Существующая практика планирования
Избрание президентом Рональда Рейгана в 1980 г. на волне консервативной политической и экономической реформы внесло значительные изменения в планирование и финансирование добровольческого сектора. Курс администрации Рейгана возложил тяжелое бремя на некоммерческий добровольческий сектор, отвечающий за удовлетворение социальных нужд. Он внес также изменения в национальные подходы к социальной политике, которой неуклонно придерживались администрации демократов и республиканцев со времен "Нового курса" Т. Рузвельта ("от разрешения проблем — к бюджетным сокращениям") (Д. Боден и Дж. Палмер, 1984). Таким изменениям способствовал постоянный рост федерального дефицита бюджета.
В 1985 финансовом году федеральные расходы на социальные программы были сокращены почти на 9%, или на 38 млрд долл. Многие из этих сокращений привели к ограничению выплаты пособий и социального обслуживания для бедных, к исключению работающих бедных и стоящих на грани бедности людей из правительственных программ и, как следствие, к значительному росту числа людей, живущих ниже уровня бедности (Дж. Палмер и И. Соухилл, 1984).
Администрация Р. Рейгана была полностью уверена в том, что движение добровольцев и инициативы частного сектора достаточны для удовлетворения национальных потребностей. Однако сокращение федеральных налогов и затрат на социальные нужды
неблагоприятно отразилось на добровольческом секторе. Низкие уровни налогов привели к тому, что между 1981 и 1984 гг. было собрано благотворительных взносов на сумму в 10 млрд. долл., так как пришлось уменьшить скидки за благотворительность для налогоплательщиков (Л. Саламон, 1984). Сокращение внутренних расходов привело также к существенному ограничению денежных средств благотворительных организаций, а потребность в социальном обслуживании возросла. Наиболее пострадали добровольческие социальные службы и общинные организационные агентства, занимающиеся бедными (Л. Саламон, 1983).Будучи не в состоянии увеличить плату за обслуживание или ждать увеличения частных благотворительных взносов, эти агентства были вынуждены сворачивать свою деятельность, чтобы свести концы с концами. Сокращение выделяемых денежных средств привело к ущемлению гражданских прав и к ответным мерам и нападкам на проводимую политику, что также увеличило потребность в средствах для многих добровольных групп защиты интересов различных слоев населения.
Исповедуемая администрацией философия открытого рынка способствовала притоку коммерческих фирм в сферу социального обслуживания, которая ранее традиционно отводилась государственным и добровольческим некоммерческим организациям, а именно в такие области, как дневной уход, медицинский уход, здравоохранение, управление тюрьмами, реабилитация наркоманов и злоупотребляющих алкоголем лиц, консультирование по проблемам семьи. Управление правосудия для несовершеннолетних и предупреждения правонарушений энергично способствовало обращению прибыльных организаций за ссудами по Закону о судопроизводстве для несовершеннолетних и профилактике преступности. Если бы это продолжалось дальше, то подобная тенденция могла поставить под угрозу доступность крайне необходимых услуг для групп с низким доходом, не представлявших собой платежеспособный рынок.
В это время наблюдалось делегирование ответственности за социальные программы от федерального правительства к правительству штата, а затем — к местным властям. Это нашло отражение в объединении 76 различных категорий субсидий, выделяемых штатам, в девять групп субсидий, которые выделялись в 1982 г. И хотя большие затраты со стороны местных властей позволяли возмещать эти со-
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
242
кращения, государственные пособия и обслуживание в целом были сокращены, что явилось отступлением от прогрессивного движения к национальному единообразию, а следовательно, к установлению равных для всех стандартов (Г. Петерсон, 1984).
Рост численности живущего за чертой бедности населения, положение которого усугублялось вследствие сокращения средств, выделяемых для добровольного обслуживания и адвокатских организаций, вероятнее всего, оказал воздействие на добровольческий сектор планирования и деятельность по сбору средств. Во-первых, он повлиял на развитие третичного сектора, занимающегося социальным обеспечением, т. е. сети добровольческих агентств, которые в чрезвычайных ситуациях оказывают такую помощь, как предоставление места для ночлега и еду без проверки нуждаемости для лиц, которые оказались не охваченными помощью со стороны государственного сектора. Во-вторых, он бросил вызов ведущему положению движения "Общего пути" по отношению к добровольческому обслуживанию и сбору средств.
