137 Сеттльменты и территориальные центры
граммах круглосуточного содержания детей, о службах приходящих нянь, о государственном жилье, о музыкальных школах и занятиях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, о курсах по озеленению, разбивке парков и игровых площадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттльментах. Обычно инициатива исходила от них. В ответ правительство с определенного момента утверждало программу, которая становилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе вышеупомянутого сеттльмента, созданного Лилиан Уолд.
Несмотря на то что социальная работа возникла в Обществе милосердия, она с самого начала имела стиль работы и организацию по образцу сеттльмента. Более того, большая часть ранних исследований социальной работы осуществлялась в рамках этого движения в форме обследований потребностей общин. Первые исследования социальных работников часто превращались из сырых данных в средство социальной защиты и в политические акции. В 50-х и 60-х годах большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы "Война с бедностью" для администрации Дж. Кеннеди— Л. Джонсона.
Функции сегодняшних местных центров во многих отношениях порождены функционированием сеттльментов в прошлом. Однако множество особенностей в развитии разрушили эти связи, и поэтому сегодняшняя практика отличается от практики прошлого.
С одной стороны, большинство работников местных центров, занятых как полный, так и неполный рабочий день, продолжают считаться непрофессионалами в территориальной общине, где расположен их центр. С другой стороны, несмотря на то что достаточное количество руководителей центра выросло здесь, их проживание в сеттльменте является исключением из правила. Сегодня только исполнительный директор поселения Генри-Стрит действительно проживает в нем.
Сегодня, как и в первые десятилетия движения, социальная активность по развитию своего микрорайона остается неотъемлемым компонентом программы типичного местного центра. Стандарты общенациональной ассоциации — Объединения местных центров Америки (1979) требуют наличия программы социального развития во всех таких центрах. Сегодняшний типичный центр, напротив, посвящает этому организационному компоненту гораздо меньше времени и ре-
сурсов. Возможно, это объясняется растущими ограничениями средств.
Сегодняшний сеттльмент — местный центр — по-прежнему обращается к проблемам новых иммигрантов, которые чаще являются выходцами из Азии, испаноязычными или беженцами из "третьего мира", чем европейцами, как это было в конце 1800 — начале 1900-х годов. Однако сегодня во многих местных центрах преобладающие группы их клиентов составляют низший класс — немощные и бедные пожилые люди, неполные бедные семьи и в целом самые бедные и самые бесправные неимущие.
Проблемы удаленности от местного центра городских и проживающих в окрестностях жителей, обслуживаемых этими центрами, все в большей мере затрудняют усилия центров по организации своих клиентов в жизнеспособную политическую целостность, включающую разновозрастных соседей, которые обладают чувством принадлежности к своей общине. Одной из таких разделяющих людей проблем является "фрачная" тенденция, когда бесправные нежелательные соседи выселяются образованными представителями среднего класса, восстанавливающими и ремонтирующими жилые застройки в центре города. "Фрачная" тенденция подрывает попытки работников центров объединить свою клиентуру общим делом.
Сегодняшние работники сеттльментов все еще ссылаются на свое "движение", которое является движением скорее в философском смысле, чем в действительности. Вначале 1900-х годов сеттльменты и местные центры организовались в городские федерации, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов; к 50-м годам в рамках "движения" внутри этой федерации насчитывалось от 250 до 300 членов. В 1979 г. она была переименована в Объединение местных центров Америки. Это название лучше отражало членство различных организаций.
С помощью таких организаций поселенческое движение получило национальное признание. Его влияние сказывалось на общенациональных и международных движениях за права женщин, за мир и за принятие законов о детском труде. Как и большинство других жизнеспособных движений, оно породило обширную литературу и выдвинуло выдающихся лидеров общенационального масштаба, таких, как Джейн Адаме, Джулия Латроп, Мари Смихнович и Лилиан Уолд.
СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ
138
Сегодня сохранились только три городские федерации — в Нью-Йорке, Кливленде и Филадельфии. Центр тяжести их деятельности сместился от социальных реформ к поддержанию собственного местного центра как все более сложной бюрократической системы, обладающей множеством служб и имеющей много источников финансирования. В Объединении местных центров Америки насчитывается менее 100 членов (по данным 1984 г.). Европейский, Методистский и Лютеранский общинные центры обладают еще меньшими признаками федерации, слабо или совсем не связаны с общенациональным Объединением, будущее которого неопределенно.
Можно резонно возразить, что движения сеттльментов больше нет, несмотря на существование более чем 800 местных центров, зафиксированных в 1984 г., и 80—100 религиозно-ориентированных центров. Короче говоря, сейчас в США больше, чем раньше, сеттльментов — местных центров, но слабее соответствующее общенациональное движение.
