logo
том 3 энц

137 Сеттльменты и территориальные центры

граммах круглосуточного содержания детей, о службах приходящих нянь, о государствен­ном жилье, о музыкальных школах и заняти­ях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, о курсах по озеленению, разбивке парков и игровых пло­щадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттльментах. Обычно инициатива исходила от них. В ответ правительство с определенного момента утверждало программу, которая ста­новилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе вышеупомянутого сеттльмента, созданного Лилиан Уолд.

Несмотря на то что социальная работа возникла в Обществе милосердия, она с само­го начала имела стиль работы и организацию по образцу сеттльмента. Более того, большая часть ранних исследований социальной рабо­ты осуществлялась в рамках этого движения в форме обследований потребностей общин. Первые исследования социальных работни­ков часто превращались из сырых данных в средство социальной защиты и в политиче­ские акции. В 50-х и 60-х годах большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы "Война с бед­ностью" для администрации Дж. Кеннеди— Л. Джонсона.

Функции сегодняшних местных центров во многих отношениях порождены функцио­нированием сеттльментов в прошлом. Однако множество особенностей в развитии разру­шили эти связи, и поэтому сегодняшняя прак­тика отличается от практики прошлого.

С одной стороны, большинство работни­ков местных центров, занятых как полный, так и неполный рабочий день, продолжают считаться непрофессионалами в территори­альной общине, где расположен их центр. С другой стороны, несмотря на то что достаточ­ное количество руководителей центра вырос­ло здесь, их проживание в сеттльменте явля­ется исключением из правила. Сегодня только исполнительный директор поселения Генри-Стрит действительно проживает в нем.

Сегодня, как и в первые десятилетия движения, социальная активность по разви­тию своего микрорайона остается неотъемле­мым компонентом программы типичного местного центра. Стандарты общенациональ­ной ассоциации — Объединения местных центров Америки (1979) требуют наличия программы социального развития во всех та­ких центрах. Сегодняшний типичный центр, напротив, посвящает этому организационно­му компоненту гораздо меньше времени и ре-

сурсов. Возможно, это объясняется растущи­ми ограничениями средств.

Сегодняшний сеттльмент — местный центр — по-прежнему обращается к пробле­мам новых иммигрантов, которые чаще явля­ются выходцами из Азии, испаноязычными или беженцами из "третьего мира", чем евро­пейцами, как это было в конце 1800 — начале 1900-х годов. Однако сегодня во многих местных центрах преобладающие группы их клиентов составляют низший класс — не­мощные и бедные пожилые люди, неполные бедные семьи и в целом самые бедные и самые бесправные неимущие.

Проблемы удаленности от местного цент­ра городских и проживающих в окрестностях жителей, обслуживаемых этими центрами, все в большей мере затрудняют усилия цент­ров по организации своих клиентов в жизне­способную политическую целостность, вклю­чающую разновозрастных соседей, которые обладают чувством принадлежности к своей общине. Одной из таких разделяющих людей проблем является "фрачная" тенденция, ког­да бесправные нежелательные соседи высе­ляются образованными представителями среднего класса, восстанавливающими и ре­монтирующими жилые застройки в центре города. "Фрачная" тенденция подрывает по­пытки работников центров объединить свою клиентуру общим делом.

Сегодняшние работники сеттльментов все еще ссылаются на свое "движение", кото­рое является движением скорее в философ­ском смысле, чем в действительности. Внача­ле 1900-х годов сеттльменты и местные центры организовались в городские федера­ции, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов; к 50-м годам в рамках "движения" внутри этой федерации насчитывалось от 250 до 300 чле­нов. В 1979 г. она была переименована в Объ­единение местных центров Америки. Это на­звание лучше отражало членство различных организаций.

С помощью таких организаций поселен­ческое движение получило национальное признание. Его влияние сказывалось на общенациональных и международных дви­жениях за права женщин, за мир и за принятие законов о детском труде. Как и большинство других жизнеспособных движе­ний, оно породило обширную литературу и выдвинуло выдающихся лидеров общенаци­онального масштаба, таких, как Джейн Адаме, Джулия Латроп, Мари Смихнович и Лилиан Уолд.

