука и Б. Коэлин, 1975). Компоненты социального действия и социального изменения в рамках философии социальной работы иногда не согласуются с культурой и стилем профессионализма (А. Визорн, 1984). Хотя временами и возни­кает несоответствие между традиционным поведением профессионала и выступлением социальных работников за изменение основ социальной жизни, стремление к социально­му реформированию не может считаться не­совместимым с профессионализмом.

Профессионализм и творческое исполь­зование знаний из тщательно отобранных источников сами могут стать средствами разумных социальных изменений. Профес­сиональный статус означает общественное признание компетентности социальных ра­ботников, и если правильно использовать та­кое признание, то можно влиять на важные общественные решения, затрагивающие пла­нирование, предоставление социальных ус­луг и руководство ими. Мнения о том, что является допустимым для профессионалов поведением, меняются; типичным примером служит рекламное дело.

Проблемой, связанной с общественным пониманием социальной работы как профес­сии, является расширительное использова­ние понятия "социальный работник". Пара-профессионалы — включая технических специалистов и помощников по социальному обслуживанию, чья трудовая квалификация основывается на жизненном опыте или на об­разовательной подготовке в других областях, отличных от социальной работы, — часто от­носятся к категории социальных работников наряду с профессионально подготовленными людьми, получившими степень бакалавра или окончившими курс обучения по офици­ально утвержденной программе образования в области социальной работы. Такое широкое использование термина "социальный работ-

120

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

ник" приводит к путанице и является главным препятствием на пути к однозначному при­знанию социальной работы в качестве про­фессии.

Несмотря на это, социальная работа получила общественное признание. Более 400 университетов и колледжей предлагают утвержденные образовательные программы по социальной работе. Кроме того, тысячи общественных и частных здравоохранитель­ных и попечительских организаций по всем Соединенным Штатам тратят миллиарды долларов для найма профессиональных соци­альных работников.

Законодательные органы по меньшей ме­ре 33 штатов и двух территорий с полномочи­ями для ведения судопроизводства (Пуэрто-Рико и Виргинские острова) утвердили законы для регулирования практики соци­альной работы, придав ей статус сферы об­служивания граждан, регистрируя социаль­ных работников и выдавая им удостоверения или разрешения на их деятельность. Несмот­ря на значительное сопротивление, тенден­ция к лицензированию усиливается. Не­сколько штатов наделили социальных работников правами продавцов услуг, а стра­ховые компании рассматривают их как ква­лифицированных поставщиков услуг. Мно­гие федеральные организации, такие, как Специальный комитет по проблемам детей и семьи и Национальный институт психиче­ского здоровья, признают социальную работу профессией в своих договорных и дотацион­ных документах. Кроме того, растет число корпораций, нанимающих социальных ра­ботников для оказания услуг в рамках своих программ содействия работающим по найму. И в системе государственного социального обеспечения, и в частном секторе социальные работники пользуются значительным про­фессиональным авторитетом среди клиентов.