Агентства третичного сектора четко потребовали внимания со стороны традиционных органов планирования и сбора средств. Большинству крупных, расположенных в городах организаций "Общего пути" пришлось рассмотреть вопрос о размещении средств для обслуживания третичным сектором, что явилось шагом назад, к 20-м годам. И хотя агентства этого сектора не должны быть обязательно включены в состав МООП, происходившие экономические изменения вынуждали МООП выделять средства на обслуживание в чрезвычайных ситуациях, предлагаемое этими агентствами.
К 1983 г. существовало 69 альтернативных фондов по сравнению всего лишь с девятью, существовавшими в 1973 г. Возникли такие фонды, как "Объединенный призыв к сохранению здоровья", объединенные фонды чернокожих граждан, фонды "Социальные действия — государственные интересы", объединенные фонды работников искусств, национальные агентства по здравоохранению, женские фонды, международные обслуживающие агентства. Все эти фонды охотятся за благотворительными долларами, удерживая их из заработной платы на рабочих местах, что прежде было исключительным правом "Общего пути". В 1984 г. альтернативные фонды собрали со служащих путем удержания су мм из заработной платы 53,7 млн долл., большую часть из них — в государственных
учреждениях. К1985 г., например, 29 штатов приступили к кампаниям по сбору средств среди служащих, что было значительно масштабнее кампаний середины 70-х годов. Стали открывать свои двери и частные корпоративные предприятия.
Серьезное ограничение ресурсов в 80-е годы вынуждает учрежденные финансовые объединения пересмотреть методы планирования. Даже когда независимые советы по планированию входили в большинстве городов в структуру МООП, они должны были доказать свою способность осуществлять планирование. Планирование, осуществляемое МООП, развивалось в трех направлениях: корпоративное стратегическое планирование, программное планирование и разрешение проблем на общинном уровне. Планирование, как правило, осуществляется в крупных городах для их долгосрочного развития. С точки зрения методологии такое планирование требует систематического сбора социально-демографических, социально-культурных, политико-экономических данных (Б. Филлипс, 1985). Советы директоров агентств, осуществляющие планирование на высшем уровне, рассматривают влияние социально-демографических тенденций, изучают государственные и корпоративные политические решения, экономические изменения, социальные явления, могущие повлиять на способность оранизаций выполнять свою миссию. Если здесь возникают сложности, приводятся в действие внутренние корпоративные механизмы, помогающие организации приспособиться к меняющемуся окружению.
Программное планирование включает ежегодное планирование и принятие решений по размещению средств общины МООП или еврейских объединений в интересах агентств, являющихся их членами. Программное планирование должно отвечать вновь возникающим потребностям. При осуществлении программного планирования разрабатывается иерархия приоритетов на получение выделяемых средств. Учитываются рациональное определение потребностей, возможности агентств по их удовлетворению и политические предпочтения.
Спорным моментом в программном планировании по-прежнему остается размещение средств для удовлетворения новых потребностей. Исходя из опыта 60—70-х годов, все больше и больше организаций МООП откладывают часть своих ежегодных поступлений для того, чтобы на проектной основе субсидировать или финансировать меропри-
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
ятия, осуществляемые агентствами. В то же время сейчас не акцентируется внимание на привлечении новых агентств. Это делается, чтобы приостановить рост финансовых обязательств и, следовательно, избежать ограничений в свободе действий при размещении собранных средств. И в агентствах МООП, и в еврейских объединениях выделение собранных в ходе кампаний средств на развитие новых направлений всегда создает напряжение между центром и его агентствами. Программное планирование, таким образом, требует нахождения верного баланса между внутренним и внешним давлением.