По статистике 1984 г., средний бюджет местного центра колеблется в пределах от 500 тыс. до 1 млн долл. Однако центры в небольших общинах обычно имеют бюджет в 200 тыс. долл., в то время как некоторые центры, такие, как сеттльмент Генри-Стрит, Хулл-Хаус и центры Сан-Диего, имеют ежегодный бюджет, составляющий более 7 млн долл. Выполнение программ финансируется из таких источников, как правительственные контракты, дары, пожертвования и гонорары, специальные проекты, ограниченные выплаты и дотации фондов. В последние годы центры, которые зависели от одного-двух основных источников финансирования, подверглись серьезному риску из-за урезания централизованных ассигнований. Во многих случаях субъекты финансирования стремятся контролировать (прямо или косвенно) характер и суть программ центров, по своей ориентации становятся более консервативными, перераспределяют ресурсы с программ развития на такие услуги, как дневной уход, предотвращение подростковой беременности, создание рабочих мест для молодежи и обслуживание пожилых. Чаще всего разработчики программы вынуждены следовать приоритетам источников финансирования.
Программы местных центров стремятся следовать целям, приоритетным для правительственного финансирования, и поэтому сосредоточены на обслуживании специфических возрастных групп: детей, подростков,
взрослых и пожилых людей. Сейчас программы развития микрорайона и общинной организации поддерживаются в меньшей степени, чем в 60-е и 70-е годы.
Программы местных центров стремятся укреплять семью, создавая условия, способствующие повышению качества семейной жизни. В последние годы центры сосредоточили внимание на нетрадиционных формах семьи, особенно на семьях с одной матерью, которые преобладают в большинстве городских общин.
В основном микрорайон, обслуживаемый центром, соответствует району, обслуживаемому местной начальной школой. Однако в некоторых случаях это население соответствующего квартала государственного жилья. Службы центра стремятся осуществлять местные социальные действия на основе удовлетворения нужд общины. Эти нужды определяются в ходе непосредственных (лицом к лицу) интервью с жителями, на основе социальных показателей, требований планирующих и финансирующих агентств.
Типичный местный центр имеет ряд программ для детей, включая "Главный старт" и традиционные программы дневного содержания детей, родители которых работают. Кроме того, в некоторых центрах есть внешкольные программы, чтобы обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьникам, у которых работают родители; услуги "за решеткой" часто совмещены с досуговыми, спортивными и медицинско-просветитель-ными. Все они включают в себя диагностику здоровья, его охрану и рациональное питание. Некоторые центры также являются спонсорами, предоставляют помещение службам психического здоровья и обслуживают как детей, так и взрослых, имеющих соответствующие проблемы и проживающих в сеттльменте.
В сеттльментах и местных центрах всегда уделялось большое внимание подростковой молодежи. Программы для подростков компенсировали недостатки обычного контроля поведения в городских районах. Это меры по предотвращению правонарушений и уличного бандитизма с использованием "уличных работников" или "откомандированных работников" для установления полезных связей с молодежными группами.
Кроме того, в местных центрах организованы консультации. Службы профессионального обучения, совершенствования мастерства и занятости готовят к социальной работе или обучают писать анкету, найти работу и закрепиться там.
139
СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ
Много внимания уделяется программам, рассчитанным на неполные семьи, число которых нарастает. Предлагаются курсы по совершенствованию родительских умений молодых людей и их семей. Хотя многие полагают, что просвещение родителей отнимает время от родительского контроля, что может привести к правонарушениям, курсы пользуются популярностью. Они особенно полезны тем, кто сам вырос в неполной семье и не имел возможности наблюдать эффективное родительское взаимодействие. В большинстве центров имеются службы, предназначенные для девушек-подростков, а часто и для юношей, поскольку подростковая беременность в настоящее время вызывает озабоченность общества.
Существенное внимание в большинстве центров уделяется молодежным видам спорта и способам проведения досуга. Здесь молодые люди привлекаются к участию в консультировании и в программах групповой работы. Наряду с проведением командных спортивных соревнований пропагандируются индивидуальные способы проведения досуга, такие, как поднятие тяжестей, видео- и компьютерные игры, театральные постановки и танцы. Кроме того, многие центры оплачивают лагеря дневного пребывания и даже предполагающие ночлег, хотя количество последних невелико.
Среди других программ значительное место занимают репетиторство, компенсационные и альтернативные программы. В некоторых центрах при настоятельной необходимости создаются альтернативные школы. При этом центр заключает соглашение о сотрудничестве с местной школьной системой.
