logo
том 3 энц

Теории суицидального поведения

Теории суицида имеют более длительную историю, чем теории многих других совре­менных социальных проблем. Вопрос "поче­му" относительно суицидального поведения являлся предметом размышления уже для греческих и римских философов. Научные исследования причин самоубийства появи­лись значительно позднее; считается, что первой была работа Э. Дюркгейма "Само­убийство" (1897). Хотя в центре этой осново­полагающей работы было развитие социоло­гического метода, Дюркгейм пытался классифицировать самоубийства и предло­жил три категории: 1) эгоистичное само­убийство как результат недостатка или слабо­сти социальной интеграции (семейной, религиозной или общественной, государст­венной); 2) альтруистическое самоубийство как результат чрезмерной интеграции и идентификации и лучше всего представлен­ное "почетным" самоубийством в восточных культурах, например харакири; 3) аномаль­ное самоубийство как результат потери интеграции вследствие травмы или катастро­фы, сопровождаемой отчуждением, социаль­ной изоляцией и одиночеством.

САМОУБИЙСТВО

44

После публикации работы Дюркгейма было еще много попыток описать мотивы и намерения самоубийства, создать классифи­кационную систему. В сущности, все опреде­ления суицидального поведения включают в себя: зарождение мысли о самоубийстве; на­мерение или мотивацию; знание желаемых последствий. Современные теории, объясня­ющие причины самоубийства, основаны на социологических, психодинамических, био­логических, познавательных и приобретен­ных (через научение) ориентациях человече­ского поведения.

Социологические теории. Эти тео­рии рассматривают самоубийство как функ­цию роли и статуса индивида в рамках соци­альных систем. Такие концепции, как социальное значение, социальные нормы и ограничения, стабильность и продолжитель­ность социальных отношений, лежат в основе разновидностей этих теорий. Ведущие теоре­тики этого направления — Э. Дюркгейм, А. Генри и Дж. Шорт, Дж. Гиббс и У. Мар­тин, Дж. Дуглас и Р. Марис. С развитием экологической модели, например в работе Г. Брохта (1979), было выдвинуто предполо­жение, что самоубийство провоцируется вза­имодействием между индивидом и окружаю­щей средой, а не только его намерением или обстоятельствами.

Психодинамические теории, в этих теориях самоубийство рассматривается как продукт внутренних, большей частью неосознанных мотивов. Классическим моти­вом суицида, согласно психодинамическим теориям, является бессознательный враждеб­ный импульс, который обращается внутрь, на проецируемый и вызывающий смешанные чувства объект любви (Р. Литман, 1967). Со­гласно К. Меннингеру (1938), эта враждеб­ность имеет три проявления: желание убить, желание быть убитым и желание умереть. Воссоединение с матерью, идентификация с утраченным объектом, перерождение и мще­ние — таковы возможные мотивы самоубий­ства. Психодинамические теории предпола­гают, что если импульс направлен против самого человека, как в случае суицидального поведения, то он не будет направлен против других людей. Рассматривая изменяющиеся теоретические представления 3. Фрейда о самоубийстве, следует отметить важную роль не только агрессивности, но и других факто­ров. Среди них — такие располагающие к са­моубийству причины, как тревога, вина, зависимость и гнев. Чувства заброшенности, безнадежности и беспомощности также явля-

ются компонентами психодинамики само­убийства.

Биологические теории. Согласно биологическим теориям, предрасположен­ность к самоубийству передается по наслед­ству, а биохимические изменения в организ­ме ускоряют стремление к самоубийству (У. Бани и Дж. Фосет, 1965; У. Бани и др., 1969; Б. Кэрол и Дж. Менделе, 1976; О. Хор-невич, 1974; Б. Леви и Э. Хансен, 1969; С. Лэтмэн и др., 1971; Ф. Струве, 1979). Од­нако обследование 24 пар близнецов, один из которых совершил самоубийство, показа­ло — в некоторых случаях даже через 49 лет, — что второй из близнецов не делал попыток уйти из жизни (Ф. Кальман и др., 1949). Биохимическая стимуляция также не получила однозначного подтверждения, но эта область исследований, кажется, стала особенно развиваться в последние годы (Л. Хэнкоф, 1979).