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

138

Сегодня сохранились только три город­ские федерации — в Нью-Йорке, Кливленде и Филадельфии. Центр тяжести их деятель­ности сместился от социальных реформ к поддержанию собственного местного центра как все более сложной бюрократической сис­темы, обладающей множеством служб и име­ющей много источников финансирования. В Объединении местных центров Америки насчитывается менее 100 членов (по данным 1984 г.). Европейский, Методистский и Лю­теранский общинные центры обладают еще меньшими признаками федерации, слабо или совсем не связаны с общенациональным Объединением, будущее которого неопреде­ленно.

Можно резонно возразить, что движения сеттльментов больше нет, несмотря на суще­ствование более чем 800 местных центров, зафиксированных в 1984 г., и 80—100 рели­гиозно-ориентированных центров. Короче говоря, сейчас в США больше, чем раньше, сеттльментов — местных центров, но слабее соответствующее общенациональное движе­ние.

По статистике 1984 г., средний бюджет местного центра колеблется в пределах от 500 тыс. до 1 млн долл. Однако центры в не­больших общинах обычно имеют бюджет в 200 тыс. долл., в то время как некоторые цен­тры, такие, как сеттльмент Генри-Стрит, Хулл-Хаус и центры Сан-Диего, имеют еже­годный бюджет, составляющий более 7 млн долл. Выполнение программ финансируется из таких источников, как правительственные контракты, дары, пожертвования и гонора­ры, специальные проекты, ограниченные вы­платы и дотации фондов. В последние годы центры, которые зависели от одного-двух ос­новных источников финансирования, под­верглись серьезному риску из-за урезания централизованных ассигнований. Во многих случаях субъекты финансирования стремят­ся контролировать (прямо или косвенно) ха­рактер и суть программ центров, по своей ориентации становятся более консерватив­ными, перераспределяют ресурсы с программ развития на такие услуги, как дневной уход, предотвращение подростковой беременно­сти, создание рабочих мест для молодежи и обслуживание пожилых. Чаще всего разра­ботчики программы вынуждены следовать приоритетам источников финансирования.

Программы местных центров стремятся следовать целям, приоритетным для прави­тельственного финансирования, и поэтому сосредоточены на обслуживании специфиче­ских возрастных групп: детей, подростков,

взрослых и пожилых людей. Сейчас програм­мы развития микрорайона и общинной орга­низации поддерживаются в меньшей степе­ни, чем в 60-е и 70-е годы.

Программы местных центров стремятся укреплять семью, создавая условия, способ­ствующие повышению качества семейной жизни. В последние годы центры сосредото­чили внимание на нетрадиционных формах семьи, особенно на семьях с одной матерью, которые преобладают в большинстве город­ских общин.

В основном микрорайон, обслуживаемый центром, соответствует району, обслуживае­мому местной начальной школой. Однако в некоторых случаях это население соответст­вующего квартала государственного жилья. Службы центра стремятся осуществлять мес­тные социальные действия на основе удов­летворения нужд общины. Эти нужды опре­деляются в ходе непосредственных (лицом к лицу) интервью с жителями, на основе соци­альных показателей, требований планирую­щих и финансирующих агентств.

Типичный местный центр имеет ряд про­грамм для детей, включая "Главный старт" и традиционные программы дневного содержа­ния детей, родители которых работают. Кро­ме того, в некоторых центрах есть внешколь­ные программы, чтобы обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьни­кам, у которых работают родители; услуги "за решеткой" часто совмещены с досуговыми, спортивными и медицинско-просветитель-ными. Все они включают в себя диагностику здоровья, его охрану и рациональное пита­ние. Некоторые центры также являются спонсорами, предоставляют помещение службам психического здоровья и обслужи­вают как детей, так и взрослых, имеющих соответствующие проблемы и проживающих в сеттльменте.

В сеттльментах и местных центрах всегда уделялось большое внимание подростковой молодежи. Программы для подростков ком­пенсировали недостатки обычного контроля поведения в городских районах. Это меры по предотвращению правонарушений и улично­го бандитизма с использованием "уличных работников" или "откомандированных работ­ников" для установления полезных связей с молодежными группами.