Разрешение проблем на общинном уровне превращает общины в новую опору полноценного обслуживания, предоставляемого движением "Общий путь". Община сосредоточивает собственные усилия на планировании мер по решению важной проблемы или проблем. МООП выполняет в подобной ситуации функции катализатора, помощника и координатора, а не является центральным органом, распределяющим денежные средства и разрешающим проблему. Подобный подход подтверждает факт, что ни одна из организаций не обладает достаточными ресурсами и соответствующим штатом экспертов для разрешения возникающих в общине проблем и что централизация не всегда желательна. Именно поэтому "Общий путь" стал обращать внимание на важность совместных усилий или партнерства между государственными и частными организациями и лидерами. "Общий путь" видит в данном случае свою роль не только в традиционной деятельности по сбору и размещению средств, но еще и в том, чтобы повысить сознательность членов общины, свести людей вместе, способствовать разработке программ обслуживания и оказывать влияние на решения, принимаемые в отношении здравоохранения и гуманитарного обслуживания.
Новые направления в секторе добровольческого планирования и затрагиваемые им вопросы отражают в значительной мере политические и экономические изменения 80-х годов, имеющие далеко идущие последствия. Хотя и существуют значительные различия в размерах и возможностях организаций современного добровольческого сектора, не будет выглядеть чрезмерно смелым предположение, что если федеральное правительство стало проводить политику по отказу от социального контракта, заключенного во времена "Нового курса", то такая политика вынуждает добровольческий сектор вновь взять на себя роль, которую он исполнял до 30-х годов, ког-
9—5382
да он отвечал за разрешение проблем общин и обеспечение обслуживания в случаях крайней необходимости. По иронии судьбы результаты, которые принесет существующая практика планирования, будут зависеть от того, в какой мере совместное разрешение проблем и создание коалиции в добровольческом секторе повлияют на сегодняшнее видение будущего социального планирования.
Стэнли Венокур
См. также: Добровольцы; Добровольческие агентства; Социальное планирование; Социальное планирование в государственном секторе; Социальное планирование и организация в местных общинах.
• Bawden D. L., Palmer J. L. (1984). Social Policy: Challenging the Welfare State. In: J. L. Palmer, I. V. Sawhill (Eds.). The Reagan Record (p. 177—215). Cambridge, Mass.: Ballinger Publishing Co. • Dunham A. (1958). Community Welfare Organization: Principles and Practice. N. Y.: Thomas Y. Crowell Co. • Loomis F. D. (1945). Concerning Councils. In: W. McMillen (Ed.). Community Organization for Social Welfare (p. 486—488). Chicago: University of Chicago Press. • McMillen W. (1945). Community Organization for Social Welfare. Chicago: University of Chicago Press. • Ormsby R. (1969). A Man of Vision: Francis H. McLean, 1869—1945. N. Y.: Family Service Association of America. • Palmer J. L., Sawhill I. V. (1984). Overview. In: J. L. Palmer, I. V. Sawhill (Eds.). The Reagan Record (p. 1—30). Cambridge, Mass.: Ballinger Publishing Co. • Peterson G. E. (1984). Federalism and the States: An Experiment in Decentralization. In: J. L. Palmer, I. V. Sawhill (Eds.). The Reagan Record. Cambridge, Mass.: Ballinger. • Phillips B. A. (1985). Designing Community Population Studies That Are Used: A Model for Decision-Making.— Journal of Jewish Communal Service, 61(4), 289—294. • Salamon L. M. (1983). Serving Community Needs: The Nonprofit Sector in an Era of Governmental Retrenchment. Wash., D. C: Urban Institute. • Salamon EM. (1984). Nonprofit Organizations: The Lost Opportunity. In: J. L. Palmer, I. V. Sawhill (Eds.). The Reagan Record. Cambridge, Mass.: Ballinger Publishing Co. • Tropman J. E. (1971). Community Welfare Councils. In: Encyclopedia of Social Work (16th ed., p. 150—156). N. Y.: National Association of Social Workers. • Wenocur S. (1975a). ihc Adaptability of Voluntary Organizations: External Pressures and United Way Organizations. - Policy and
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ
Politics, 3(4), 3—23. • Wenocur S. (1976). А Pluralistic Planning Model for United Way Organizations.— Social Service Review, 50(4), 586—600.
СОЦИАЛЬНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
И ОРГАНИЗАЦИЯ
В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ
Социальное планирование и организация общины относятся к методам практической социальной работы, которые обычно определяются как методы решения проблемы. Социальный работник помогает действующей в общине социальной системе, состоящей из отдельных лиц, групп или организаций, решать социальные проблемы. Социальные проблемы включают в себя два главных взаимосвязанных компонента: 1) социополитические процессы в проблемной группе, в том числе подбор новых членов группы, работа с ними, а также развитие организационных и межличностных связей между ними, направленное на объединение их усилий; 2) технические задачи: определение проблемных областей, анализ причин, формулирование планов, выработка стратегии мобилизации средств, необходимых для результативной деятельности.
- Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в годы "Великой депрессии"
- 3 Радикальное направление в социальной работе
- Радикальная практика в 60-х годах
- Современные трудности и приоритеты
- Заключение
- Развод и раздельное проживание
- Демографическая информация
- Состояние семьи и эмоциональное равновесие
- 8 Разводи раздельное проживание
- Потери при разделении и разводе
- 11 Развод и раздельное проживание
- Социальные проблемы
- Роль социального работника
- 13 Развод и раздельное проживание
- Исторический аспект
- Причины дискриминации
- Показатели неравенства
- Принимаемые меры
- 11 Расовая дискриминация и неравенство
- Современные споры
- Социальная работа и расовое неравенство
- Регистрация избирателей
- 21 Регистрация избирателей
- 23 Регистрация избирателей
- Динамика регистрации
- Значение и функции ресурсов
- 27 Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
- Концептуальная основа
- Привлечение ресурсов
- 29 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- 19 Ресурсы клиента: мобилизация и координация
- Родители как клиенты социальной службы
- Курсы родительских знаний
- 21 Родители как клиенты социальной службы
- Систематические учебные занятия для родителей (сузр)
- Программа соучастия родителей
- Программы, нацеленные на изменение поведения
- Другие подходы
- Направленность учебы родителей по группам
- Исследование эффективности учебы родителей
- 37 Родители как клиенты социальной службы
- Заключение
- 39 Родители как клиенты социальной службы
- Проблемы определения и классификации
- 41 Самоубийство
- Эпидемиология
- Социальные и психологические корреляты суицидального поведения
- Теории суицидального поведения
- Политика и программы
- Проблемы сегодняшнего дня
- 47 Самоубийство
- Роль социальных работников в разработке политики
- 48 Самоубийство
- Сексуальное насилие над детьми
- Тенденции
- Социальные и психологические факторы
- Современные дебаты
- Роль социальной работы
- Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Развитие системы помощи
- 55 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Современные тенденции
- Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи
- 57 Сексуальное насилие: службы социальной помощи
- Роль социальной работы
- Заключение
- 59 Сексуальность
- Сексуальность
- Проблемы определения
- Компоненты сексуальности
- Социальные нормы и сексуальность
- Роль социальных работников в разработке политических программ и развитии социальных услуг
- 65 Сексуальность
- К истории развития сексуальности
- Современное развитие и проблемы
- Заключение
- Сексуальные дисфункции
- Диагностика
- Заторможенное сексуальное
- 71 Сексуальные дисфункции
- Лечение
- Актуальные проблемы
- История сельского социального обеспечения
- Современное положение
- Основные принципы социальной работы на селе
- Социальная политика
- Специализированные социальные службы
- Сельские меньшинства
- Сельские женщины
- 83 Семьи в повторных браках
- Семьи в повторных браках
- Определение
- Социальные тенденции и демография
- Усилия и напряженность
- Роль социальных работников
- Что такое работа с семьей?
- Что такое семья?