Когнитивные теории. Когнитивные теории рассматривают суицидальное поведе­ние как попытку общения или решения про­блемы и как следствие безнадежности (А. Бек и др., 1974; М. Ковач и др., 1975) и неупорядоченности мышления. Классиче­ская работа под редакцией Н. Фарбероу и Э. Шнейдмана "Крик о помощи" (1961) пред­лагает взглянуть на самоубийство как на спо­соб общения. Позднейшая работа Н. Крейт-мана, П. Смита и Э. Тана (1970) исходит из посылки, что попытка самоубийства является своего рода сообщением о переживаемых че­ловеком трудностях. Многие теоретики счи­тают, что самоубийство и попытку самоубий­ства можно рассматривать как стремление решить проблемы, которые обычно являются причинами серьезных трудностей в общении человека с другими людьми или в его отноше­ниях с окружением (С. Эплбаум, 1963; М. Левинсон и К. Нойрингер, 1971; Э. Стен-гел и Н. Кук, 1958). Некоторые теоретики полагают, что это — попытка освободиться от проблем посредством смерти или симуляция (М. Ковач и др., 1975). Понятие безнадежно­сти является неотъемлемой частью этих теорий; только те, кто не видит другой возможности решить свои проблемы, продол­жая жить, решают их посредством смерти (М. Лайнхэн, 1981).

Теории научения. Согласно этим те­ориям, суицидальное поведение является ре­зультатом реакций на подобные ситуации в прошлом, так же как и результатом подкреп­ления, воздействия среды и подталкивающих обстоятельств. Нацеленность на самоубийст-

27

САМОУБИЙСТВО

во приобретается в процессе социализации и является частью комплекса ответных реак­ций, свойственных индивиду. Возможность Суицидной реакции зависит от соответствую­щих социальных ожиданий, от доступности Средств самоубийства, от присутствия или от­сутствия предложений о вмешательстве в принятие решения (Р. Дикстра, 1973). Ожи­даемые последствия совершенного или пред­принятого самоубийства — те же, что и в пси­ходинамических теориях, — воссоединение с утраченным объектом любви, месть, покой и мир.

Обзор эмпирических данных о суициде и парасуициде привел М. Лайнхэиа (1981) к предположению о возможной социально-би­хевиористской модели, позволяющей понять Суицидальное поведение. Эта модель вклю­чает в себя многие элементы предыдущих мо­делей и дает понятийное выражение динами­ческому взаимодействию познавательной, поведенческой и окружающей систем инди­вида. Основное достоинство данной моде­ли — возможность оценки и вмешательства на основе анализа факторов демографии, ок­ружения и поведения.

Во всех западных культурах словно бы есть некая исторически постоянная предрас­положенность к суицидальному поведению (Л. Уэкстейн, 1979). Перечень мотивов са­моубийства, составленный Э. Уостмарком в 1906 г., мало отличается от современных по­пыток установить причины суицида. Среди них — межличностные конфликты и оттор­жение личности; проблемы со здоровьем, ра­ботой или школой; состояния хронической депрессии и безнадежности но отношению к будущему. Последние данные, полученные в Китае, выдвигают проблемы со здоровьем, со­провождаемые депрессией и тревогой, в каче­стве самых распространенных причин; меж­личностные конфликты не упоминаются (Дж. Чайлс, 1985).

Знание причин суицидального поведе­ния — если, разумеется, имеющаяся инфор­мация непротиворечива — должно иметь практическое значение для разработки поли­тики, программ и практики социальной работы. Хотя усилия но сбору информации продолжаются, прогресс незначителен. Дж. Зубин (1974) отмечает: "Самоубийст­во — это конечный результат процесса, а не сим процесс. В большинстве поведенческих отклонений мы имеем возможность для изу­чения но крайней мере части этого процесса. II самоубийстве мы имеем обычно конечный результат, к которому приходят различными

путями. Выяснить причину свершившегося факта почти невозможно".