Кроме того, в местных центрах организо­ваны консультации. Службы профессио­нального обучения, совершенствования мас­терства и занятости готовят к социальной работе или обучают писать анкету, найти ра­боту и закрепиться там.

139

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Много внимания уделяется программам, рассчитанным на неполные семьи, число ко­торых нарастает. Предлагаются курсы по со­вершенствованию родительских умений мо­лодых людей и их семей. Хотя многие полагают, что просвещение родителей отни­мает время от родительского контроля, что может привести к правонарушениям, курсы пользуются популярностью. Они особенно полезны тем, кто сам вырос в неполной семье и не имел возможности наблюдать эффектив­ное родительское взаимодействие. В боль­шинстве центров имеются службы, предназ­наченные для девушек-подростков, а часто и для юношей, поскольку подростковая бере­менность в настоящее время вызывает озабо­ченность общества.

Существенное внимание в большинстве центров уделяется молодежным видам спорта и способам проведения досуга. Здесь молодые люди привлекаются к участию в консульти­ровании и в программах групповой работы. Наряду с проведением командных спортив­ных соревнований пропагандируются инди­видуальные способы проведения досуга, такие, как поднятие тяжестей, видео- и ком­пьютерные игры, театральные постановки и танцы. Кроме того, многие центры оплачива­ют лагеря дневного пребывания и даже пред­полагающие ночлег, хотя количество послед­них невелико.

Среди других программ значительное место занимают репетиторство, компенсаци­онные и альтернативные программы. В неко­торых центрах при настоятельной необходи­мости создаются альтернативные школы. При этом центр заключает соглашение о со­трудничестве с местной школьной системой.

Образовательные и тренинговые про­граммы для взрослых традиционно присущи службам местных центров. Они могут вклю­чать в себя как программы базового образова­ния взрослых, которые позволяют получить диплом о среднем образовании, так и самых различных курсов, вплоть до обучения ис­пользованию компьютера при приготовлении пищи или шитье одежды. Для взрослых обычно предназначены разнообразные кон­сультативные службы. Они могут быть рассчитаны на семью, ориентированы на про­блемы образования, физического или психи­ческого здоровья, на финансовые вопросы или просвещение.

Еще одна значительная часть программ для взрослых — программы занятости и тре­нинга. Государственные и местные фонды часто используются для оплаты соответству­ющих интенсивных программ. Тренинг про-

фессиональных навыков может включать в себя базовое образование взрослых, тренинг по месту работы в соответствии с видами про­мышленности, аудиторный тренинг для но­вых типов труда и карьеры, заполнение анке­ты, нахождение работы и собеседование.

Службы для пожилых могут включать в себя доставку питания на дом, приготовление завтрака и организацию досуга в центре для пожилых, информацию о других соответст­вующих услугах и пособиях, оказание днев­ного ухода за немощными стариками, в том числе прогулки с ними. Все это сопровожда­ется профилактическими осмотрами, кон­сультациями по вопросам здоровья, трениро­ванности и оказанием других необходимых услуг.

Общинная организация и социальные ак­ции исторически были основной частью про­грамм сеттльментов. Традиционно центры не только предоставляли непосредственные ус­луги, но и оказывали давление на местные органы управления и агентства, когда пробле­мы касались большого числа жителей сеттль­мента. С 60-х годов снижение финансирова­ния привело к тому, что этому компоненту обслуживания стало уделяться меньше вни­мания. В прошлом работники поселения по­могали соседям выработать подходы к дейст­вию территориальной общины по общим проблемам, таким, как борьба с крысами, ус­тройство игровых площадок или вопросы об­разования. С прекращением финансирова­ния социальных акций местные центры в большей мере перешли к непосредственному обслуживанию. Сейчас местные программы развития сеттльмента сосредоточены на та­ких житейских вопросах, как формирование совета жильцов, работа по восстановлению жилья и улучшению управления жилищным хозяйством, получение от существующих служб таких услуг, которые ориентированы на общину. Организация и развитие жизни общины, оставаясь потенциальной целью, больше не является преобладающим направ­лением работы.

