logo
том 3 энц

Масштабы деятельности

В последние два десятилетия в Соединен­ных Штатах и других странах, как развитых, так и развивающихся, произошло заметное расширение сети организаций в общинах и общественных групп по месту жительства. Эти группы, приобретая опыт, расширяют круг стоящих перед ними проблем, занимают более активные позиции, переходят от проте­стов к разработке позитивных программ в сферах социальных услуг и экономического развития и выходят за пределы своих районов на общенациональную арену. Национальная комиссия местных общин составила список, в котором насчитывалось более 8 тыс. групп ак­тивистов, действующих в общинах, а когда Управление по делам микрорайонов Мини­стерства жилищного строительства и город­ского развития создало расчетную палату, ее услугами воспользовались 4 тыс. соответству­ющих местных организаций. Число неком­мерческих организаций возросло с 500 тыс. в 1975 г. до 900 тыс. в 1980 г., причем большин­ство из них опиралось на общины. По сообще­нию Президентской комиссии по психиче­скому здоровью, в 1978 г. насчитывалось более 500 тыс. программ самопомощи. К кон­цу 80-х годов только в Нью-Йорке действова-

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ЭВОЛЮЦИЯ

241

ло 10 тыс. квартальных клубов. Ориентиро­вочно в целом по стране более 20 млн амери­канцев входят в сотни тысяч групп, действу­ющих в микрорайонах. Некоторые из этих групп малочисленны, другие же имеют отде­ления в нескольких штатах. Сеть разнообраз­ных организаций, через которые осуществля­ется деятельность общин, расширилась за счет групп квартиросъемщиков, домовла­дельцев и предпринимателей, церковных со­циальных объединений, профессиональных групп, организаций, занимающихся усовер­шенствованием микрорайонов, обществен­ных групп поддержания порядка, центров по­мощи женщинам — жертвам насилия и побоев, советов по коммунальным услугам и разнообразных консультативных групп при общинах.

Разные типы организаций — государст­венных, благотворительных, религиозных и коммерческих — действуют не только на об­щинном уровне, но и на низовом уровне, на межорганизационной основе, в масштабах города, штата и региона, затрагивая более или менее широкий круг интересов граждан. В каждом конкретном случае обязательно привлекают жителей, членов организаций, потребителей, клиентов или их представите­лей. Если же такое участие сводится к минимуму, а решения принимаются преиму­щественно профессионалами на строго раци­оналистической основе или под контролем местных официальных властей, то подобный процесс может быть охарактеризован как планирование — централизованное или де­централизованное. В условиях демократиче­ского общества общинная деятельность и пла­нирование могут быть соперничающими и взаимодополняющими, но при всех условиях они взаимодействуют. Общины имеют боль­шое значение для исполнительных, распоря­дительных и координирующих функций большинства организаций. Почти каждое ве­домство в той или иной мере заинтересовано в отношениях с общинами и хотя бы в номи­нальном воздействии на ту общественную среду, в которой осуществляются его про­граммы. Если организация вовлекает в разра­ботку и осуществление ее политики или программы своих членов, клиентов, потреби­телей, местных жителей, то сотрудники ее аппарата должны, несомненно, решать зада­чи, которые встают и на уровне общины.