- Исторический контекст
- Движение за помощь семье (семейная традиция)
- Общие темы семейной терапии
- Практика социальной работы с семьей
- Практическое применение результатов исследований
- Современное положение
- Определение
- Культурологические различия
- Развитие семьи
- Социальная политика
- Практические возможности
- Семья нуклеарная
- Возникновение современной семьи
- Демография американской семьи
- Социальное изменение и американская семья
- 111 Семья нуклеарная
- Семейная политика
- Перспективы
- Семья с одним родителем
- Изменения демографических показателей
- Дети в неполных семьях
- Экономические и социальные проблемы
- Роль социальных работников
- X. Уэйнгартен, 1979; г. Маккабин и др., 1982).
- Семья: планирование
- Рост населения
- Планирование семьи
- 1983 Г. Такие программы действовали в 35 странах, где проживало около 80% населения развивающихся стран.
- Методы планирования семьи
- Результаты программ планирования семьи
- Научные исследования по вопросам рождаемости
- Прогнозы и долгосрочные задачи
- Семья: современные тенденции
- Общественные силы, влияющие на семейную жизнь
- Основные тенденции в структуре семьи
- Итоги семейного функционирования
- Семьи, где работают муж и жена
- Насилие в семье
- Будущее американской семьи
- Семья: социальные службы
- История
- 78 Семья: социальные службы
- Роль правительства
- Общие направления
- Заключение
- 137 Сеттльменты и территориальные центры
- 143 Системы социального обеспечения в различных странах
- Бридж Мохан
- Управление и членство
- 87 Совет по образованию социальных работников
- Другие программы Совета по Образованию социальных работников
- События 80-х годов
- Текущие тенденции
- Кто служит и почему?
- 151 Советы директоров
- Обязанности членов совета директоров
- Состав совета директоров
- Ориентация и обучение
- Отношения между советами директоров и исполнительными органами
- Отношения между советом директоров и персоналом
- Определение дискриминации
- История вопроса
- Экономические проблемы
- Трудовая занятость
- Профессиональная сегрегация
- Доход, благосостояние и бедность
- Программы коррекции
- Государственная поддержка
- Экономические проблемы пенсионного обеспечения
- О будущем
- Наоми Готтлиб
- Социальная защита детей
- Службы и программы
- Роль социальных работников
- Тенденции в сфере защиты детей
- Междисциплинарные команды.
- Определение
- На кого рассчитана система услуг?
- Предоставление услуг
- Правовые вопросы
- Тенденции
- 171 Социальная ответственность корпораций
- Социальная работа в производственной сфере
- Исторические предпосылки
- Развитие практики
- Обучение
- Проблемы
- Тенденции и планы
- 183 Социальная работа и социальные службы
- Изменяющийся характер профессий
- Социальная работа как профессия
- Социальная работа и гуманитарные услуги
- База знаний в системе социальной работы
- Проблемы будущего
- Историческая справка
- Образование для социальной работы
- Разработка модели
- Текущие проблемы
- 205 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Ограничения
- Демократизация социального
- 140 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- 211 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Адаптационные процессы в социальной политике
- 213 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики
- Первый срок президентства р. Рейгана
- Социальное общение: развитие навыков
- Теоретические основы
- Экспертная оценка
- Выводы исследователей
- Перспективные направления
- Социальное планирование
- История возникновения
- Первоначальные ожидания
- 225 Социальное планирование
- Рациональность
- 158 Социальное планирование
- Пределы
- Методы планирования
- 162 Социальное планирование
- Образование
- Заключение
- 233 Социальное планирование в государственном секторе
- Социальная работа и планирование
- Исторический обзор
- Существующая практика планирования
- Виды деятельности
- 245 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Условия и обстоятельства
- Об истории общин
- 178 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 249 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к другим методам социальной работы
- 251 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Отношение к профессиональному планированию
- 184 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 255 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Образование
- 257 Социальное планирование и организация в местных общинах
- 258 Социальное планирование и организация в местных общинах
- Принципы и положения
- 90 % От первых 297 долл. Сеиз
- 263 Социальное страхование
- Доход пожилых людей
- Совершенствование законодательства
- Будущая повестка дня и проблемы
- Марта Озава
- Социальные проблемы: теории и определения
- Литература по социальной проблематике
- Характер перемен
- 269 Социальные проблемы: теории и определения
- Наиболее очевидные проблемы
- 271 Социальные проблемы: теории и определения
- Реакция общества
- 273 Социальные проблемы: теории и определения
- Проблемы социального обслуживания
- Модель эволюционного исследования
- Современное положение
- Службы по проблемам детской преступности и условного освобож-
- 283 Социальные услуги: правительственный заказ
- Преимущества и недостатки
- Угрожает ли опасность частным агентствам?