В небольших центрах директор обычно профессиональный социальный работник, а также есть ряд профессионалов, занятых полный рабочий день. Социальные работни­ки, занятые неполный рабочий день, часто нанимаются для реализации специфических программ — консультирования, служб пси­хического здоровья и служб семьи или надзо­ра за их выполнением. В малых и средних центрах помощником директора тоже может быть профессиональный социальный работ­ник.

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

140

Помимо профессионального социального работника, являющегося исполнительным директором, средние и большие агентства мо­гут нанимать профессиональных социальных работников (как и профессионалов других специальностей) в качестве директоров про­грамм специальных служб, а при децентра­лизации этих программ — в качестве мест­ных менеджеров. Общей особенностью всех центров, независимо от их размера, является использование значительного числа жителей в роли служащих. Привлечение местных жи­телей в качестве персонала часто увеличивает ответственность центров за местные пробле­мы, а также порождает конфликты между персоналом и советом директоров, что может препятствовать нормальному функциониро­ванию агентства. Например, конфликт мо­жет возникнуть из-за решения нанять мест­ных профессионалов, тогда как из-за сложности выполняемых функций необходи­мо пригласить экспертов с техническим обра­зованием.

До 60-х годов членами советов директо­ров становились в основном местные предста­вители властной элиты. Большинство из них были уважаемые и часто богатые люди, пре­имущественно белые. В 60-х годах в составе советов директоров оказались лидеры мень­шинств и общин. Затем, в конце 70-х, центры начали находить баланс и достигать приемле­мой пропорции между финансированием и требованиями общины. Целью такого комп­ромисса было не только обеспечение гаранти­рованной ответственности перед жителями территориальной общины за свои програм­мы, но и более щедрое их финансирование, их профессионализация и подотчетность. Се­годня центры пытаются восстановить про­фессионализм, сохранив поддержку общи­ны. Для достижения этого баланса в некоторых центрах есть два совета — обыч­ный и общественно-совещательный.

Таким образом, службы местных центров свернули социальные акции и требования со­циальных перемен и сосредоточились на ока­зании прямых услуг всех типов — услуг, ко­торые часто регулируются и ограничиваются источниками финансирования. Кроме того, их деятельность сместилась от обобщенных семейных и общинных услуг к более четко специализированному обслуживанию с уче­том особенностей возрастных групп. Для раз­личных служб становится все более затрудни­тельным реагировать на меняющиеся потребности общин, а также заниматься экс­периментальными проектами для создания новых служб. Эти перемены частично обус-

ловлены ограниченными финансовыми сред­ствами, выделяемыми агентствами на содер­жание этих центров; кроме того, приоритеты агентств не всегда могут совпадать с нуждами конкретной общины.

Другой важной тенденцией является уменьшение контактов между центрами. Об­щенациональная организация — Объедине­ние местных центров Америки — утратила свои фонды, персонал и программы вследст­вие изменения национальных приоритетов. Кроме того, сократилось количество ее чле­нов. Общегородские федерации и союзы в последние 10 лет были распущены по разным причинам, в том числе из-за изменения меха­низма и общей тенденции к изоляции отдель­ных центров.

Помимо перечисленных тенденций перед местными центрами встало огромное количе­ство нерешенных вопросов. Способ их разре­шения предопределит будущее их программ:

1. В течение 60-х годов общественное уп­равление в сеттльментах вызвало значитель­ное напряжение. В последние годы все боль­ше внимания уделяется попыткам соответствовать стандартам Объединения ме­стных центров Америки повысить качество управления, профессионализировать руко­водство и персонал.

2. Заострилась дилемма: следует ли цен­трам обслуживать низкодоходные группы на­селения (что всегда являлось их традицион­ной чертой) или пытаться распространить свои усилия на клиентов из среднего класса, подо что может быть выделено целевое фи­нансирование?

3. Финансовое приспособленчество — очевидная опасность для тех центров, кото­рые при разработке программ признают при­оритеты государственных или частных ис­точников финансирования перед нуждами общин. Это будет актуально, пока не будут найдены другие способы финансирования.

4. Конфликтность дирекции и обще­ственного управления в сеттльментах по-прежнему стоит на повестке дня при опреде­лении состава совета директоров.