Образовательные и тренинговые программы для взрослых традиционно присущи службам местных центров. Они могут включать в себя как программы базового образования взрослых, которые позволяют получить диплом о среднем образовании, так и самых различных курсов, вплоть до обучения использованию компьютера при приготовлении пищи или шитье одежды. Для взрослых обычно предназначены разнообразные консультативные службы. Они могут быть рассчитаны на семью, ориентированы на проблемы образования, физического или психического здоровья, на финансовые вопросы или просвещение.
Еще одна значительная часть программ для взрослых — программы занятости и тренинга. Государственные и местные фонды часто используются для оплаты соответствующих интенсивных программ. Тренинг про-
фессиональных навыков может включать в себя базовое образование взрослых, тренинг по месту работы в соответствии с видами промышленности, аудиторный тренинг для новых типов труда и карьеры, заполнение анкеты, нахождение работы и собеседование.
Службы для пожилых могут включать в себя доставку питания на дом, приготовление завтрака и организацию досуга в центре для пожилых, информацию о других соответствующих услугах и пособиях, оказание дневного ухода за немощными стариками, в том числе прогулки с ними. Все это сопровождается профилактическими осмотрами, консультациями по вопросам здоровья, тренированности и оказанием других необходимых услуг.
Общинная организация и социальные акции исторически были основной частью программ сеттльментов. Традиционно центры не только предоставляли непосредственные услуги, но и оказывали давление на местные органы управления и агентства, когда проблемы касались большого числа жителей сеттльмента. С 60-х годов снижение финансирования привело к тому, что этому компоненту обслуживания стало уделяться меньше внимания. В прошлом работники поселения помогали соседям выработать подходы к действию территориальной общины по общим проблемам, таким, как борьба с крысами, устройство игровых площадок или вопросы образования. С прекращением финансирования социальных акций местные центры в большей мере перешли к непосредственному обслуживанию. Сейчас местные программы развития сеттльмента сосредоточены на таких житейских вопросах, как формирование совета жильцов, работа по восстановлению жилья и улучшению управления жилищным хозяйством, получение от существующих служб таких услуг, которые ориентированы на общину. Организация и развитие жизни общины, оставаясь потенциальной целью, больше не является преобладающим направлением работы.
В небольших центрах директор обычно профессиональный социальный работник, а также есть ряд профессионалов, занятых полный рабочий день. Социальные работники, занятые неполный рабочий день, часто нанимаются для реализации специфических программ — консультирования, служб психического здоровья и служб семьи или надзора за их выполнением. В малых и средних центрах помощником директора тоже может быть профессиональный социальный работник.
СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ
140
Помимо профессионального социального работника, являющегося исполнительным директором, средние и большие агентства могут нанимать профессиональных социальных работников (как и профессионалов других специальностей) в качестве директоров программ специальных служб, а при децентрализации этих программ — в качестве местных менеджеров. Общей особенностью всех центров, независимо от их размера, является использование значительного числа жителей в роли служащих. Привлечение местных жителей в качестве персонала часто увеличивает ответственность центров за местные проблемы, а также порождает конфликты между персоналом и советом директоров, что может препятствовать нормальному функционированию агентства. Например, конфликт может возникнуть из-за решения нанять местных профессионалов, тогда как из-за сложности выполняемых функций необходимо пригласить экспертов с техническим образованием.
До 60-х годов членами советов директоров становились в основном местные представители властной элиты. Большинство из них были уважаемые и часто богатые люди, преимущественно белые. В 60-х годах в составе советов директоров оказались лидеры меньшинств и общин. Затем, в конце 70-х, центры начали находить баланс и достигать приемлемой пропорции между финансированием и требованиями общины. Целью такого компромисса было не только обеспечение гарантированной ответственности перед жителями территориальной общины за свои программы, но и более щедрое их финансирование, их профессионализация и подотчетность. Сегодня центры пытаются восстановить профессионализм, сохранив поддержку общины. Для достижения этого баланса в некоторых центрах есть два совета — обычный и общественно-совещательный.
Таким образом, службы местных центров свернули социальные акции и требования социальных перемен и сосредоточились на оказании прямых услуг всех типов — услуг, которые часто регулируются и ограничиваются источниками финансирования. Кроме того, их деятельность сместилась от обобщенных семейных и общинных услуг к более четко специализированному обслуживанию с учетом особенностей возрастных групп. Для различных служб становится все более затруднительным реагировать на меняющиеся потребности общин, а также заниматься экспериментальными проектами для создания новых служб. Эти перемены частично обус-
ловлены ограниченными финансовыми средствами, выделяемыми агентствами на содержание этих центров; кроме того, приоритеты агентств не всегда могут совпадать с нуждами конкретной общины.
