Теории суицидального поведения
Теории суицида имеют более длительную историю, чем теории многих других современных социальных проблем. Вопрос "почему" относительно суицидального поведения являлся предметом размышления уже для греческих и римских философов. Научные исследования причин самоубийства появились значительно позднее; считается, что первой была работа Э. Дюркгейма "Самоубийство" (1897). Хотя в центре этой основополагающей работы было развитие социологического метода, Дюркгейм пытался классифицировать самоубийства и предложил три категории: 1) эгоистичное самоубийство как результат недостатка или слабости социальной интеграции (семейной, религиозной или общественной, государственной); 2) альтруистическое самоубийство как результат чрезмерной интеграции и идентификации и лучше всего представленное "почетным" самоубийством в восточных культурах, например харакири; 3) аномальное самоубийство как результат потери интеграции вследствие травмы или катастрофы, сопровождаемой отчуждением, социальной изоляцией и одиночеством.
САМОУБИЙСТВО
44
После публикации работы Дюркгейма было еще много попыток описать мотивы и намерения самоубийства, создать классификационную систему. В сущности, все определения суицидального поведения включают в себя: зарождение мысли о самоубийстве; намерение или мотивацию; знание желаемых последствий. Современные теории, объясняющие причины самоубийства, основаны на социологических, психодинамических, биологических, познавательных и приобретенных (через научение) ориентациях человеческого поведения.
Социологические теории. Эти теории рассматривают самоубийство как функцию роли и статуса индивида в рамках социальных систем. Такие концепции, как социальное значение, социальные нормы и ограничения, стабильность и продолжительность социальных отношений, лежат в основе разновидностей этих теорий. Ведущие теоретики этого направления — Э. Дюркгейм, А. Генри и Дж. Шорт, Дж. Гиббс и У. Мартин, Дж. Дуглас и Р. Марис. С развитием экологической модели, например в работе Г. Брохта (1979), было выдвинуто предположение, что самоубийство провоцируется взаимодействием между индивидом и окружающей средой, а не только его намерением или обстоятельствами.
Психодинамические теории, в этих теориях самоубийство рассматривается как продукт внутренних, большей частью неосознанных мотивов. Классическим мотивом суицида, согласно психодинамическим теориям, является бессознательный враждебный импульс, который обращается внутрь, на проецируемый и вызывающий смешанные чувства объект любви (Р. Литман, 1967). Согласно К. Меннингеру (1938), эта враждебность имеет три проявления: желание убить, желание быть убитым и желание умереть. Воссоединение с матерью, идентификация с утраченным объектом, перерождение и мщение — таковы возможные мотивы самоубийства. Психодинамические теории предполагают, что если импульс направлен против самого человека, как в случае суицидального поведения, то он не будет направлен против других людей. Рассматривая изменяющиеся теоретические представления 3. Фрейда о самоубийстве, следует отметить важную роль не только агрессивности, но и других факторов. Среди них — такие располагающие к самоубийству причины, как тревога, вина, зависимость и гнев. Чувства заброшенности, безнадежности и беспомощности также явля-
ются компонентами психодинамики самоубийства.
Биологические теории. Согласно биологическим теориям, предрасположенность к самоубийству передается по наследству, а биохимические изменения в организме ускоряют стремление к самоубийству (У. Бани и Дж. Фосет, 1965; У. Бани и др., 1969; Б. Кэрол и Дж. Менделе, 1976; О. Хор-невич, 1974; Б. Леви и Э. Хансен, 1969; С. Лэтмэн и др., 1971; Ф. Струве, 1979). Однако обследование 24 пар близнецов, один из которых совершил самоубийство, показало — в некоторых случаях даже через 49 лет, — что второй из близнецов не делал попыток уйти из жизни (Ф. Кальман и др., 1949). Биохимическая стимуляция также не получила однозначного подтверждения, но эта область исследований, кажется, стала особенно развиваться в последние годы (Л. Хэнкоф, 1979).
Когнитивные теории. Когнитивные теории рассматривают суицидальное поведение как попытку общения или решения проблемы и как следствие безнадежности (А. Бек и др., 1974; М. Ковач и др., 1975) и неупорядоченности мышления. Классическая работа под редакцией Н. Фарбероу и Э. Шнейдмана "Крик о помощи" (1961) предлагает взглянуть на самоубийство как на способ общения. Позднейшая работа Н. Крейт-мана, П. Смита и Э. Тана (1970) исходит из посылки, что попытка самоубийства является своего рода сообщением о переживаемых человеком трудностях. Многие теоретики считают, что самоубийство и попытку самоубийства можно рассматривать как стремление решить проблемы, которые обычно являются причинами серьезных трудностей в общении человека с другими людьми или в его отношениях с окружением (С. Эплбаум, 1963; М. Левинсон и К. Нойрингер, 1971; Э. Стен-гел и Н. Кук, 1958). Некоторые теоретики полагают, что это — попытка освободиться от проблем посредством смерти или симуляция (М. Ковач и др., 1975). Понятие безнадежности является неотъемлемой частью этих теорий; только те, кто не видит другой возможности решить свои проблемы, продолжая жить, решают их посредством смерти (М. Лайнхэн, 1981).
Теории научения. Согласно этим теориям, суицидальное поведение является результатом реакций на подобные ситуации в прошлом, так же как и результатом подкрепления, воздействия среды и подталкивающих обстоятельств. Нацеленность на самоубийст-
САМОУБИЙСТВО
во приобретается в процессе социализации и является частью комплекса ответных реакций, свойственных индивиду. Возможность Суицидной реакции зависит от соответствующих социальных ожиданий, от доступности Средств самоубийства, от присутствия или отсутствия предложений о вмешательстве в принятие решения (Р. Дикстра, 1973). Ожидаемые последствия совершенного или предпринятого самоубийства — те же, что и в психодинамических теориях, — воссоединение с утраченным объектом любви, месть, покой и мир.
Обзор эмпирических данных о суициде и парасуициде привел М. Лайнхэиа (1981) к предположению о возможной социально-бихевиористской модели, позволяющей понять Суицидальное поведение. Эта модель включает в себя многие элементы предыдущих моделей и дает понятийное выражение динамическому взаимодействию познавательной, поведенческой и окружающей систем индивида. Основное достоинство данной модели — возможность оценки и вмешательства на основе анализа факторов демографии, окружения и поведения.
Во всех западных культурах словно бы есть некая исторически постоянная предрасположенность к суицидальному поведению (Л. Уэкстейн, 1979). Перечень мотивов самоубийства, составленный Э. Уостмарком в 1906 г., мало отличается от современных попыток установить причины суицида. Среди них — межличностные конфликты и отторжение личности; проблемы со здоровьем, работой или школой; состояния хронической депрессии и безнадежности но отношению к будущему. Последние данные, полученные в Китае, выдвигают проблемы со здоровьем, сопровождаемые депрессией и тревогой, в качестве самых распространенных причин; межличностные конфликты не упоминаются (Дж. Чайлс, 1985).
Знание причин суицидального поведения — если, разумеется, имеющаяся информация непротиворечива — должно иметь практическое значение для разработки политики, программ и практики социальной работы. Хотя усилия но сбору информации продолжаются, прогресс незначителен. Дж. Зубин (1974) отмечает: "Самоубийство — это конечный результат процесса, а не сим процесс. В большинстве поведенческих отклонений мы имеем возможность для изучения но крайней мере части этого процесса. II самоубийстве мы имеем обычно конечный результат, к которому приходят различными
путями. Выяснить причину свершившегося факта почти невозможно".
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений