logo
том 3 энц

К истории развития сексуальности

Способы проявления сексуальности че­ловека оказывают глубокое воздействие как на удовлетворение индивидуальных потреб­ностей, так и на общество в целом благодаря не только своим репродуктивным последст­виям, но и вкладу в сохранение равновесия между правами отдельной личности и всеоб­щим благом. Сексуальность является одним из наиболее мощных всеобщих стимулов, од­нако по сравнению с такими потребностями, как потребность в воздухе, воде и пище, ее проявления более разнообразны. Таким обра­зом, равновесие между индивидуальным сек­суальным выбором личности и культурными нормами — вопрос постоянный.

То, как общество контролирует проявле­ния сексуальности своих граждан, влияет не только на их (проявлений) репродуктивные последствия, но и на структуру семьи, на вза­имоотношения и права мужчин, женщин и детей. В современной американской культу­ре на людей, связанных с социальным обслуживанием, была в значительной степени возложена роль третейского судьи при установлении соответствия права отдель­ных лиц на поиск удовольствий и удовлетво­рение своих потребностей индивидуальным образом представлениям об общественном благе.

Чаще всего суждения по этому вопросу облекаются в форму высказываний о половой

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

66

норме. Можно ретроспективно проследить происхождение представлений о норме с мо­мента возникновения понятия репродуктив­ного уклона, о котором шла речь выше, хотя их также можно попытаться обосновать при помощи статистического анализа (то, что де­лает большинство людей, является нормаль­ным; то, что делает небольшое число лю­дей, — ненормально) или при помощи мнения уважаемых "авторитетов", коими обычно являются высокообразованные белые мужчины из средних слоев общества.

Хотя представители профессий, связан­ных с социальным обслуживанием, все боль­ше поддерживают свободу выбора в реализа­ции сексуальных и интимных потребностей индивидов, выходящих за рамки предписа­ний репродуктивного уклона, выдвигается предположение, что излишняя широта взгля­дов в этом вопросе может быть опасной для общего блага. Сторонники последнего мне­ния отстаивают более консервативную мо­дель решения вопроса о свободе сексуального выбора и считают, что отклонения от репро­дуктивной модели являются проявлениями патологии (X. Стрин, 1983).

В целом наиболее важным вопросом, по-видимому, является следующий: какова функциональная модель проявления сексу­альности, учитывающая индивидуальные различия и права отдельных лиц, но в то же время не задевающая тех, кто не хочет, чтобы затрагивали их чувства, которая представля­ла бы минимальную угрозу общественному благосостоянию? С таких позиций проявле­ние сексуальности можно оценивать в кон­тексте его значения для других аспектов жиз­ни данного индивида и связей с ними — с точки зрения того, что хочет получить инди­вид от сексуальной деятельности. Пока эти желания являются достижимыми, приводят к самореализации индивида, повышают его са­моуважение, пока он не использует в своих интересах других людей и не наносит им вре­да, — эти желания являются наиболее разум­ными критериями оценки сексуального "здо­ровья" данного человека. Использование любых других стандартов проявления сексу­альности может привести к личностным, ре­лигиозным или другим притеснениям, пред­рассудкам и нарушениям прав остальных людей.