- Пол Террелл
- Социальный диагноз
- Психосоциальные потребности и проблемы клиентов
- Содержание диагноза
- Источники информации
- Использование средств массовой информации в сфере социального обеспечения
- Текущие проблемы
- Из истории
- Трудности, связанные с судами для несовершеннолетних
- 299 С уды для несовершеннолетних
- Дилемма, существующая в настоящее время
- Роль социальной работы в условном освобождении на поруки, освобождении под честное слово
- Новые возможности социальной работы
- 301 Суды для несовершеннолетних
- Территориальная община: социальные действия
- Характерные особенности
- Прогрессивная Эра и пропаганда социальной защиты
- Идеологическая, классовая работа 30-х годов
- 305 Территориальная община: социальные действия
- Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.
- Дилеммы
- Территориальная община: теория и исследования
- Теория общины
- Участие граждан
- Структура власти
- Анализ сети социальных организаций
- 313 Территориальная община: теория и исследования
- Исследования и их применение на практике
- Территориальная община: эволюция
- Масштабы деятельности
- Функции
- Стратегии вмешательства
- Оперативные структуры и методы
- Участие населения
- Социальные работники в общине
- Территориальный аспект социальной работы
- Что такое микрорайон?
- 321 Территориальный аспект социальной работы
- Границы микрорайона
- Функции микрорайонов
- 2) Структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
- Организация общины и защита.
- 327 Территориальный аспект социальной работы
- Роль социальных работников
- Заключение
- Трансактный анализ
- Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
- Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия
- Игры и шантаж
- Сценарий жизни
- Диагностика и решение проблем
- Использование анализа межличностного взаимодействия
- Набор и отсев кадров
- Аттестация
- Процедура отбора
- Инструктаж сотрудников
- Оценка исполнения работы
- Совершенствование персонала и планирование карьеры
- Подача жалоб
- Стратегия управления
- Обучение персонала
- Управление финансами
- Определение
- Планирование
- Поиск средств
- Размещение финансовых средств
- Документация
- Контроль за расходами и управление средствами
- Ведение отчетности и обработка полученных данных
- Перспективные направления
- Усыновление
- История вопроса
- Типы усыновления
- Сфера возможностей усыновления
- Кто усыновляет?
- Кому нужно быть усыновленным?
- Процесс усыновления
- Приемные родители
- Проблемы в усыновлении
- Заключение
- Рост участия в 60—70-х годах
- Предпосылки успеха
- Итоги участия граждан в 60—70-х годах
- Гражданское участие в 80-х годах
- Современные тенденции
- Новые проблемы
- Место социальных работников
- Реформы "Великого общества"
- 365 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Начало консерватизма: 70-е годы
- 367 Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
- Реформистские предложения, не
- Направление политики после 1980 г.
- 373 Феминизм и социальная работа
- 383 Цветные меньшинства
- 305 Ценности и этика
- Остальные три части Кодекса, относящиеся к взаимоотношениям социальных работников с работодателями, профессии социальной работы и обществу в широком смысле,
- 393 Церковные агентства социальной помощи
- 313 Церковные агентства социальной помощи
- Необходимая квалификация
- Вознаграждение и риск
- Проблемы
- 1978 Г. Наср начала выпускать ежеквартальный журнал для школьных социальных работников "Социальная работа в образовании".
- 328 Школа и социальная работа
- 415 Эволюция человека: биологический аспект
- 343 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 433 Эволюция человека: социокультурный аспект
- 447 Этические проблемы в социальных исследованиях
- 369 Этнические группы: проблемы взаимоотношений