Это давнишние и трудные вопросы, сто­ящие перед центрами, и их нелегко разре­шить. Тем не менее это необходимо сделать для определения направлений будущего пла­нирования и проведения в жизнь всеобщих высоких стандартов функционирования этих уникальных центров, обслуживающих го­родских бедняков.

Грант Ловенбрук, Поль Кейс

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

141

См. также: История и эволюция практиче­ской социальной работы; История соци­ального обеспечения; Территориальная община- социальные действия; Террито­риальная община: эволюция; Террито­риальный аспект социальной работы.

Davis A. F. (1977). Settlments: History. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., Vol.2, p. 1175—1180). N. Y., National Association of Social Workers. • Day E. (1979). Program Development. N. Y., National Federation of Settlments. • HillmanA. (1960).Neighborhood Centers Today. N. Y., National Federation of Settlments. • Loavenbruck G. (1983). Recommended Job Classification and Salary Standards for Neighborhood Centers. N. Y., United Neighborhood Centers of America. • Loavenbruck G. (1984). Unpublished research. • WaldL (1915). The House on Henry Street. N. Y.: Henry Holt & Co.

СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Сравнительные исследования в области социального обеспечения помогают понимать национальные и международные модели со­циальной работы, развивающиеся в ответ на периодически возникающий, независимо от политических и экономических систем, со­циальный риск, которому подвергаются лю­ди, — например, бедность, голод, болезнь, нетрудоспособность, ранняя смерть. Сравне­ние систем социального обеспечения являет­ся аналитическим приемом, а международ­ная социальная работа характеризует содержание социальной практики в различ­ных странах.

Международная социальная работа и сравнение систем социального обеспечения взаимно дополняют друг друга. Они создают методологически последовательную анали­тическую основу для проведения исследова­ний в различных, тесно взаимосвязанных об­ластях.

Ученые-социологи используют сравни­тельный анализ особенно часто в социальном

управлении, социальном обеспечении, а так­же при рассмотрении социальной политики. Эта весьма обширная сфера исследований со­держит множество невостребованных фактов и теорий и предоставляет большие возможно­сти для ее развития. Если работники социаль­ного обеспечения проявляют заботу о челове­ке, то специалисты в области сравнительного анализа социального обеспечения переводят теорию и практику решения связанных с этим проблем "в другое состояние". Сравнитель­ный анализ позволяет исследовать перемен­ные величины систем социального обеспече­ния. Это и есть попытка объяснить жизненные ситуации, политику, институты, ценности, ресурсы, методологию и системы снабжения в этой сфере в различных обще­ствах путем анализа отдельных параметров сложных социальных вопросов и проблем и разных подходов к их решению.

Анализ показывает, что проблемы срав­нительного анализа социального обеспече­ния в разных странах распадаются на три категории: оперативные, формирующие идеи и проблемы качества жизни. Оператив­ными в свою очередь могут быть методоло­гические, организационные и структурные проблемы различных систем. Проблемы, формирующие идеи, связаны с концептуаль­ными и нормативными процессами в систе­мах. Проблемы качества жизни подразумева­ют социальные показатели, относящиеся к качеству жизни в различных странах. При­ступая к современному сравнительному ана­лизу, необходимо учитывать три обстоятель­ства: во-первых, парадигма —единство в многообразии" помогает установить уникаль­ность каждой сравниваемой единицы; во-вторых, цель сравнительного анализа носит гуманитарный, нейтральный и рациональ­ный характер; в-третьих, ученые-аналитики оперируют проблемами, требующими согла­сованных общественных усилий и эффектив­ного социального вмешательства.