Другой важной тенденцией является уменьшение контактов между центрами. Общенациональная организация — Объединение местных центров Америки — утратила свои фонды, персонал и программы вследствие изменения национальных приоритетов. Кроме того, сократилось количество ее членов. Общегородские федерации и союзы в последние 10 лет были распущены по разным причинам, в том числе из-за изменения механизма и общей тенденции к изоляции отдельных центров.
Помимо перечисленных тенденций перед местными центрами встало огромное количество нерешенных вопросов. Способ их разрешения предопределит будущее их программ:
1. В течение 60-х годов общественное управление в сеттльментах вызвало значительное напряжение. В последние годы все больше внимания уделяется попыткам соответствовать стандартам Объединения местных центров Америки повысить качество управления, профессионализировать руководство и персонал.
2. Заострилась дилемма: следует ли центрам обслуживать низкодоходные группы населения (что всегда являлось их традиционной чертой) или пытаться распространить свои усилия на клиентов из среднего класса, подо что может быть выделено целевое финансирование?
3. Финансовое приспособленчество — очевидная опасность для тех центров, которые при разработке программ признают приоритеты государственных или частных источников финансирования перед нуждами общин. Это будет актуально, пока не будут найдены другие способы финансирования.
4. Конфликтность дирекции и общественного управления в сеттльментах по-прежнему стоит на повестке дня при определении состава совета директоров.
Это давнишние и трудные вопросы, стоящие перед центрами, и их нелегко разрешить. Тем не менее это необходимо сделать для определения направлений будущего планирования и проведения в жизнь всеобщих высоких стандартов функционирования этих уникальных центров, обслуживающих городских бедняков.
Грант Ловенбрук, Поль Кейс
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
141
См. также: История и эволюция практической социальной работы; История социального обеспечения; Территориальная община- социальные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы.
• Davis A. F. (1977). Settlments: History. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., Vol.2, p. 1175—1180). N. Y., National Association of Social Workers. • Day E. (1979). Program Development. N. Y., National Federation of Settlments. • HillmanA. (1960).Neighborhood Centers Today. N. Y., National Federation of Settlments. • Loavenbruck G. (1983). Recommended Job Classification and Salary Standards for Neighborhood Centers. N. Y., United Neighborhood Centers of America. • Loavenbruck G. (1984). Unpublished research. • WaldL (1915). The House on Henry Street. N. Y.: Henry Holt & Co.
СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Сравнительные исследования в области социального обеспечения помогают понимать национальные и международные модели социальной работы, развивающиеся в ответ на периодически возникающий, независимо от политических и экономических систем, социальный риск, которому подвергаются люди, — например, бедность, голод, болезнь, нетрудоспособность, ранняя смерть. Сравнение систем социального обеспечения является аналитическим приемом, а международная социальная работа характеризует содержание социальной практики в различных странах.
Международная социальная работа и сравнение систем социального обеспечения взаимно дополняют друг друга. Они создают методологически последовательную аналитическую основу для проведения исследований в различных, тесно взаимосвязанных областях.
Ученые-социологи используют сравнительный анализ особенно часто в социальном
управлении, социальном обеспечении, а также при рассмотрении социальной политики. Эта весьма обширная сфера исследований содержит множество невостребованных фактов и теорий и предоставляет большие возможности для ее развития. Если работники социального обеспечения проявляют заботу о человеке, то специалисты в области сравнительного анализа социального обеспечения переводят теорию и практику решения связанных с этим проблем "в другое состояние". Сравнительный анализ позволяет исследовать переменные величины систем социального обеспечения. Это и есть попытка объяснить жизненные ситуации, политику, институты, ценности, ресурсы, методологию и системы снабжения в этой сфере в различных обществах путем анализа отдельных параметров сложных социальных вопросов и проблем и разных подходов к их решению.
Анализ показывает, что проблемы сравнительного анализа социального обеспечения в разных странах распадаются на три категории: оперативные, формирующие идеи и проблемы качества жизни. Оперативными в свою очередь могут быть методологические, организационные и структурные проблемы различных систем. Проблемы, формирующие идеи, связаны с концептуальными и нормативными процессами в системах. Проблемы качества жизни подразумевают социальные показатели, относящиеся к качеству жизни в различных странах. Приступая к современному сравнительному анализу, необходимо учитывать три обстоятельства: во-первых, парадигма —единство в многообразии" помогает установить уникальность каждой сравниваемой единицы; во-вторых, цель сравнительного анализа носит гуманитарный, нейтральный и рациональный характер; в-третьих, ученые-аналитики оперируют проблемами, требующими согласованных общественных усилий и эффективного социального вмешательства.