Ряд вопросов представляет принципиаль­ный интерес в области сравнительного анали­за социального обеспечения. Устарело ли социальное обеспечение как институт? Со­действует ли социополитическое окружение решению проблем качества жизни? Эффек­тивно ли функционирует система социально­го обеспечения? Предпринимаются ли созна­тельные усилия для улучшения условий жизни человека и общества? Попытки отве­тить на эти вопросы могут породить в различ­ных обществах многочисленные и противоре­чивые идеи. Однако задача сравнительного анализа - объективно доказать состоятель-

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

142

ность или несостоятельность решения ука­занных вопросов в свете общественного кон­текста и общих норм. В системе анализа социального обеспечения правомерность, ха­рактер и размер дотаций, методы финансиро­вания и организация управления служат в качестве основных показателей. Сравнитель­ный анализ — трудоемкая и тонкая задача. Анализ, основанный на сравнении несколь­ких стран, может не вызвать концептуально-методологических проблем, если ограни­чивается стандартными экономическими показателями. Однако он может превратить­ся в весьма сложную задачу, если предметом исследования становятся различные соци­альные проблемы. В связи со сложностью пе­ременных величин и их взаимосвязанностью анализ этих проблем приобретает неординар­ный характер.

Целесообразно обратить внимание преж­де всего на различные модели вмешательства для решения проблем социального развития. В этой связи необходимо отметить, что в по­следние годы сама концепция "государства всеобщего благосостояния" подвергается все большему сомнению. Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, получившая развитие в послево­енные годы, кажется, больше не срабатывает. В действительности подобного рода вмеша­тельства в экономику чаще порождают новые проблемы, чем оказывают помощь. Эффек­тивность государственных мер, а следова­тельно, и их необходимый объем поставлены под вопрос. Возможности и сама реальность создания "государства всеобщего благососто­яния" вызывают серьезное сомнение.

Например, послевоенная Великобрита­ния, некогда служившая моделью "государст­ва всеобщего благосостояния", в значитель­ной степени превратилась в свою противоположность, обнаружив тенденцию к изоляции сферы социального обеспечения от широких структур общества.

Социальное обеспечение различают по времени и месту. В последние десятилетия оно показало себя динамичной силой разви­тия. Современные развитые капиталистиче­ские страны ищут более эффективные аль­тернативы прежним моделям вмешательства. Однако страны "третьего мира" по-прежнему придерживались реформистских стратегий, основанных на уничижительных и остаточ­ных принципах. Устарела ли идея социаль­ного обеспечения? Это во многом зависит от социальных реалий и политических позиций субъекта. Политические реалии в различных странах находятся в процессе изменений, и

социальная политика воздействует на из­бранные модели вмешательства. Внутрипо­литические проблемы как на Востоке, так и на Западе влияют на международный соци­альный климат, а международные проблемы оказывают воздействие на внутреннюю поли­тику и программы, которые нуждаются в из­менениях прагматического свойства. Поэто­му системы социального обеспечения постоянно меняются. Во многих случаях политические и экономические соображения перевешивают общественные потребности, надежды и обязательства.

Программы социального обеспечения предполагают три рода действий: 1) деятель­ность в области социального обеспечения или поиск социальной защиты и социальной справедливости; 2) организация социальных служб или поиск структур адекватной социа­лизации; 3) осуществление социальных акций или поиск лучшего образа государст­венного и общественного устройства. Боль­шинство проблем сравнительных систем современного социального обеспечения каса­ется функционирования и реализации соци­альных программ. Формирование политики и планирование используются для измене­ния, реализации и содействия выполнению программ, однако в различных обществах по-разному подходят к осуществлению этих задач. Все такие подходы "зажаты" между консервативной функцией социального обес­печения, суть которой — способствовать со­хранению социальной системы, и ее иннова­ционными функциями, суть которых — повлиять на адаптацию социальных институ­тов к новым условиям. Основные проблемы заключаются в отсутствии надежных меха­низмов решения конфликтов внутри государ­ства или среди государств; недостатках в ра­боте образовательных и других социальных институтов по адекватной подготовке моло­дых людей к условиям современного мира; отсутствии систем социальной поддержки, способствующих компенсации изменений в структуре семьи, ее нереализованных талан­тов и энергии, потери здоровья; несостоятель­ности социального обеспечения в организа­ции всесторонней помощи и обслуживании социально уязвимых слоев населения.

Появление "общих" и "персональных" со­циальных услуг во всем индустриальном ми­ре — пример изменений, происходящих в формах обслуживания, влияющих на такие области и виды деятельности, как социальное обеспечение семьи и ребенка; социальные службы для молодых и пожилых; социальное обеспечение инвалидов, слабых и умственно