Ряд вопросов представляет принципиальный интерес в области сравнительного анализа социального обеспечения. Устарело ли социальное обеспечение как институт? Содействует ли социополитическое окружение решению проблем качества жизни? Эффективно ли функционирует система социального обеспечения? Предпринимаются ли сознательные усилия для улучшения условий жизни человека и общества? Попытки ответить на эти вопросы могут породить в различных обществах многочисленные и противоречивые идеи. Однако задача сравнительного анализа - объективно доказать состоятель-
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
142
ность или несостоятельность решения указанных вопросов в свете общественного контекста и общих норм. В системе анализа социального обеспечения правомерность, характер и размер дотаций, методы финансирования и организация управления служат в качестве основных показателей. Сравнительный анализ — трудоемкая и тонкая задача. Анализ, основанный на сравнении нескольких стран, может не вызвать концептуально-методологических проблем, если ограничивается стандартными экономическими показателями. Однако он может превратиться в весьма сложную задачу, если предметом исследования становятся различные социальные проблемы. В связи со сложностью переменных величин и их взаимосвязанностью анализ этих проблем приобретает неординарный характер.
Целесообразно обратить внимание прежде всего на различные модели вмешательства для решения проблем социального развития. В этой связи необходимо отметить, что в последние годы сама концепция "государства всеобщего благосостояния" подвергается все большему сомнению. Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, получившая развитие в послевоенные годы, кажется, больше не срабатывает. В действительности подобного рода вмешательства в экономику чаще порождают новые проблемы, чем оказывают помощь. Эффективность государственных мер, а следовательно, и их необходимый объем поставлены под вопрос. Возможности и сама реальность создания "государства всеобщего благосостояния" вызывают серьезное сомнение.
Например, послевоенная Великобритания, некогда служившая моделью "государства всеобщего благосостояния", в значительной степени превратилась в свою противоположность, обнаружив тенденцию к изоляции сферы социального обеспечения от широких структур общества.
Социальное обеспечение различают по времени и месту. В последние десятилетия оно показало себя динамичной силой развития. Современные развитые капиталистические страны ищут более эффективные альтернативы прежним моделям вмешательства. Однако страны "третьего мира" по-прежнему придерживались реформистских стратегий, основанных на уничижительных и остаточных принципах. Устарела ли идея социального обеспечения? Это во многом зависит от социальных реалий и политических позиций субъекта. Политические реалии в различных странах находятся в процессе изменений, и
социальная политика воздействует на избранные модели вмешательства. Внутриполитические проблемы как на Востоке, так и на Западе влияют на международный социальный климат, а международные проблемы оказывают воздействие на внутреннюю политику и программы, которые нуждаются в изменениях прагматического свойства. Поэтому системы социального обеспечения постоянно меняются. Во многих случаях политические и экономические соображения перевешивают общественные потребности, надежды и обязательства.
Программы социального обеспечения предполагают три рода действий: 1) деятельность в области социального обеспечения или поиск социальной защиты и социальной справедливости; 2) организация социальных служб или поиск структур адекватной социализации; 3) осуществление социальных акций или поиск лучшего образа государственного и общественного устройства. Большинство проблем сравнительных систем современного социального обеспечения касается функционирования и реализации социальных программ. Формирование политики и планирование используются для изменения, реализации и содействия выполнению программ, однако в различных обществах по-разному подходят к осуществлению этих задач. Все такие подходы "зажаты" между консервативной функцией социального обеспечения, суть которой — способствовать сохранению социальной системы, и ее инновационными функциями, суть которых — повлиять на адаптацию социальных институтов к новым условиям. Основные проблемы заключаются в отсутствии надежных механизмов решения конфликтов внутри государства или среди государств; недостатках в работе образовательных и других социальных институтов по адекватной подготовке молодых людей к условиям современного мира; отсутствии систем социальной поддержки, способствующих компенсации изменений в структуре семьи, ее нереализованных талантов и энергии, потери здоровья; несостоятельности социального обеспечения в организации всесторонней помощи и обслуживании социально уязвимых слоев населения.
Появление "общих" и "персональных" социальных услуг во всем индустриальном мире — пример изменений, происходящих в формах обслуживания, влияющих на такие области и виды деятельности, как социальное обеспечение семьи и ребенка; социальные службы для молодых и пожилых; социальное обеспечение инвалидов, слабых и умственно
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений